Вырос спрос на строительный бизнес в Новосибирске
Интересоваться строительными предприятиями в 2020 г. в Новосибирске стали на 46% больше, выяснили аналитики Авито.
Покупка
Специалисты исследовали ситуацию на рынке готового бизнеса России по итогам 2020 г.: несмотря на то, что в целом спрос на него по сравнению с 2019 г. снизился, в отдельных сферах зафиксировано значительное повышение интереса со стороны покупателей. Например, сельском хозяйстве и строительстве. В среднем по России купить бизнес можно за 500 тыс. руб.
По данным Авито, бизнес в сфере строительства стал востребованнее на 19%, а компании в сфере сельского хозяйства — на 31%. Однако в целом россияне стали реже продавать готовый бизнес, чем в 2019 г. Это свидетельствует о том, что российские предприниматели заняли выжидательную позицию. Количество объявлений о продаже готовых предприятий по России стало на 13% меньше, чем год назад.
Наибольшее внимание со стороны предпринимателей привлекали компании сферы услуг, отметили аналитики: на них пришлось 29% от всех запросов в разделе «Готовый бизнес». На втором месте — категория торговли (21%), на третьем — общепит (15%). Спрос на компании в сфере общественного питания вырос на 20% в Тюмени — это единственный из крупных городов, где за год стало больше желающих купить кафе, ресторан или кофейню. В Новосибирске доля компаний из сферы услуг в общем спросе по региону составила 32%, торговые предприятия — 26%, а на общепит пришлось 15%.
Доля строительного бизнеса в общероссийском спросе невелика — около 2%, выяснили специалисты Авито. Но в большинстве крупнейших городов России отмечен бурный рост спроса: в Омске (+103%), Ульяновске (+81%) и Иркутске (+69%). В Новосибирске строительными компаниями стали интересоваться на 46% чаще.
Сельское хозяйство по сравнению с прошлым годом нарастило долю спроса до 5% в целом по России. Динамика спроса на производственные предприятия, доля которых в общем спросе по России составляет 8%, неравномерна. В некоторых крупных городах интерес к производственным компаниям снизился, а, например, в Ижевске он вырос на 22%, в Ставрополе — на 13%, в Санкт-Петербурге — на 6%. В Новосибирске доля производственных компаний в спросе по региону составила около 7%.
Похожая ситуация с готовым бизнесом в сфере развлечений, который составил 3% от общего спроса по России. Интерес к такому бизнесу вырос в основных курортных городах юга и городах с богатой историей. Новосибирск здесь не показал динамики.
Из-за частичного закрытия международных границ в связи с пандемией, россияне обратили особое внимание на внутренний туризм, поэтому предприниматели из этих регионов адаптировались и начали присматривать наиболее релевантные для новых условий предприятия, — отметили аналитики Авито.
Также они обратили внимание на то, что весной в связи с массовым переходом в онлайн предполагалось, что высокий спрос на интернет-магазины сохранится на протяжении долгого времени, но ажиотаж вокруг них после первой волны пандемии угас. В целом на интернет-магазины в 2020 г. пришлось всего около 4% спроса потенциальных покупателей по России.
Продажа
Как и в прошлом году, в 2020-м чаще всего продавали готовый бизнес в сфере услуг: салоны красоты или химчистки. На него пришлось 33% общего предложения. На втором месте — торговые предприятия (22%), на третьем — сфера общепита (13%). При этом наибольший рост предложения, как и спроса, в целом по стране отмечен в сфере сельского хозяйства (на 66% больше объявлений) и строительства (увеличение на 7%).
Сельхозпредприятия в Новосибирске продавали почти на 59% чаще, чем в 2019 г., а строительные компании — на 18% больше. Сельскохозяйственные предприятия активнее, чем в прошлом году, выставляли на продажу почти везде, за исключением Барнаула и Саратова, строительные — также в большинстве городов, кроме Барнаула, Калининграда, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга, Самары и Ярославля, выяснили специалисты Авито.
В других сферах предложение готового бизнеса почти повсеместно уменьшилось. В 2020 г. интернет-магазины и торговые предприятия выставляли на продажу на 23% и 21% реже соответственно. Общепит продавали на 16% реже, бизнес в сфере развлечений — реже на 14%.
В Новосибирске предложение готового бизнеса в сфере торговли (-21%), развлечений (-17%), общепита (-26%) и интернет-магазинов (-9%) также снизилось.
Однако в крупнейших городах тенденции порой отличаются от общероссийских, подчеркнули аналитики.
Снижение предложения в большинстве сфер готового бизнеса в 2020 году было ожидаемо: с наступлением кризиса предприниматели заняли выжидательную позицию. Общее падение в количестве объявлений о продаже предприятий составило 13%, что наглядно иллюстрирует ситуацию: владельцы бизнеса не паниковали из-за экономической ситуации и не спешили продавать свои предприятия, — рассказал управляющий директор Авито Товары Алексей Куракин.