Банк «Санкт-Петербург»: «Мы ни на день не остановили работу по ВЭД во время пандемии»

Павел Лосев
Павел Лосев. Иллюстрация: Банк «Санкт-Петербург»

Во время кризиса российский бизнес, особенно в сфере ВЭД, оказался буквально на грани выживания. Бизнесу на помощь пришли государственные и банковские меры поддержки.

В Новосибирске роль такого спасителя во многом сыграл Банк «Санкт-Петербург». Он сравнительно недавно полноценно зашел на региональный рынок, официально открыв филиал в январе 2020 г., но уже успел активно проявить себя во время пандемии. Директор дирекции внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» Сергей Норицин и директор Новосибирского филиала Банка «Санкт-Петербург» Павел Лосев рассказали о работе с ВЭД в период пандемии и коррективах, которые она внесла в работу банка, поддержке клиентов — экспортеров и импортеров — и прогнозах на будущее.

Какое место ВЭД занимает в корпоративном бизнесе Банка «Санкт-Петербург»?

Сергей Норицин: В общей выручке банка корпоративный бизнес составляет 45% — это достаточно большая доля. При и этом доля выручки по ВЭД в структуре корпоративного бизнеса — почти четверть. Так что у нас приоритетное место. В 2020 г. ВЭД — драйвер роста корпоративного бизнеса.

Почему и когда рынок ВЭД стал интересен Банку?

Сергей Норицин: Нужно сначала определиться, что такое ВЭД. Раньше в банке это были простые, в основном расчетные продукты для экспортеров и импортеров, но два года назад было принято решение централизовать все подразделения, которые участвуют в обслуживании клиентов по ВЭД. Было образовано единое подразделение, которое отвечает в режиме одного окна. Мы увеличиваем само понятие ВЭД: это не просто расчетная касса обслуживания клиентов по валютным платежам, но также весь инструментарий, который сопряжен с валютными и другими рисками клиентов. Понимая, какие риски несут клиенты, мы стали глубже подходить к вопросам консалта и небанковских продуктов, а также можем им представить комплексное решение для внешнеторгового бизнеса. То есть интересен ВЭД в фокусе стратегии стал с декабря 2018 г.

Чем банку интересен в этом плане Новосибирск?

Павел Лосев: До 2020 г. банк присутствовал в городе Новосибирске в формате представительства, ориентируясь на работу преимущественно с крупнейшими клиентами. Поэтому весь тот сервис, который был доступен широкому кругу клиентов на основных площадках, производить в режиме онлайн в Новосибирске было затруднительно. Сейчас, когда открылась полноценная площадка, ВЭД сформировался как отдельное направление. Для ВЭД город Новосибирск — это ключевой город, интересный с точки зрения бизнеса и экономических связей, так как является большим транспортным хабом. Вокруг Новосибирска расположены крупные экспортеры из Кемеровской области и Алтайского края, чувствуется близость к Китаю в торговой сфере. Наша задача — просто находиться рядом и оказывать тот же уровень сервиса, какой мы предлагаем в европейской части РФ.

Каковы ваши конкурентные преимущества? Почему клиент должен выбрать именно ваш банк в качестве партнера по ВЭД?

Сергей Норицин: Есть три группы основных преимуществ. Первое — это экспертиза. К ней относятся: единое окно решения всех задач клиента, отраслевая экспертиза по ВЭД и персональный подход к каждому клиенту с точки зрения экспертизы. Второе — онлайн-среда. Есть «Личный кабинет ВЭД» в интернет-банке, а все услуги по ВЭД структурированы с точки зрения онлайн-подхода — в результате клиенту и удобно, и, что главное, быстро. Третье преимущество — сервисные метрики. Для этого у нас есть служба поддержки участников ВЭД, которая доступна семь дней в неделю, — «ВЭДсовет»: получить ответ на вопросы по внешнеэкономической деятельности можно по телефону +7 812 384 75 75 (доступен и в Whatsapp), электронной почте foreigntrade@bspb.ru или, оставив заявку на сайте https://www.bspb.ru/foreign-trade/form/.

Мы предоставляем единое решение по менеджменту, которое обслуживает клиента по всем продуктам, с учетом общей истории выдает лучшее предложение за счет правильного бюджета. К тому же у нас есть все необходимые цифровые продукты, мы развиваем направление консалтинга. В прошлом году мы подписали соглашение с Российским экспортным центром о статусе банка-партнера, запустили совместно с РЭЦ акселерационные программы и сейчас готовим бизнес-миссии прошедших акселерацию клиентов за рубеж. Мы стараемся смотреть на ВЭД гораздо шире, нежели просто предложения неких банковских продуктов.

Как отражается на конкуренции появление маркетплейсов и экосистем, где предлагаются, помимо традиционных, еще и нестандартные? Есть ли смысл внедрять уникальные сервисы для привлечения клиентов?

Сергей Норицин: В период низких ставок на рынке как раз сервисы — одни из главных векторов получения непроцентного дохода для банков. Наш банк давно перестал быть банком в обычном значении этого слова. Сейчас клиент приходит не просто за финансированием или за постановкой контракта на учет, открытием счета, клиенты видят в банке бизнес-партнера, готового в максимально сжатые сроки решить практически любой вопрос бизнеса, именно поэтому выстраивание продуктов и услуг в экосистему имеет особый вес. Наше мнение, что это необходимый шаг в предоставлении качественного сервиса клиентам, поэтому сейчас мы активно работаем над созданием единого пространства, где клиент может в одном месте получить консультацию практически по любому вопросу. Ведется работа над сбором обратной связи и разработкой концепции единого окна, и мы очень надеемся к концу этого года выйти на рынок с новым, комплексным, оформленным предложением в части ВЭД.

По каким критериям будет идти отбор и как завлечь к себе клиентов — участников ВЭД — в условиях пандемии?

Сергей Норицин: Сейчас важно, что мы должны помочь нашему клиенту. Мы как банк и как агент валютного контроля видим больше. Критериев отбора как таковых нет, единственный подход — у клиента должно быть устойчивое развитие. Как завлечь? Экспертизой. Когда клиенту нужны ответы, на помощь приходит экспертиза от людей, которые ответят на все вопросы.

Павел Лосев: Что касается нашего филиала, то здесь мы идем против сложившегося в последние годы тренда на банковском рынке: мы не перезакрепляем импортеров и экспортеров в столичные офисы вверх по вертикали, а наоборот создаем эту компетенцию в части ВЭД и ее сопровождению непосредственно в Новосибирске, чтобы быть ближе к клиенту и не зависеть от разницы в часовых поясах.

Что вы предложили в качестве мер поддержки участникам ВЭД?

Сергей Норицин: Меры поддержки — это отчасти защита клиентов от рисков, которые возросли у клиентов. В начале пандемии банк предложил специальный комплекс мер банковской поддержки участников ВЭД. В рамках комплекса были представлены финансовые услуги и сервисы, актуальные в условиях 100%-ного удаленного обслуживания. Так, Банк «Санкт-Петербург» обеспечил в ВЭД бесперебойные платежи как в российских рублях, так и в иностранной валюте день в день, без изменения режима приема и отправки. Персональные валютные контролеры онлайн осуществляли полный комплекс по валютному контролю: ставили контракты на учет, осуществляли проверку представленных документов на валютный контроль в соответствующие сроки. А также банк увеличил время и сумму конверсионных операций. Клиенты могли конвертировать валюту прямо из интернет-банка в режиме онлайн c 9:00 до 23:00, а сумма одной сделки увеличена до 15 млн долл. США. У банка есть специализированная кросс-национальная команда, которая работает над сделками по ВЭД.

Еще мы довольно тесно сотрудничаем с Российским экспортным центром и Минпромторгом РФ по программе субсидирования экспортеров. Важная составляющая — информационная поддержка. С тех пор, как начался кризис, мы в режиме 24/7 помогаем решить все так, чтобы клиент не начал терпеть убытки или получать штрафы.

Павел Лосев: Действительно, самая главная поддержка от банка заключается в том, что мы ни на день не остановили работу по ВЭД, несмотря на то что было много нерабочих дней в условиях пандемии. Мы с первого же дня перестроили в онлайн нашу работу, поэтому ни на один день бизнес не встал. А скорость обслуживания и прохождение платежей стали даже лучше, чем до пандемии.

Насколько серьезное падение объемов по клиентам этого сектора вы прогнозируете по 2020 г. относительно докризисных прогнозов? Ваши сценарии на перспективу трех лет?

Сергей Норицин: На наш взгляд, кардинального падения сектора ВЭД на данный момент предсказывать нельзя. Причин этому несколько. В первую очередь, о падении всей индустрии нельзя однозначно судить, так как структура внешнеэкономической деятельности как таковая неоднородна: она делится на экспортные и импортные потоки, те, в свою очередь, делятся на потоки товаров и услуг, и при этом каждый отдельный поток еще разделяется на множество отраслей. В каждом из указанных направлений ВЭД может наблюдаться совершенно разная динамика в кризисные периоды: конечно, объемы по ряду международных сделок снижаются, но также и довольно значительная часть не только остается стабильной или претерпевает лишь небольшие колебания, но и растет. В перспективе трех лет рынок восстановится. Что касается текущего периода, то мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить работу клиентов в зоне комфорта. Новые реалии, которые создала пандемия коронавируса, — это вызов для всей банковской системы и особенно для тех банков, кто занимается внешнеэкономической деятельностью. Банк «Санкт-Петербург» успешно справился с этим вызовом. Мы не ограничили время платежей, суммы конверсии, не прекратили постановку контрактов на учет, оказываем информационную поддержку, оперативно решаем проблемы клиентов, не сокращая ни объемы, ни виды операций. Таким образом, мы не на словах, а делами доказываем, что «Санкт-Петербург» — один из лучших банков для ВЭД.

ПАО «Банк «Санкт-Петербург»

Филиала «Невский»

г. Новосибирск, ул. Каменская, 7,

БЦ «Double Hill», офис 206,

тел. (383) 375-88-77

e-mail: nsk@bspb.ru

 

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
  • «Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines«Проблема серьезная». Гражданам РФ рекомендовано отказаться от услуг Turkish Airlines
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.