«Онлайну еще далеко до старого доброго обучения лицом к лицу»

«Онлайн-обучение сильно сказалось на динамике группы. Если провести день тренинга офлайн не составляет труда даже для начинающего тренера, то онлайн это практически невозможно». Мнение бизнес-тренера.

Директор ГК «Лиртана» Андрей Федюкин

Опираясь на собственные наблюдения и общение с коллегами, я понял, что пандемия коронавируса сказалась на скорости перехода рынка обучения в онлайн. Но всегда есть нюансы, которые не заметны сразу. Во-первых, далеко не все игроки рынка ушли в онлайн — некоторые просто не захотели. Во-вторых, далеко не у всех формат онлайн остался на том же уровне результативности, что и офлайн. В-третьих, далеко не все темы обучения можно качественно отработать онлайн.

Количество инструментов, которые нужно освоить клиенту для эффективной работы в онлайн, увеличилось. А вот желание их осваивать появляется не всегда. Я столкнулся с тем, что для эффективного проведения тренинга онлайн мне нужно минимум четыре инструмента. Но для того, чтобы обучить участников пользованию этими инструментами, необходимо подготовить и провести дополнительный тренинг, а это — увеличение времени (на которое не всегда готов заказчик), усложнение обучения для участников (что требует дополнительной работы и со стороны заказчика, и со стороны исполнителя) и т.д. Например, на обучение базовым функциям работы в Zoom (без которых его использование невозможно даже номинально) у меня ушло больше 15 минут.

Онлайн-обучение сильно сказалось на динамике группы. Если провести день тренинга офлайн не составляет проблем даже для начинающего тренера, то онлайн это практически невозможно. В одном из обсуждений с коллегами пришли к выводу, что максимальное время, в течение которого можно нормально держать группу онлайн — 4 часа. И это при условии дополнительных «танцев с бубнами».

Если технически это а-ля Zoom (когда каждый человек подключается самостоятельно), то очень сложно контролировать поведение людей, так как в камеру видно ограниченное поле, за пределы которого участнику выйти очень легко. А жесткость условий (обязательное включение камеры, запрет выхода из кадра и т.п.) влияет на мотивацию участников, что тоже усложняет работу.

Если говорить про рыночную составляющую онлайн-обучения, то я бы выделил два момента. 1) Появилась возможность увеличить охват. И это вроде бы плюс. Но, учитывая некоторые нюансы, описанные выше, с учетом принципов групповой динамики, без снижения качества обучения группу увеличивать невозможно. Вроде бы можно решить проблему набором нескольких групп, поскольку снялось территориальное ограничение, но я не знаю тренеров, у которых бы это случилось (так как трудозатраты не уменьшились, а даже и подросли). 2) Желание охватить как можно больше людей превратило тренинги в семинары, а это уже другой формат и другие результаты.

Если говорить про реакцию обучающихся, то их две. У тех, кто ни разу не пробовал офлайн, реакция обычная, так как им не с чем сравнивать. А у тех, кто знаком с онлайн-обучением и дистанционной работой, чаще говорят, что им не хватает «чувства локтя», причем не только с коллегами, но и с тренером.

Кто бы что ни говорил о продвинутых средствах и возможностях онлайн-обучения, я могу с уверенностью сказать, что при прочих равных оно уступает в результативности офлайну.  Но я не буду отрицать, что использование новых инструментов, подходов и методов может дать неплохой результат.

Я не ретроград и отрицать то, что онлайн пришел в нашу жизнь окончательно и бесповоротно, не стану. Но если мы говорим о формате группового тренинга, то здесь онлайну еще далеко до старого доброго обучения лицом к лицу. Если смотреть на тенденцию, то рынок онлайн-обучения будет расти, причем быстро. Но для того, чтобы именно формат тренингов ушел в онлайн, требуется большая работа и по развитию самих тренеров, и по обучению будущих участников пользованию инструментами онлайн-обучения.

Мнение подготовлено специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к премии «Человек года» от 23.11.2020 г. 

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.