Вторая волна коронавируса не так страшна для индустрии фитнеса и красоты. Мнение эксперта
«За время первой волны коронавируса фитнес-центры и салоны красоты не только не растеряли клиентов, но даже поймали волну онлайн-продаж».
Вынужденная самоизоляция из-за пандемии коронавируса дала возможность уйти в онлайн не только кафе и ресторанам, образовательным курсам и экскурсиям, концертам и тусовкам, но и индустрии фитнеса и красоты. В Новосибирске стали распространены онлайн-тренировки в Instagram и на YouTube, а как только ослабил режим самоизоляции местный World Class, Х-Fit Плаза начал проводить занятия в формате outdoor. Заместитель коммерческого директора ЮMoney (бывшие Яндекс.Деньги) Дмитрий Кармишин рассказал, как индустрия фитнеса и красоты ушла в онлайн-продажи, и почему не откажется от этого формата даже после пандемии.
Как новосибирские фитнес-клубы привлекали клиентов
По словам Дмитрия Кармишина, во время локдауна люди стали чаще покупать услуги и товары в интернете. Выросло и количество самих покупателей.
За время весенней самоизоляции, когда все пророчили гибель индустрии фитнеса и красоты, она адаптировалась к онлайн-формату и ушла в онлайн-продажи. Произошло это не сразу. Платить, как раньше, за тренировки, годовые абонементы или даже фиксированное количество занятий люди были не готовы, поэтому фитнес-центры и салоны красоты привлекали клиентов скидками и акциями, которые сохранили и после снятия ограничений. То же самое делали и салоны красоты — продавали сертификаты на маникюр и педикюр, а также на косметологические услуги, которые можно использовать после пандемии. Например, Х-Fit Плаза до 31 мая проводил тренировки outdoor по цене тренировок онлайн, а также для привлечения клиентов устраивал онлайн-забеги и пр., а World Class Новосибирск до 31 мая устроил распродажу клубных карт со скидкой 20%.
По данным Кармишина, в целом по России в апреле средний чек за услуги фитнес-центров и салонов красоты упал на 61% по сравнению с этим же периодом годом раньше.
В мае обороты онлайн-платежей фитнес-центров и салонов красоты выросли на 40% по сравнению с апрелем. Количество платежей в этот период росло быстрее, чем уменьшался средний чек, то есть люди покупали чаще, но на меньшие суммы, — рассказал он.
По информации аналитиков ЮKassa, в июне число онлайн-платежей увеличилось на 40% относительно мая, их оборот — на 32%, средний чек уменьшился всего на 6%. Другие показательные цифры: в июне-2020 обороты онлайн-платежей компаний из индустрии спорта и красоты выросли в 2,3 раза по сравнению с таким же периодом годом ранее, количество самих платежей — в 5,1 раза.
Уже в июле, когда во многих регионах России стали открываться фитнес-центры и салоны красоты, новосибирские фитнес-клубы устроили флешмоб и в соцсетях стали просить губернатора открыть фитнес-клубы, продолжая продавать карты онлайн и зарабатывать на дистанционных тренировках.
С открытием фитнес-центров и салонов красоты после отмены режима самоизоляции их онлайн-продажи продолжили расти, сообщили аналитики ЮMoney.
Почему спорт и красота останутся в онлайне
Несмотря на то, что в период самоизоляции многие эксперты и сами представители индустрии спорта и красоты пророчили гибель отрасли, люди на удаленке стали проявлять повышенный интерес к спорту и уходу за собой — даже если раньше у них не было ни желания, ни времени на то, чтобы заниматься собой, — отметил Дмитрий Кармишин.
Как результат — в апреле число онлайн-платежей через ЮKassa фитнес-центрам и салонам красоты выросло в два раза по сравнению с апрелем 2019 г., сообщил он. В тот период фитнес-центры перешли на онлайн-тренировки и устроили распродажу абонементов, а салоны красоты открыли предварительную запись.
В июне, согласно информации специалистов сервиса, количество онлайн-платежей продолжило расти — их было в 2,2 раза больше относительно июня 2019 г. По словам Дмитрия Кармишина, еще пять лет назад онлайн-рынок этой индустрии не смог бы так быстро оправиться от локдауна — тогда клиентов у фитнес-центров и салонов красоты было почти в 8 раз меньше, чем сейчас.
Кроме того, за эти годы изменился рынок онлайн-продаж, а также коммуникация (между бизнесом и клиентом), которая в пандемию готова была полностью перейти в онлайн.
Поэтому в период самоизоляции, если клиент фитнес-клуба или салона красоты получал специальное предложение на тренировки или косметологические услуги со скидкой, то был готов сразу же их оплатить из кошелька в ЮMoney или, скажем, через Apple Pay, — пояснил эксперт.
Почему фитнес-центрам не страшна вторая волна
Вторая волна коронавируса, которой пугают малый и средний бизнес с начала осени, не так страшна для индустрии, как весенняя самоизоляция, считает Дмитрий Кармишин.
Дело в том, что фитнес-центры и салоны красоты, которые до этого работали только в офлайне, в первую волну коронавируса стали активно подключать себе прием онлайн-оплаты и отработали формат онлайн-тренировок. Например, в World Class Новосибирск до сих пор дарят две недели занятий в подарок, если приведешь друга, и делают скидки при покупке двух клубных карт, а в Х-fit плаза проводят акцию — скидки за тыкву. Покупатели, которые раньше ходили в магазин, во время самоизоляции привыкли платить за товары и услуги в интернете. После отмены режима изоляции онлайн-рынок сохранил немалую часть своего объема, набранную весной, а с постепенным введением очередных ограничений снова набирает обороты, — рассказал он.
Также эксперт добавил, что самый большой страх — вводить данные банковской карты на разных сайтах — покупатели тоже преодолели, и теперь не боятся платить онлайн. А со снятием ограничений многие смогли воспользоваться скидками и акциями в индустрии фитнеса и красоты, поэтому, уверен Дмитрий Кармишин, вряд ли откажутся повторить это снова.