«К 2025 г. на российском рынке останется несколько крупных экосистем»

Эксперт Райффайзенбанка рассказала о том, почему идея создания экосистем захватила рынок, как выглядит Россия на фоне остального мира, и какое будущее у этой тенденции в нашей стране.

Руководитель Центра технологических инноваций Райффайзенбанка Евгения Овчинникова поделилась аналитическим обзором банка по теме развития экосистема. Как отметили эксперты банка, в России в этом направлении уже давно развиваются технологические компании, за ними следуют телеком-операторы и банки, прошедшие через технологическую трансформацию, к ним присоединяются электронные торговые площадки, государственные предприятия и крупные компании из других отраслей.

Среда в цифровом пространстве подталкивает компании к формированию технологических партнерств для расширения клиентской базы, обеспечения бесшовного клиентского опыта и нативной интеграции сервисов в наиболее удобный для пользователя контекст, отмечают в Райффайзенбанке.

У таких партнерств, по мнению экспертов, может быть два полюса: формирование экосистем или предоставление банковских услуг как сервиса (BaaS). Экосистемы открывают новые возможности для расширения клиентской базы не только в своей стране, но и трансгранично. Согласно опросу компании Accenture, будущее банкинга в создании или участии в экосистемах видят 90% опрошенных глобальных банков.

Пользователю экосистема приносит преимущество в виде бесшовного опыта для всех входящих в нее сервисов: на одной площадке можно заказать стройматериалы, записаться к врачу и пройти обучающий курс. Однако, чтобы экосистема работала в полную мощь и удерживала клиента, качество сервисов должно быть одинаково высоким, считают аналитики. По их мнению, создание необходимого уровня пользовательского опыта на всем ландшафте может занимать продолжительное время и требовать значительных инвестиций, а выход на окупаемость — долгие годы. У Amazon выход на окупаемость занял 9 лет. Сейчас, безусловно, добиться этого можно значительно быстрее, хотя не каждому бизнесу это удается.

Экосистема открывает компании доступ к большому массиву клиентских данных, использование которых предполагает развитую экспертизу по работе с данными внутри организации, а также понимание возможностей для построения клиентского пути к целевому продукту через смежные сервисы. CEO технологических компаний, опрошенные Gartner, называют главными преимуществами экосистем возможность расширить точки взаимодействия с клиентами и нарастить продажи.

Вовлечение в экосистему открывает новые способы взаимодействия с клиентами, каналы продаж и дистрибуции, отметили эксперты.

По статистике:

Новые способы взаимодействия с клиентами — 61%

Новые каналы продаж и дистрибуции — 61%

Новые возможности в развитии продукта — 45%

Новые продукты или услуги в пределах наших основных компетенций — 42%

Новые продукты или услуги за пределами наших основных компетенций — 42%

Улучшение отношений с поставщиками — 39%

Новые способы найма сотрудников — 10%

Реструктуризация частей организации — 6%

Возможность продажи бизнеса партнеру по экосистеме — 3%

Реструктуризация всей организации — 3%

Другое — 6%

К 2025 г. на российском рынке останется несколько крупных экосистем, успех которых будет определен объемом вложенного в них капитала. Часть компаний, нацеленных на развитие экосистем сегодня, пересмотрят свой подход, сократят размеры своих экосистем и откажутся от части сервисов. В частности, это может коснуться финансовых сервисов, потому что как банкам не хватает опыта в других областях, так и компаниям из других отраслей не хватает его в банкинге. Как правило, они недооценивают глубину экспертизы, необходимую для эффективной работы на финансовых рынках, управления качеством кредитного портфеля по физическим и юридическим лицам, соблюдения необходимых требований регуляторной среды, — спрогнозировала Евгения Овчинникова.

DK.RU задал эксперту вопрос: сколько компаний сейчас можно считать экосистемами, помимо Сбера, каковы темпы развития тренда, и является ли это инструментом конкурентной борьбы между банками?

Евгения Овчинникова:

— Два банка сейчас в России называют себя экосистемами. Это Сбер и Тинькофф. У них разный объем: Тинькофф емкий, но Сбер шире по количеству покрываемых сфер. Из компаний, наверное, можно упомянуть МТС, которая растет как экосистема и наращивает количество разных сервисов, чтобы диверсифицировать источники доходов. Но это рынок телеком. У МТС, конечно, тоже есть банк, но нельзя считать, что именно банк становится экосистемой, просто вся структура МТСа идет по экосистемному пути.

Также экосистемами можно назвать Яндекс и Mail.ru. Они берут за ядро другую компетенцию и создают свою экосистему — например, сейчас Яндекс уже начинает ассоциироваться вовсе не с поиском. Есть несколько банков, которые идут в этом направлении, но не так активно, и скорее тестируют какие-то гипотезы, нежели заявляют о претензиях на звание экосистемы.

Основная характеристика экосистемы — это максимально обширная база пользователей якорной услуги. Это может быть банк, интернет-сервис или телеком. Среди экосистем, которые есть в России, максимально широкий охват — порядка 100 млн пользователей — есть как раз у Сбера, Тинькофф, Mail.ru и Яндекса. У МТС — около 80 млн мобильных пользователей, поэтому их тоже можно отнести к экосистемам. У остальных таких обширных баз нет, и, если кто-то будет участвовать в экосистемности, то более логичный путь — встраиваться в качестве элемента экосистемы. Потому что полноценных экосистем много быть не может, особенно на базе банов. Тех, которые есть у нас в стране, сейчас вполне достаточно.

Как вообще появляются экосистемы? Когда какие-то рынки растут, у отдельных игроков концентрируется много возможностей в части капитала и амбиций в части создания экосистем — и они вырастают. А когда рынок уже насыщен экосистемами, порог входа становится очень высоким — их сложнее создавать. И, в принципе, мало кто хочет этим заниматься.

Если говорить о доходности всей этой инициативы, то сейчас мы наблюдаем, что все экосистемы проходят стадию, когда пошел только первичный доход в 1-3%, все экосистемные сервисы составляют около 2%. И следующий для всех этап — наращивание этой доли доходов и проверки гипотез относительно синергии внутренних сервисов — что с чем работает. Поэтому экосистемы сейчас начинают очищаться от сервисов, которые не находят никаких синергий внутри и оказываются не очень полезными для внутренней среды.  

Что касается конкурентного инструментария, то создание экосистемы вряд ли можно назвать способом конкурировать. Банки соревнуются уже не только с банками — мы уже смотрим и на ритейл, и на страховой сектор, и на телеком. Конкуренция давно стала кросс-индустриальной.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.