Я его слепила из того, что было: как не допустить ошибок при регистрации товарного знака?
Как правило, при выборе товаров первое, на что обращают внимание покупатели — товарный знак или логотип компании.
Товарный знак является лицом бренда, услуги или отдельной линейки товаров. Его основная задача — помогать потребителям отличать продукт и изготовителя.
Главные критерии товарного знака:
- Простота.
- Легкоузнаваемость.
- Уникальность.
- Охраноспособность.
Последний критерий (охраноспособность) — является ключевым, так как он влияет на возможность регистрации товарного знака.
Почему стоит зарегистрировать товарный знак?
У любого начинающего предпринимателя или бизнесмена, который находится на рынке не один год, рано или поздно возникает мысль о том, чтобы зарегистрировать товарный знак своего бренда. Во-первых, это делается для того, чтобы оградиться от конкурентов, а во-вторых, из-за ряда важнейших причин:
- Защита. Когда товарный знак уже зарегистрирован, можно не бояться судебных разбирательств, по причине незаконного использования чужого товарного знака. А также можно самим взыскать компенсацию, если незаконно используют ваш товарный знак.
- Активы. Важно запомнить: товарный знак — это актив компании. Поэтому правообладатель в любой момент может продать свой товарный знак или использовать его в качестве залога.
- Маркетинг. Регистрация товарного знака дает возможность использовать символ ® после товарного знака, как предупреждение о том, что данный знак зарегистрирован.
- Онлайн-площадки. Если вы планируете взаимодействовать с онлайн-площадками, вам в обязательном порядке нужен зарегистрированный товарный знак.
- Торговые центры. Ситуация такая же, как и с онлайн-площадками. Если вы хотите использовать свою фирменную символику в вывесках, руководство ТЦ может потребовать предоставить документы о регистрации товарного знака.
Что же касается построения холдинговой структуры?
В этом направлении все более активно стал использоваться лицензионный договор. В соответствии с договором одна сторона дает право использовать объект интеллектуальной собственности, а другая уплачивает лицензионные платежи. Лицензионный договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте на срок, который не превышает срока действия правовой охраны объекта. В нашем случае, для товарного знака такой срок составляет 10 лет с возможностью его продления.
Все товарные знаки принято разделять на несколько видов. Самыми популярными из них являются:
- Словесные обозначения.
- Словосочетания и слоганы.
- Изобразительные обозначения.
- Каринка или рисунок.
- Комбинированные (изображение вместе со словом/словосочетанием).
Гражданское законодательство прямо не устанавливает показатели, по которым обозначение признается охраноспособным, поэтому признаки были выведены косвенно патентной практикой и наукой из ст.1483 ГР РФ. Согласно статье, охраноспособность включает в себя:
- Различительную способность (отличимость).
- Новизну (отсутствие зарегистрированного одинакового обозначения).
- Исключительность (обозначение не вошло во всеобщее употребление).
При регистрации товарного знака Федеральный институт промышленной собственности тщательно проверяет товарный знак на соответствие указанным условиям. Если пункты не соблюдаются — обозначение регистрацию не проходит.
Как исключить вероятность отказа?
Для начала необходимо грамотно заключить договор с разработчиками логотипов (товарных знаков). «На берегу» важно договориться с дизайнером о том, что картинка и слова, которые разрабатываются в качестве товарного знака, будут уникальными.
Далее, когда дизайнером будут представлены варианты на выбор, рекомендуем не останавливаться на каком-то одном, выберите три самых понравившихся. А после выбора, проверьте товарный знак на сходство и тождество среди зарегистрированных товарных знаков.
Проверить изображение или слово можно как в открытых источниках, так и в закрытых платных базах Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Однако помните, что открытые источники не дают полной возможности оценить успешную регистрацию заявляемого обозначения, поскольку не содержат полную информацию в отличие от платных баз ФИПС.
Проверка обозначения через базы ФИПС на сходство и тождество осуществляется среди:
- Зарегистрированных товарных знаков.
- Поданных на регистрацию обозначений.
- Международных товарных знаков, где указана страна Россия.
Если по результатам проверки через базы ФИПС нет никаких совпадений, то на этом этапе можно смело начинать регистрацию товарного знака. Самое главное в этом случае — у будущего правообладателя появляется гарантия на то, что товарный знак вероятнее всего зарегистрируют. А если результаты проверки выявляют плагиат, предприниматель может обратиться к дизайнеру на доработку либо изменение товарного знака, если это указано в договоре.
Да, проверки через базы ФИПС платные, но если сравнивать стоимость и расходы, которые несет предприниматель при отказе регистрации, то неоправданные расходы оказываются намного выше.
Зная особенности создания товарного знака, вы всегда будете предупреждены от сходства с другими товарными знаками, что гарантирует успех регистрации вашего логотипа, а также го охраноспособность.
Проверка уникальности обозначения по открытым источникам не всегда позволяет получить полную и объективную информацию. Наши специалисты выполнят поиск похожих товарных знаков по базам Роспатента и реестрам поданных заявок. Кроме того, мы проверим соответствие обозначения другим нормативным требованиям. Все это в совокупности сводит к минимуму риск отказа. ГК Umbrella group более 10 лет занимается успешной регистрацией товарных знаков предпринимателей по всей России.
Успех наших клиентов — это наш успех!
Больше информации о нас и наших услугах на сайте: https://taxlab.ru/
Звоните, пишите или заходите в гости!
Ул. Максима Горького, 34 | Пл.Труда, 1 (офис 102) Пн-пт с 9.00 до 18.00
Телефон: +7 (383) 373-17-17
Авторы: Ольга Викторовна Батурина
Директор департамента корпоративного права и лицензирования ГК Umbrella Group
Ксения Ивановна Щекина
Руководитель отдела лицензирования ГК Umbrella Group