Артем Козлов: «Мы не равнялись на других и оказались в бесконкурентной среде»
«Мы никогда не ориентировались на конкурентов и не ставили цель — уничтожить их или победить. Мы старались всегда чем-то отличаться и таким образом оказались в бесконкурентной среде».
Артем Козлов за 14 лет в компании по производству солнцезащитных систем «Ролатекс» (Rolatex) прошел весь путь от маркетолога до директора, а поэтому все нюансы работы известны ему не понаслышке. Он рассказал историю создания и роста компании, о неизбежности диджитализации процессов и том, как даже в пандемийных ограничениях можно найти свои плюсы.
Как вы пришли в компанию, и что здесь изменилось за время вашей работы?
В этом году будет 14 лет, как я работаю в этой компании. В 2004 году я пришел на должность маркетолога. Тогда в мои обязанности входила реклама, создание сайта, каталога и непосредственно помощь основателю и собственнику компании — Андрею Аблаеву (совладелец компании — Наталия Аблаева). Я стал его помощником в сфере рекламы и связей с общественностью. Потом достаточно быстро мы увидели потенциал развития розничной сети. Стали расширять ее в Новосибирске: открылись в Большой медведице (в 2007 г.), в МЕГЕ и др.
Розничный филиал в нашей компании — это шоурум, где есть образцы продукции (вся она делается только на заказ) и менеджер-консультант, который помогает клиенту с выбором. Покупатели приходят туда, чтобы «пощупать» продукцию, выбрать образцы и записаться на замер. Следующий этап – работа офиса, выезд мастера и оплата. Мы развили такую сеть в Новосибирске. В 2008 году мы начали открываться и в других городах: сначала это был Бийск, Новокузнецк, Кемерово и Барнаул. Сейчас у нас сеть насчитывает семь городов (Новосибирск, Красноярск, Барнаул, Томск, Новокузнецк, Бийск и Горноалтайск) - это порядка 12 филиалов. Тогда же я начал понемногу заниматься развитием и управлением этой розничной сетью: вводил стандарты обслуживания, внедрял новинки, занимался информированием сотрудников, проведением собраний и т.д.
Этот год для компании отличается от остальных, если учитывать современные пандемийные реалии?
Да, этот год стал более цифровым, так как клиенты стали меньше бывать внутри торговых центров (из-за их закрытия). И в принципе клиенты стали меньше контактировать с продавцами. Тогда мы решили, что будем сокращать розничные филиалы и делать ставку на онлайн-продажи. И мы действительно довольно быстро сделали это.
Вторая волна коронавируса (и кризиса) для вашей компании отличается от первой?
Да, отличается: тем, что мы к ней уже были готовы. Во время первой было сложно понять, как ситуация будет развиваться дальше, как будет функционировать рынок, откуда придут клиенты. Первая волна показала, что все больше покупателей уходит в онлайн. Поэтому нам пришлось менять наши потоки клиентов и рекламные потоки и таким образом готовиться ко второй волне пандемии. Но я не скажу, что мы ее не заметили. Например, были такие клиенты, которые отменяли заказы, потому что не хотели контактировать с мастерами: боялись либо заразить, либо заразиться самим. А в остальном — покупатели стали больше звонить в офис, чаще заходить на сайт, работать с цифровыми носителями каталогов. И мы понимаем сейчас, что за этим — будущее.
Насколько успешна ваша компания? Есть ли у нее перспективы для роста?
Конечно, потенциал всегда есть. Сейчас трансформировался запрос от клиентов, которому мы стараемся соответствовать. Мы видим, что если сократился коммерческий сектор (стало меньше офисов, сотрудников перевели на «удаленку»), то больше вырос домашний. Люди стали активнее заботиться о домашнем комфорте, об удобстве квартир. Плюс, наши клиенты стали обустраивать дачи и частные дома — вырос и этот сектор продаж. Кроме того, сейчас закрылись многие зарубежные туристические направления, стали больше развиваться внутренние — увеличились наши продажи на Алтай и в Шерегеш.
Чем компания побеждает конкурентов?
Это, скорее, философский вопрос. Мы никогда не ориентировались ни на конкурентов, ни на конкуренцию. Мы не ставили для себя цель — уничтожить соперников или победить их. Мы старались всегда чем-то отличаться от них, и таким образом оказались в бесконкурентной среде. Просто внедряем в компании определенные стандарты, которым стараемся соответствовать. За эти стандарты, за хорошее обслуживание, высокое качество продукции, уникальность ассортимента — наверное, за это клиенты нас и выбирают.
Вам интересно то, чем вы занимаетесь?
Мне все очень нравится. Я живу своим делом, максимально в него погружаюсь. Даже когда я заболел коронавирусом и три недели сидел дома, то все равно постоянно был внутри рабочего процесса: устраивал онлайн-собрания, вел переговоры с клиентами, общался с сотрудниками. Я люблю то, чем занимаюсь, и планирую и дальше двигаться в этой сфере.
Совет начинающему бизнесмену от вас как «акулы» бизнеса.
Нужно сразу же вникать во все digital-процессы, так как ни один бизнес не сможет жить без IT-разработок. Нужно позаботиться о CRM, о базе данных, о сайте и т.д. А если говорить про стандарты, которым хочет соответствовать бизнесмен и его компания, то нельзя откладывать их на потом. Нужно с самого начала в основу компании закладывать все стандарты, которые он хочет увидеть в конце, и держаться их.
Автономная некоммерческая организация «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 9,
8-800-600-3407
www.mbnso.ru
В сентябре 2020 года в Новосибирске в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» открыт центр «Мой бизнес», где действующие и будущие предприниматели могут по принципу «одного окна» получить все необходимые услуги для начала и ведения предпринимательской деятельности.
Центр «Мой бизнес» оказывает всестороннюю помощь в поддержке и развитии малого и среднего бизнеса в Новосибирской области. Задача центра — вовлечь как можно больше людей в предпринимательство, обучить их, помочь создать и развить свой бизнес.
На площадке центра одновременно работают специалисты различной инфраструктуры поддержки, созданной в регионе. Это и центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, центр поддержки экспорта, и региональный Гарантийный Фонд, Фонд микрофинансирования Новосибирской области, Фонд развития промышленности Новосибирской области. Также на площадке центра находится офис «МСП Банк», дочернего банка Корпорации МСП, ведут приём специалисты торгово-промышленной палаты Новосибирской области и специалисты МФЦ «Мои документы».
Центр «Мой бизнес» обладает удобной инфраструктурой. Помимо предоставления услуг, можно воспользоваться конференц-залом для проведения мероприятий, обучающим классом и переговорными комнатами для деловых встреч. Центр также предоставляет услуги коворкинга субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым на льготных условиях.
Находится центр «Мой бизнес» по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибревкома, д. 9 (ст. м. «Октябрьская», ЖК «Флотилия»).
Телефон центра: 8-800-600-3407
Сайт mbnso.ru