Александр Зырянов: «Не надо бояться брать на работу сотрудников умнее себя»
Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области рассказал, как он строит отношения с коллективом, и в чем его миссия как руководителя.
Этот год, несмотря на большие экономические потери, принес Новосибирской области и экономические завоевания: в регионе стартовали проекты крупных международных компаний, а представители местного бизнеса переформатировали работу и нашли точки роста. Достичь целей бизнесу любого масштаба помогает АИР. Как организовать эффективную работу команды? Александр Зырянов поделился своими правилами.
- Не надо бояться брать на работу сотрудников умнее себя. Только в таком коллективе вы сможете расти как руководитель.
- Важно доверять и уважать сотрудников, которыми руководишь. Многие руководители замыкают все вопросы на себе, чем оказывают медвежью услугу и себе, и коллегам. Нужно четко ставить задачи и больше делегировать, по возможности, не вмешиваясь в процесс исполнения. Пути достижения результата могут быть совершенно разные, не надо навязывать свою траекторию сотрудникам.
- Подчиненный должен получать отклик на свою работу. Это позволит ему понимать, как он справляется со своей работой, и одинаково ли вы видите конечный результат. То же самое и в обратную сторону — руководитель должен делиться своими идеями с коллективом. Это позволит не только выработать общее понимание задач, но и избежать многих ошибок.
- Сотрудник не должен бояться проявлять инициативу. Если человек проявил инициативу и в чем-то ошибся, наказание может погубить в нем все желание пробовать что-то делать и принимать самостоятельные решения. В будущем в лучшем случае он станет хорошим исполнителем, который действует строго в рамках поставленной задачи, но при возникновении даже небольших сложностей или непредвиденных ситуаций не станет проявлять инициативу. Поэтому в случае ошибки нужно корректировать, объяснять, что было не так, но не наказывать.
- Руководитель должен слушать и слышать. Не всегда ваше решение самое правильное, сотрудники могут предложить вариант, который будет лучше вашего. И это значит, что вы как руководитель создали компетентный коллектив.
- Ошибаться — это нормально. Люди не роботы и не компьютеры. Главное — сделать выводы из происшедшего и постараться впоследствии не наступать на эти же грабли. Если ошибку совершил ваш сотрудник, корректно разъясните ему, в чем он не прав.
- Ответственность за работу коллектива перед вышестоящими инстанциями руководитель должен брать на себя. Если задача решена неправильно, значит, руководитель либо неправильно подобрал исполнителя для этой задачи, либо неправильно объяснил саму задачу. В любом случае это не вина сотрудника. Никто, кроме руководителя, не имеет права предъявлять претензии, отчитывать или наказывать его подчиненных. Если вышестоящий руководитель чем-то недоволен, пусть он отчитывает и наказывает вас, а наказывать или предъявлять претензии вашим подчиненным имеете право только вы сами.
- Если сотрудники заслужили, не стесняйтесь выражать им свою похвалу. Это хорошее поощрение и признание результатов труда вашего подчиненного.
- В системе ценностей команды справедливость должна занимать одно из ведущих мест. Сотрудники должны понимать, что в коллективе одинаковое отношение ко всем, и все получают свое заслуженное поощрение или наказание.
Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» от 28.09.2020 г.