СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем

На аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина начался этап наземных отработок самолета-лаборатории с демонстратором гибридной силовой установки (ГСУ).

В состав ГСУ входит сверхпроводящий электрический авиадвигатель. 5 февраля специалисты в ходе испытаний самолета-летающей лаборатории произвели запуски электродвигателя и всех систем самолета, в том числе его штатных двигателей, чтобы проверить их устойчивую совместную работу.

Гибридную силовую установку разрабатывает Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) в рамках госконтракта с Минпромторгом России.

Инновационный электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП) мощностью 500 кВт создала компания «СуперОкс» в рамках контракта с Фондом перспективных исследований (шифр «Контур»). До установки на самолет он прошел комплекс испытаний на наземных стендах в ЦИАМ. Проект стартовал в декабре 2016 г. Технологии открывают возможности по созданию полностью электрических летательных аппаратов.

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 1Это историческое событие, потому что на сегодняшний день в гражданской авиации практически все технологии традиционной авиации исчерпаны, идет жесткая конкурентная борьба за будущее авиации — за зеленую авиацию, за новые виды топлива. И мы демонстрируем тот прорыв, который у нас получилось сделать — это первый шаг к созданию электрического самолета. Такая авиация, по всем мировым планам, должна появиться где-то в районе 2030 г. Такой разработки нигде в мире больше пока нет. Сейчас к нам обращаются и Airbus, и Siemens, чтобы сотрудничать с нами в этой области. Это значительный прорыв. Надеюсь, что финансирование продолжится, и следующая летающая лаборатория, на базе ИЛ-114, будет создана через два года — этот самолет будет летать уже сам, с помощью только электрических двигателей, — рассказал генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.E. Жуковского» Андрей Дутов.

Помимо электрического двигателя на высокотемпературных сверхпроводниках, в состав демонстратора ГСУ входит электрический генератор, разработанный и созданный в ЦИАМ совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом (УГАТУ). Генератор имеет выходную мощность 400 кВт, весит 100 кг и прошел как стендовые испытания, так и испытания в составе турбогенератора (на базе серийного турбовального авиадвигателя).

Летающая лаборатория на базе самолета Як-40 разработана ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». Для испытаний электродвигатель с воздушным винтом был установлен в носовую часть самолета. В хвостовой части фюзеляжа вместо штатного двигателя АИ-25 установлен турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором. В центральной части фюзеляжа были установлены литий-ионные аккумуляторные батареи, которые также входят в состав ГСУ.

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 2Скорость пробежки сегодня составила 135-140 км/ч. Турбины работали очень хорошо, был достигнут режим 1200-1250 оборотов, никаких наводок не обнаружено. Основная задача этой летающей лаборатории — подобрать наиболее оптимальный вариант преобразования электрической энергии в тягу двигателя. Поэтому здесь стоит мощный генератор, который должен саккумулировать энергию в аккумуляторы, и дальше мы это должны реализовать через тот самый электрический двигатель с максимальным КПД. Это большая научная задача. При этом все должно функционировать бесперебойно. Большие токи имеют особенность создавать наводки и влиять на самолетные системы. Сегодня все было отработано нормально и плавно, — отметил директор ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» Владимир Барсук.

Решение использовать самолет Як-40 было принято в 2018 г. В том же году была создана и испытана аэродинамическая модель летающей лаборатории в аэродинамической трубе. Для оснащения электродвигателем Як-40 был ремоторизирован (два из трех маршевых двигателей были заменены на современные, с большей тягой), доработана конструкция планера, произведены детали и сборочные единицы, с помощью которых демонстратор устанавливается на борт летающей лаборатории.

В конце 2020 г. СибНИА совместно с ЦИАМ и ЗАО «СуперОкс» установили оборудование демонстратора технологий на борт и выполнили первые пробные запуски электрического двигателя с воздушным винтом.

Результатом работы, которую планируется завершить в 2022 г., будут летные испытания демонстратора гибридной силовой установки. Они позволят проверить конструктивные подходы к созданию подобных силовых установок, оценить эффективность применяемых технических решений.

Видео и фоторепортаж — Егора Тиммермана

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 3

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 4

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 5

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 6

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 7

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 8

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 9

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 10

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 11

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 12

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 13

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 14

СибНИА представил летающую лабораторию на базе самолета ЯК-40 с электродвигателем 15

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.