Полиция предупредила о новых способах хищений с банковских счетов
ГУ МВД России по Новосибирской области рассказало о новом виде мошенничества, основанном на использовании популярных легальных программ, позволяющих мошенику подключиться к смартфону жертвы.
Мошенник звонит потенциальной жертве, представляется сотрудником банка и сообщает о зафиксированных подозрительных транзакциях по счету клиента. Ему сообщают, что банк заблокировал подозрительную операцию, но для окончательной ее отмены требуется содействие клиента. При этом его не просят сообщить данные его банковской карты или коды подтверждения операций из смс, что повышает уровень доверия к звонящему «сотруднику банка».
Под предлогом необходимости проверки идентичности данных личного кабинета или удаления с устройства клиента вредоносного программного обеспечения его убеждают установить приложение и сообщить ID программы. Как только пользователь сообщает номер идентификации для подключения, злоумышленники получают доступ ко всей информации, хранящейся в телефоне или компьютере, а также возможность удаленно управлять устройством — заходить в личный кабинет банка, совершать операции со счетом и перехватывать смс, содержащие коды подтверждения транзакций.
ГУ МВД России по Новосибирской области поделилось примером. В апреле 2020 г. в управление обратилась с заявлением женщина, которая рассказала, что накануне ей поступил звонок якобы от сотрудника банка, который сообщил, что по ее банковскому счету зафиксирован факт мошенничества. Заявительница по рекомендации звонившего установила на смартфон приложение, чтобы защитить мобильное устройство от мошенников, и сообщила «сотруднику банка» ID. Через несколько минут со счета женщины было похищено 130 000 руб.
Такой же факт мошенничества зафиксирован в мае. После того, как мужчина назвал лже-работнику финансового учреждения ID программы, установленной по его рекомендации, со счета было похищено 36 тыс. руб.
По этим фактам возбуждены и расследуются уголовные дела, отметили в региональном ГУ МВД.
Полиция и Сибирское ГУ Банка России рекомендуют:
1. Ни при каких обстоятельствах не выполнять подобные просьбы.
2. Если уже установили подобное приложение по рекомендации «сотрудника банка», сразу же его удалить.
3. Чтобы не стать жертвой мошенников, при любых подозрительных звонках от якобы сотрудников банка нужно положить трубку, вручную набрать номер горячей линии банка и сообщить об инциденте. Телефон всегда указан на оборотной стороне банковской карты.
Статистические данные о преступлениях общеуголовной направленности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий за период с 14 мая по 28 мая 2020 г:
1. Зарегистрировано 190 краж с банковских счетов, а также электронных денежных средств в других системах (пункт «г» части 3 статьи 158 УК РФ).
2. 115 фактов мошенничества общеуголовной направленности (совершенные с использованием поддельных кредитных, расчетных карт; компьютерной техники, программных средств, машинных носителей; фиктивных электронных платежей; сети Интернет).
3. 45 мошенничеств общеуголовной направленности, совершенных с помощью мобильного телефона.