Марина Асаралиева: «Развитие конкуренции — одна из основных задач регулятора»

Первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России рассказала «ДК» о создании финансового маркетплейса, его смысле и задачах.

Чем выгоден маркетплейс для участников рынка?

— Проект «Маркетплейс» инициирован Банком России и предполагает создание независимого онлайн-канала, позволяющего потребителям финансовых услуг приобретать и управлять финансовыми продуктами круглосуточно, без личного визита в офисы финансовых организаций, из любой точки нашей страны.

Концепция проекта «Маркетплейс» предполагает создание независимой инфраструктуры для дистанционной реализации финансовых продуктов, предоставляющей равный доступ всем участникам финансового рынка и расширяющей границы реализации финансовых продуктов широкому кругу розничных потребителей на территории России. Инфраструктура также включает в себя единый регистратор финансовых транзакций (РФТ), который выполняет функции записи и хранения информации о совершенных на платформе сделках.

Финансовые платформы как основные участники системы предоставляют подключенным к ней финансовым организациям возможность сократить затраты на филиальную сеть, а также расширить привычные каналы продаж через технические решения, предоставляемые платформой для удаленного заключения сделок с потребителями. 

Развитие конкуренции — одна из основных задач регулятора на сегодняшний день, а проект «Маркетплейс» нацелен на увеличение конкурентных условий для поставщиков финансовых услуг, что напрямую влияет на появление более выгодных предложений для потребителей услуг финансовых платформ. К тому же, дополнительную ценность для клиентов создает наличие доверенной среды. Все финансовые платформы контролируются Банком России и состоят в реестре финансовых платформ, опубликованном на сайте cbr.ru. После совершения сделки на платформе клиенту будет доступна опция получения выписки из РФТ на портале Госуслуг. Как следствие — потребитель сможет в любой момент посмотреть условия заключенного договора или при необходимости получить подтверждение в виде выписки.  

Какие задачи они хотят решить?

— Стремление финансовых организаций присутствовать как можно в большем количестве регионов Российской Федерации — это следствие стратегии развития бизнеса и расширения клиентской базы, а также необходимости физического контакта с потенциальными клиентами для их идентификации и принятия на обслуживание. При этом глобальные тренды развития финансовых сервисов требуют от бизнеса более технологичных решений взаимодействия с потребителями и заставляют их менять привычную модель ведения бизнеса.

Запуск системы «Маркетплейс» позволит участникам финансового рынка делегировать финансовым платформам часть технических процессов, связанных с приемом клиентов на обслуживание, процессингом платежей, мониторингом состояния активов и других актуальных для потребителя функций. Они  изначально создавались как высокотехнологичные компании финтех-сегмента, предоставляющие современные решения в этом вопросе.

Система «Маркетплейс» создавалась по принципу plug&play — технология, которая позволяет быстро подключаться и использовать сервис или устройство без предварительных настроек и затрат времени — и поэтому не предполагает обязательного участия в ней финансовых организаций на постоянной основе. Это дает компании возможность максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для реализации своих конкурентных преимуществ.

Например, любой небольшой региональный банк может подключиться к данной системе для максимального покрытия территорий, на которых он не представлен, и в любой момент отключиться от сервиса, если стратегия развития организации изменилась и не предусматривает развития в данном сегменте.     

Идут ли участники рынка туда? Если нет, то что их сдерживает?

— На текущем этапе в системе функционируют три финансовые платформы с более чем 30-ю участниками рынка, включающими банки, страховщиков, эмитентов, управляющих компаний и др. Пилотные продукты, запущенные на финансовых платформах на сегодняшний день — это вклады, е-ОСАГО, паи ПИФ и облигации.

В будущем планируется расширение перечня финансовых продуктов и услуг, предлагаемых финансовыми платформами. Например, мы видим потребность рынка в развитии такого продукта, как кредиты для населения.

В этой связи Банком России совместно с участниками рынка сформирована фокус-группа, целью которой будет разработка новых технологичных решений, структурирование бизнес-процессов, анализ действующего регулирования и внесение необходимых изменений в законодательные акты.

Для увеличения скорости интеграции участников рынка с финансовыми платформами планируется разработка «коробочных решений», что позволит сократить затраты на подключение и оптимизировать процесс взаимодействия между участниками внутри системы.

Какие ожидания у Банка России от «Маркетплейса»? Как он будет развиваться в ближайшее время? Есть ли долгосрочные перспективы?

— Проект «Маркетплейс» предполагает дальнейшее развитие линейки представленных финансовых услуг по инициативе рынка. Развитие системы предполагает постоянный анализ потребностей участников финансового рынка и на его основе формирование фокус-групп по новым продуктам с участниками рынка для проработки бизнес-моделей и возможных поправок в действующее законодательство. На перспективу до конца 2021 г. ожидается введение новых финансовых продуктов как для людей, так и для бизнеса, а также расширение предоставляемых платформами сервисов, улучшение клиентского пути и безопасности работы с элементами системы. Вместе с развитием платформенных сервисов будет развиваться и улучшаться сервис по хранению юридически значимой информации и информированию клиентов об актуальном состоянии их активов — развитие функционала РФТ.

Есть ли какие-то требования к участникам рынка помимо легальности деятельности?

— Количество финансовых платформ не ограничено, но к кандидатам на роль важного элемента системы будут предъявляться особые требования, позволяющие быть уверенным в том, что данная организация не остановит внезапно свою деятельность в связи с возникшими финансовыми или техническим трудностями. Основные требования к операторам финансовых платформ — это наличие соответствующих разрешений и лицензий на ведение профессиональной деятельности, форма собственности, достаточность капитала и соответствие жестким нормам информационной безопасности.

Что касается поставщиков финансовых продуктов, то никаких специальных требований к ним не предъявляется. Для дистрибуции своих продуктов на платформе финансовым организациям необходимо заключить договор и подписать правила взаимодействия с финансовой платформой, пройти процесс интеграции и загрузить спецификации  — паспорта продуктов, которые предполагается реализовывать через платформу.

Когда планируется запустить ипотечные и кредитные продукты?

— В настоящее время Банком России совместно с участниками рынка прорабатывается техника реализации кредитных продуктов с использованием сервисов, предоставляемых финансовыми платформами.

Ипотечные продукты планируются к разработке и последующему запуску после реализации блока потребительских кредитов, поскольку процесс ипотечного кредитования связан с большим количеством участников и требует детальной проработки бизнес-процесса каждого из них.

Насколько создание финансового маркетплейса соответствует трендам, в том числе и мировым?

— Основные направления, в которых будет развиваться финтех-индустрия в ближайшее время — это совместные финансовые продукты с банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а в связи с переходом клиентов к принципам минимального контакта получат активное развитие решения в сфере информационной безопасности и удаленной идентификации (KYC-системы), и как следствие — произойдет активный переход производителей финансовых продуктов к платформенным решениям.  

«Маркетплейс» — часть глобальной тенденции развития финансового рынка и его перехода из текущего состояния на новые технологичные финансовые решения.

«Маркетплейс» — это безопасность, технологичность, надежность и конфиденциальность при заключении потребителями финансовых сделок.

На мировой арене уже сегодня функционирует большое количество финансовых маркетплейсов. Только в Европе наиболее популярными являются Raisin, Deposit solutions, Flagstone и др. Однако до момента промышленного запуска системы «Маркетплейс» во всем мире не существовало аналогов мультипродуктовой площадки, сочетающей в себе предоставление услуг не по одному-двум направлениям, а охватывающей обширный перечень финансовых продуктов — облигации, страхование, кредиты, вклады, паи ПИФ, облигации.

Проект «Маркетплейс» находится в общемировом русле современного развития финансовых сервисов, позволяющих населению совершать финансовые сделки онлайн, не выходя из дома. Для реализации данной инициативы было создано регулирование, позволяющее сочетать большое количество финансовых услуг в едином окне.

На сегодняшний день большие финансовые компании настроены на переход в онлайн и развитие финтех-сервисов. Проект «Маркетплейс» позволяет объединить на одной площадке как больших игроков финансового рынка, так и поставщиков без необходимости осуществления технологически сложных модернизаций текущих бизнес-процессов.

Система «Маркетплейс» предоставляет пользователям не только дополнительный канал реализации финансовых услуг, но и единую доверенную зону с высоким уровнем информационной защищенности и единым хранилищем всех условий по финансовым договорам в РФТ на портале Госуслуг, что позволяет ускорить процесс трансформации финансового рынка и предоставления услуг населению в онлайн-формате.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.