Каким клиникам и аптекам нужен паспорт по антитеррору?
Почему же большинство медицинских клиник и аптек отнекиваются от обязанности разработки паспорта?
Большинство небольших медицинских организаций или аптек, сталкиваясь с необходимостью разработки паспорта безопасности объекта («паспорта антитеррора»), поголовно убеждены, что данное требование их уж точно не коснется. И на это есть ряд вполне логичных доводов. Однако прежде давайте проведем небольшой экскурс в определении понятия паспорта безопасности и ответим на ряд вопросов: что это за документ? Для чего он нужен? Каковы основные цели для его разработки?
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство РФ утвердило Постановление № 8 от 13 января 2017 года. На основании этого документа государственные, муниципальные и частные медицинские и фармацевтические организации должны соблюдать определенные требования к антитеррористической защищенности своих объектов.
Все меры, которые предпринимаются в ходе разработки данного документа, направлены на пресечение попыток террора, либо на минимизацию последствий в случае его совершения. Экземпляр вашего паспорта будет храниться в территориальном органе ФСБ и у территориалов Росгвардии.
На основании паспорта государственные органы будут располагать всеми необходимыми данными о вашем объекте, а именно:
- как террористы могут проникнуть к вам в помещение;
- какое количество людей у вас в штате;
- какое возможное количество посетителей может быть в организации;
- где именно у вас установлены камеры и др.
К тому же, если террористический акт будет совершен в отношении ваших соседей, есть возможность, что информация, которая содержится в вашем паспорте, сыграет немаловажную роль в ликвидации очага.
Теперь давайте разберемся, почему же большинство медицинских клиник и аптек отнекиваются от обязанности разработки паспорта, ведь такое требование было установлено еще в 2017 году!
Изначально, согласно Постановлению № 8, было установлено, что под данное требование попадают организации, которые занимают целые здания или системы отдельных зданий (строений, сооружений). Минимальная категория объектов, которой паспорт был нужен, включала в себя условие о прогнозируемом количестве пострадавших до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб – до 50 млн. рублей в результате совершения террористического акта.
И вот, в марте 2019 года вышло очередное Постановление Правительства под № 357, которое внесло небольшие поправки в предшествующее Постановление № 8. Пункт, где определялись объекты, попадающие под требование по разработке мер по антитеррористической защищенности, дополнили фразой «части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы)».
Помимо этого добавили четвертую категорию объектов, установив для нее рамки людских потерь до 50 человек, а возможный материальный ущерб до 30 млн. рублей. В третьей же категории установлен диапазон по возможным людским потерям от 50 до 500 человек, а по материальным убыткам — от 30 до 50 млн. рублей.
Именно эти поправки изменили весь ход событий. Так как с 2019 года абсолютно все медицинские и фармацевтические организации обязаны соблюсти требования по разработке паспорта безопасности, не считая тех, кто не имеет отдельного входа. Поясним: небольшая частная стоматология на одно кресло, которая находится на первом этаже в нежилом помещении в многоквартирном жилом доме и имеет отдельный вход с улицы, должна иметь паспорт. А медицинский центр из 8-ми кабинетов, располагающийся на 12-ом этаже любого бизнес-центра, такой паспорт разрабатывать не обязан.
Еще один прекрасный довод, который приходится постоянно слышать от директоров медицинских организаций, снимающих помещение в аренду — «в законе сказано, что правообладатель объекта должен разрабатывать паспорт. Вот пусть собственник и делает, мы ведь не правообладатели».
Во-первых, обязанность по осуществлению мероприятий по антитеррористической защищенности вложена на законного правообладателя. Это может быть как собственник, так и арендатор. Во-вторых, требование установлено для медицинских и фармацевтических организаций, а не для Василия Пупкина, который попросту купил это помещение, чтобы иметь прибыль с аренды. И, в-третьих, ответственность за соблюдение антитеррористических мер возлагается также на должностных лиц, под руководством которых находится работник данного объекта.
Исходя из всего вышесказанного, единственный способ избежать головной боли в виде ответственности за разработку паспорта безопасности — это не иметь отдельный вход/выход. Хотя, согласно санитарным правилам, медицинские организации обязаны иметь таковой. Но это уже совсем другая история.
Ответственность за нарушение требования по обеспечению антитеррористической защищенности предусмотрена в виде административного штрафа: от 30 до 50 тыс. рублей — на должностных лиц и от 100 до 500 тыс. рублей — на юридических лиц.
В заключении хотелось бы отметить один интересный случай из практики. В ходе процедуры категорирования объекта в один медицинский центр выехали представители МЧС. По результатам обследования была выявлена масса нарушений по пожарной безопасности: не сработал ни один датчик, пути эвакуации была затруднены, эвакуационный выход не соответствовал требованиям. И это несмотря на то, что обслуживающая организация в рамках договора регулярно раз в месяц проводила мероприятия по обслуживанию и ремонту пожарной сигнализации и системы оповещения. Но это полбеды.
Устранить нарушения по датчикам можно в пределах пары дней. Но вот вопрос о несоответствии эвакуационного выхода привел к тому, что организация встала перед непростым выбором: либо отказаться от подвальной части, либо съезжать с насиженного места. Как результат, собственники бизнеса находятся в поисках нового помещения для осуществления своей деятельности, т.к. уменьшение площади медицинского центра не являемся возможным.
Вот так обернулась история процедуры паспортизации объекта для наших клиентов. Поэтому наш совет — не стоит относиться халатно к базовым требованиям помещения, даже если вы не попадаете под требование по антитеррористической защищенности.
Специалисты отдела лицензирования Umbrella Group готовы разработать всю необходимую документацию для Вашего объекта (инициативные письма, приказ, акт категорирования, паспорт безопасности) и согласовать их с соответствующими ведомствами (Росгвардия, МЧС, ФСБ, МВД).
Уже 30 лет мы готовим документы для бизнесменов по разным направлениям, а также работаем по четким инструкциям и всегда укладываемся в заданные сроки.
Больше информации о нас и наших услугах на сайте: https://taxlab.ru/
Звоните, пишите или заходите в гости!
Ул. Максима Горького, 34 | Пл.Труда, 1 (офис 102) Пн-пт с 9.00 до 18.00
Телефон: +7 (383) 373-17-17
Автор статьи: Кнотько Татьяна Николаевна
Специалист отдела лицензирования ГК Umbrella Group