За лето-2020 российский рынок пива вырос сильнее, чем во время футбольного чемпионата
Отрасль в 2019 г. только вернулась на показатели 15-летней давности и достигла производственной мощности 2003-2004 г., сообщил председатель Совета Ассоциации производителей пива. Рынок растет.
Три летних месяца (июнь-август 2020 г.) на пивном рынке России продемонстрировали существенный прирост не только к 2019 (6,2%), но и к 2018 г. (5,5%), когда в стране проходил Чемпионат мира по футболу. Такие данные были представили эксперты на совместной онлайн-пресс-конференции Ассоциации производителей пива (АПП) и занимающейся ритейл-аудитом компании Nielsen.
Спикерами стали председатель Совета Ассоциации производителей пива Андрей Губка, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания “Балтика”» Ирина Федорова, директор по правовым и корпоративным вопросам АО «АБ ИнБев Эфес» Ораз Дурдыев, директор по корпоративным отношениям ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» Кирилл Болматов, а также руководитель группы по работе с клиентами компании Nielsen Павел Фунтиков.
Участники АПП представили общий обзор пивоваренной отрасли за последние годы. Андрей Губка отметил, что в 2019 г. отрасль только вернулась на показатели 15-летней давности и достигла производственной мощности 2003-2004 г. В то же время акцизные отчисления в 2019 г. от производства пива в России обеспечили поступление около 153 млрд руб., что составило 41% от общего сбора акцизов во всей алкогольной группе (ликероводочные изделия, вино, слабоалкогольные напитки, пиво).
Сейчас, по словам экспертов, одна из ключевых задач АПП — поддержание конструктивного диалога с представителями федеральных и региональных органов власти для создания комфортной бизнес-среды.
Специалисты подсчитали, что июнь-август 2020 г. показали существенный прирост к 2019 и 2018 г. За время изоляции продажи пива увеличились: если за 12 мес. по февраль 2020 г. средний прирост продаж в литрах составлял 3% по отношению к аналогичному периоду 2019 г., то за март-май динамика составила уже 5%.
В целом в январе-августе розничные продажи пива в России выросли как в объемном (5,9%), так и в денежном (6,5%) выражении, отметили эксперты. Увеличилось также и количество брендов — 2908 против 2442 в 2019 г. Спрос на среднюю торговую точку вырос с 2,6 до 2,8 тыс. литров в месяц. При этом средняя цена за литр осталась на том же уровне (98 р.), а промонагрузка в современной торговле уменьшилась с 52% до 49%.
Среди сегментов по типу фильтрации активный рост натуральных продаж (16,8%) показало нефильтрованное пиво, по цвету — полутемное (73,7%). Безалкогольное пиво выросло в продажах на 16%.
Несмотря на напряженную экономическую ситуацию, рынок алкоголя в целом (включая пиво и водку) показывает положительную динамику. Больше всего в период изоляции выросли продажи по отношению к аналогичному периоду 2019 г. для джина (36%), рома (26%) и шампанского (23%). При этом снизилась динамика продаж по таким крупным категориям, как бренди (с 6% до 0%) и игристые вина (с 5% до -4%), выяснили аналитики.
Эксперты также обсудили на пресс-конференции ключевые риски, которые сейчас особенно волнуют производителей. Кирилл Болматов отметил:
На первый план выходят риски по маркировке пива. Не менее значим и риск установления минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво, которую некоторые представители рынка считают эффективным методом по снижению объемов безакцизной пивоваренной продукции. МРЦ однозначно не рассматривается нами как инструмент борьбы с нелегальным рынком. Она избыточным бременем ложится на законопослушных производителей и создает дополнительные преимущества для нелегальных производителей. Ведь при отсутствии контроля качества установление МРЦ приведет лишь к дальнейшему увеличению разницы в прибыли добросовестных и недобросовестных производителей.
Ирина Федорова подчеркнула, что введение маркировки для пива нецелесообразно ввиду наличия действующей ЕГАИС и отсутствия контрафакта. Инициатива по введению маркировки пива — чрезвычайно дорогостоящий и избыточный инструмент регулирования. Маркировка, по сути, дублирует функции ЕГАИС в ее нынешнем виде, и ее введение будет иметь негативные последствия как для бизнеса, так и для потребителя и государства, считает Федорова. По ее мнению, для борьбы с нелегальным рынком необходимо повышать контроль и ответственность, а не вводить чрезмерные механизмы.
Ассоциация считает направление профилактики нелегального пива важным для своей деятельности и готова к взаимодействию с профильными органами государственной власти для поиска оптимальных решений для снижения доли нелегального рынка пива и обеспечения прослеживаемости, используя имеющиеся сегодня меры контроля, — отметила эксперт.
По словам Ораза Дурдыева, в ходе эффективного взаимодействия с регулятором удалось провести пересмотр нормативно-законодательной базы и сформировать более современный подход. Эта работа проводилась в течение 2020 г. при участии отраслевых организаций, представителей бизнеса, общественных организаций с целью обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех устаревших или противоречащих современным реалиям требований и введение в действие новых норм, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода.
Задача «гильотины» — создать новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям, — заявил Дурдыев.
Ассоциация производителей пива предложила модернизировать федеральный закон №171 и разработать отдельный закон для пивоваренной продукции.