Россияне стали активнее покупать товары, еду с доставкой и дистанционное образование

К таким выводам пришли аналитики ЮKassa (сервис ЮMoney), сравнив платежи пользователей в интернет-магазинах и на других онлайн-площадках, которые работают с платежным решением.

По данным аналитиков, россияне стали тратить больше денег на разные товары с доставкой, а также на платный контент — например, кино и музыку. В 2020 г. обороты платежей у интернет-магазинов с физическими товарами выросли в 2 раза относительно 2019 г., у сервисов с цифровым контентом — во столько же. Увеличились расходы пользователей на готовую еду и продукты с доставкой —средний чек вырос в 3,4 раза в этом году относительно прошлого.

Шопинг, обучение, развлечения на дому

Самоизоляция изменила потребительское поведение россиян — они стали расходовать больше денег в интернете на то, что можно заказать с доставкой или чем можно пользоваться дистанционно. Помимо интернет-магазинов с физическими товарами и сервисов с цифровым контентом, в 2020 г. увеличились также обороты платежей у онлайн-площадок с образовательными курсами, тренингами и мастер-классами — на 27% по сравнению с 2019 г. Чуть меньший рост этого показателя был у сервисов доставки готовой еды и продуктов — на 22%.

А вот обороты платежей у онлайн-площадок, которые продают билеты на поезда и самолеты, закономерно просели в этом году по сравнению с прошлым — на 58%. Снизился этот показатель и у сервисов с билетами на концерты, в кино, театры и музеи — на 40%.

Из-за локдауна в онлайн пришли за покупками даже те пользователи, которые раньше ничего не заказывали таким образом. Люди поняли, что в интернете можно купить все что угодно, а платить за это — удобно и безопасно. Новые экономические реалии вынуждают людей, с одной стороны, выбирать только необходимые товары и отказываться от крупных покупок. С другой стороны, режим самоизоляции стимулирует рост покупательского спроса на кино, музыку, видеоигры и другие цифровые товары, — прокомментировал генеральный директор ЮMoney Иван Глазачев.

Кино, учеба, путешествия

Самоизоляция повлияла и на покупательскую активность в интернете. В 2020 г. количество платежей на сервисах с фильмами, музыкой и другим контентом выросло примерно в 2,8 раза относительно 2019 г., подсчитали специалисты. Люди стали чаще платить и за онлайн-обучение — на площадках с курсами, мастер-классами и тренингами платежей стало больше почти на 48%.

У площадок с билетами на поезда и самолеты, а также у сервисов с билетами в кино, театры, музеи и на концерты по этому показателю тоже «низкий сезон». В обоих случаях количество платежей упало на 37% в этом году по сравнению с прошлым.

За продуктами в интернет

Самый большой рост среднего чека показали сервисы доставки готовой еды и продуктов — показатель увеличился с 498 до 1681 руб. в 2020 г. относительно 2019 г. Очевидно, это тоже влияние самоизоляции, считают аналитики: чтобы не стоять в очередях продуктовых магазинов, люди теперь предпочитают заказывать все нужное на дом. Заметно вырос также средний чек у интернет-магазинов с физическими товарами, которые тоже можно получить с доставкой, — в 2,1 раза (до 1833 руб.).

Несмотря на рост числа платежей за цифровой контент, тратить на него пользователи стали меньше за одну покупку — средний чек сократился на 28% (до 536 руб.) в этом году по сравнению с прошлым. Еще сильнее упал этот показатель у сервисов, которые продают авиа- и железнодорожные билеты, — на 33% (до 13 562 руб.).

В уходящем году электронная торговля стала мощным драйвером для развития бизнес-логистики в стране. Локдаун подтолкнул и людей, и компании к новым решениям — например, водители такси взяли на себя обязанности курьеров, а еще на рынке стала активно развиваться услуга экспресс-доставки. Это позволило во многом решить классическую проблему логистики — доставку по последней миле, то есть в руки конечному получателю. Раньше на доставку от отправителя до промежуточного терминала уходило несколько дней, затем на доставку от терминала до получателя — еще столько же. Теперь все происходит гораздо быстрее. Пока это актуально только для мегаполисов, но со временем появится и в других крупных городах, — отметил Иван Глазачев.

Как платят

Россияне стали чаще использовать для оплаты интернет-банкинги, банковские карты и электронные кошельки. В этом году по сравнению с прошлым число платежей такими способами выросло на 22%, 17% и 4% соответственно, выяснили эксперты. Если сравнивать по долям, то на банковские карты пришлось 66% платежей, на системы бесконтактной оплаты (например, Apple Pay и Google Pay) — 13%, на интернет-банкинги — 11%, на электронные кошельки — 9%.

По оборотам платежей россиян самый большой рост показали системы бесконтактной оплаты — в 2,1 раза в 2020 г. относительно 2019 г. Тем не менее, по обороту самая большая доля у банковских карт — 77%. На системы бесконтактной оплаты пришлось 10% оборота, на электронные кошельки — 7%, на интернет-банкинги — 5%.

Бизнес переходит в онлайн

Самоизоляция заметно повлияла не только на покупателей, но и на российский бизнес — все больше компаний и предпринимателей переходят с продажами в интернет. В 2020 г. онлайн-площадок, которые принимают оплату через ЮKassa, стало на 35% больше, чем 2019 г. Совокупный оборот платежей через сервис в этом году увеличился у таких площадок на 61% относительного 2019 г.

Для бизнеса 2020 год стал переломным. Те, кто задумывался о выходе с продажами в интернет, но не решался это сделать, были вынуждены решиться. Тем, кто даже не думал об онлайне, тоже пришлось его осваивать. Продажи в интернете стали обязательным условием для бизнеса, точкой паритета — вне зависимости от отрасли. В итоге это привело к взрывному росту подключений онлайн-сервисов к ЮKassa, перестройке бизнес-моделей, активному использованию соцсетей для продаж товаров и услуг. Локдаун затронул компании всех размеров, и у этого есть положительная сторона. Малый и средний бизнес теперь успешно конкурирует с крупными компаниями благодаря тому, что в интернете он может быть ближе к клиенту и может лучше понять его потребности. Тем более, соцсети, мессенджеры и другие онлайн-площадки — это относительно недорогие каналы продаж и коммуникации с аудиторией, — сказал Иван Глазачев.

С помощью ЮKassa компании и предприниматели могут как принимать онлайн-оплату, так и пользоваться разными сервисами для бизнеса. Среди них есть сервис выставления клиентам счетов — например, по электронной почте или смс. В 2020 г. платежей по таким счетам было на 20% больше, чем в прошлом году.

Тренды уходящего года продолжат развиваться в 2021 году. Всеобщая удаленка может продлиться, а значит, электронная торговля будет все глубже проникать в нашу жизнь. То, что предприниматели внедряли в этом году из-за необходимости, в дальнейшем превратится в стандарты. Компании будут учитывать в своих бизнес-моделях изменение покупательского поведения в онлайне — и для пользователей это здорово. На первое место начнут выходить бесшовные процессы интернет-покупок, удобство оплаты, объединение разных платежных инструментов — например, чтобы можно было оплатить онлайн-заказ с разных счетов, подключенных к одному электронному кошельку, — спрогнозировал Иван Глазачев.

В исследовании учитывались платежи пользователей через ЮKassa за январь-ноябрь 2020 и 2019 гг. Сегодня с помощью сервиса оплату принимают больше 120 тыс. российских и иностранных онлайн-площадок.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.