Хранить 3 года, писать 14 шрифтом: изменения в правилах оказания платных медицинских услуг
Зачастую, недостатки медицинских услуг, которые были оказаны на платной основе, обнаруживаются спустя какое-то время, а сам договор об оказании этих услуг потребитель может попросту выбросить.
Именно поэтому, чтобы человек мог предъявить претензию даже в отсутствии этого документа, клиники обяжут хранить договоры в течение 3-ех лет. Такие изменения начнутся уже с этого года.
Основные изменения начнут действовать с 1 сентября и коснутся они новых требований к предоставлению платных медицинских услуг, к составлению договоров на платные услуги, срокам их хранения, а также к условиям взаимодействия с пациентом в случае получения претензий.
Правила предоставления платных медицинских услуг содержатся в постановлении Правительства № 1006 и ФЗ «Об охране здоровья». Основные требования к оказанию платных услуг останутся прежними:
1. Любая медицинская организация вправе оказывать пациентам платные медицинские услуги только в том объеме, который соответствует содержанию медицинской лицензии и учредительных документах этой организации.
2. Правилами предусмотрено разрешение на оказание медицинской помощи пациентам без гражданства или с иностранным паспортом, а также на анонимной основе.
3. Оказание медицинской помощи на платной основе позволяет медицинским организациям отступать от требований медицинских стандартов, например, оказывать медицинские услуги, которые не включаются в стандарт или сверх него.
Новые правила предоставления платных медицинских услуг населению в 2021 году содержат корректировки, которые ранее были разработаны Минздравом РФ. Так, до изменений из перечня убрали слова «в том числе». Прежде их присутствие позволяло клиникам добавлять в список те или иные медицинские услуги просто на свое усмотрение. Теперь же в правилах остались только те услуги, которые были прописаны в них до нововведения.
Также с 1 сентября 2021 года медицинским клиникам потребуется:
- хранить договоры на платные медицинские услуги не менее трех лет (в течение этого времени у пациента будет возможность обратиться с претензией на полученную услугу);
- предоставить возможность пациенту получить копию договора в течение трех лет с момента оказания услуги, если его экземпляр был потерян;
- печатать все договоры 14 размером шрифта;
- предоставлять возможность заключать договоры с пациентами дистанционно;
- дать возможность пациенту предъявить претензии к оказанной услуге в электронном виде.
Перечень медицинской помощи должен содержаться в уставе организации. Если такового перечня в нем нет, то необходимо в обязательном порядке внести все изменения. Утвердить изменения в уставе может только учредитель организации или решение общего собрания учредителей.
Прежде чем оказывать платные медицинские услуги в 2021 году, всем медицинским организациям нужно позаботиться о разработке ряда важных документов. В первую очередь необходимо разработать и утвердить Положение о предоставлении платных медицинских услуг пациентам.
Наличие такого положения не является обязательным требованием от законодателя. Однако, этот документ необходим для организации работы по оказанию платной медицинской помощи в медицинской организации, в первую очередь это относится к медперсоналу. Такое положение должно быть понятным медработникам и пациентам, а утверждается оно только распоряжением главного врача.
Что же касается перечня медицинских услуг и их стоимости, то они принимаются непосредственно руководителем медицинской организации. Наличие составленного прайс-листа на услуги медицинской организации является обязательным пунктом в ее деятельности. При утверждении прайс-листа производится новый расчет цен на платные медицинские услуги, однако можно пользоваться уже утвержденными ценами.
При оказании платных медицинских услуг медицинская организация обязана заключать договоры с пациентами в простой письменной форме. Публичная оферта в этом случае не применяется. Заключенным договор считается с момента его подписания всеми сторонами, как следует из требований ч. 2 ст. 434 ГК РФ. С 1 сентября 2021 года организация обязана хранить такой договор 3 года, и предоставлять его копию по требованию пациента в течение этого срока.
В тексте договора необходимо прописывать порядок приемки услуг или указать в нем, что будет оформлен отдельный акт об оказании услуг. Также при его составлении важно указать формулировки, согласно которым прописываются обязанности пациента и исполнителя медицинской услуги. Например, пациент должен рассмотреть и подписать представленный исполнителем акт в сроки, определенные сторонами договора. При отсутствии замечаний акт подписывается пациентом и передается исполнителю.
В случае если у пациента возникли претензии к качеству оказанных услуг, он должен в письменной форме перечислить их в акте. Исполнитель же обязан предоставить в ответ пациенту письменный отчет или акт для ознакомления с ним. В заключение текста договора следует указывать, что все приложения, акты, отчеты, дополнительные соглашения являются его неотъемлемой частью.
Текст договора должен содержать наименования медицинских услуг, которые будут оказаны пациенту, а также актуальные цены на них. Если пациент запрашивает смету на услуги, медицинская организация по первому же требованию должна ее предоставить.
За исполнением новых правил оказания платных медицинских услуг будет контролировать Роспотребнадзор, который обязали обеспечить мониторинг правоприменительной практики и предоставить доклад в правительство до 1 июля 2022 года.
Обобщая вышесказанное, мы рекомендуем всем медицинским организациям, оказывающим услуги на платной основе, учитывать новые требования и ни в коем случае не нарушать их. Заключив договор в правильной форме, вы гарантированно обезопасите себя от лишних проверок Роспотребнадзора.
Специалисты отдела лицензирования Umbrella Group полностью проведут процедуру оформления и получения медицинской лицензии.
Больше информации о нас и наших услугах на сайте: https://taxlab.ru/
Звоните, пишите или заходите в гости!
Ул. Максима Горького, 34 | Пл.Труда, 1 (офис 102) Пн-пт с 9.00 до 18.00
Телефон: +7 (383) 373-17-17
Автор статьи: Щекина Ксения Ивановна
Руководитель отдела лицензирования ГК Umbrella Group