Рынок труда в Новосибирске
По данным сайта Министерства Труда и Социального развития Новосибирской области уровень официальной безработицы по состоянию на 21 мая 2021 года составил 3% от численности рабочей силы.
В целом по области зарегистрированы 42,1 тыс. безработных граждан. С начала года за содействием в поиске работы обратились 43,9 тыс. человек. За этот период 1509 работников были уволены из организаций области в связи с сокращением.
Если анализировать разные статьи о состоянии рынка труда в регионе Сибирь, то многие авторы пишут о конкуренции среди соискателей, о большом количестве усилий, которые необходимо прикладывать, чтобы стать замеченным работодателями, о серьёзном конкурсе на вакансии. Однако за 2020 год Coleman Services наблюдал возросший спрос на услугу «Подбор персонала», который можно объяснить необходимостью компаний в работниках, причём особенно острая нехватка была ощутима в линейном персонале.
Рынок труда Сибирского региона, также как и рынок труда по России в целом, испытал две волны спада в 2020 году — весна и осень, возникших из-за всплесков распространения коронавирусной инфекции.
Весной прошлого года кризис чувствовался острее из-за неопределённости: бизнес и люди находились в ожидании, не понимая, как будет разворачиваться ситуация. Найм персонала был практически полностью остановлен или значительно сокращён и возобновился только с мая-июня 2020 года.
С весны и до конца 2020 года работодатели испытывали острую потребность в рабочем персонале, т.к. граждане СНГ, которые составляли почти 50% рабочей силы, покинули пределы нашей страны, а местные жители не смогли полностью закрыть дефицит рабочей силы. Усложнилась ситуация также тем, что активно увольняющийся персонал стал обращаться в Центры занятости населения за повышенным пособием по безработице.
Мы также заметили явную тенденцию, когда сотрудники увольняются с производств, встают на учет в Центр занятости и, получая пособия по безработице, параллельно находят работу без официального трудоустройства, тем самым, увеличивая свой совокупный доход. Другая часть работников, «белые воротнички», наоборот, не находилась в ситуации поиска работы: многие стремились «держаться» за своего работодателя, чтобы не потерять рабочее место и свой доход. Также часть людей панически реагировала на ситуацию развития пандемии: такие соискатели закрылись от внешнего мира, очень редко выходили на улицу или в магазин, не говоря уже о походах на собеседования.
Большинство соискателей, размещающих свои резюме на специализированных сайтах по поиску работы, не находятся в активном поиске. В основном они имеют текущую работу и спокойно мониторят ситуацию на рынке труда, выбирая перспективные предложения, поступающие от работодателей.
Удаленная занятость в период пандемии показала новые горизонты и возможности для работников. Ранее были достаточно популярны профессии мерчандайзера и торгового представителя — то есть вакансии разъездного характера. Однако дистанционная работа в период пандемии показала, что можно работать и по-другому. Мы сейчас испытываем серьезные сложности при закрытии подобных позиций: приходится искать новые способы поиска и мотивации персонала. Например, для комплектации штата команды мерчандайзеров в Новосибирске мы вынуждены были предложить измененные условия для соискателей: стали рассматривать пеших кандидатов готовых работать полдня, изменили график работы.
Остро чувствуется потребность в медицинском персонале. Безусловно, этому поспособствовала пандемия, — люди стали активнее обращаться в клиники за медицинской помощью. Кроме того, медики тоже массово болели коронавирусной инфекцией, что больших очередей на приемы. Если ранее медицинский персонал реже искали через специализированные сайты по поиску работы, то сейчас мы наблюдаем изменение тенденции: увеличилось как количество размещенных резюме, так и число вакансий. Например, в мае 2021г. в Новосибирске опубликовано 817 вакансий врачей — 9 вакансий приходится на 1 соискателя, а также 217 вакансий медицинских сестёр — 5 вакансий приходится на 1 соискателя. (По данным сайтов Зарплата.ру, hh.ru и Superjob).
Потребность наблюдается и в IT-сфере в Новосибирске.
По данным сайтов Зарплата.ру, hh.ru и Superjob на 1 соискателя приходится 13 вакансий на позицию «программист» (разные языки программирования, в том числе 1С).
Безусловно, мы понимаем, что шансы найти толкового программиста увеличиваются за счет обращения к базе не только специализированных сайтов по поиску работы, а иных, более эффективных источников поиска IT-кадров. При этом мы видим, что эту потребность не закрывают даже многочисленные курсы, которые выпускают junior программистов. Работодатели пусть нехотя, но рассматривают таких выпускников, готовы их учить и развивать. Также наши Новосибирские специалисты по поиску персонала, в целях повышения своей экспертности, прошли курсы по основам программирования python, научились писать и читать код, чтобы разговаривать с соискателями на одном языке.
Ожидаемо, значительно пострадал подбор кандидатов в сферах общественного питания и развлечений, так как в период пандемии многие заведения были закрыты, став позже частично работать на доставку и «на вынос». Не все работодатели смогли обеспечивать доходом своих сотрудников во время простоя заведений. Это послужило причиной того, что кандидаты стали уходить из сферы общественного питания или очень нехотя рассматривали эту работу. Например, мы сотрудничаем с локальной сетью кофеен в Новосибирске и на поиск HR-менеджера к ним в штат ушло около 6 месяцев, именно по причине того, что кандидаты не хотели трудоустраиваться в компанию из сферы общественного питания.
Coleman Services совместно с клиентами стал рассматривать выпускников ВУЗов без опыта работы, но с желанием развиваться, кандидатов из смежных отраслей, чтобы закрывать вакансии и обеспечивать функционирование бизнес-процессов.
Клиенты, которым мы оказываем услуги по сервису и контролю качества мероприятий для фарминдустрии также перешли в онлайн-режим, в связи с чем нам пришлось переформатировать взаимодействие и проводить онлайн-аудит мероприятий.
Чтобы эффективно закрывать вакансии, работодателям необходимо реагировать на изменения, происходящие как на рынке труда, так и в обществе. Например, в Новосибирске мы активно работаем с компанией из сферы гостеприимства, лидером рынка, но, несмотря на свой имидж, она также испытывает кадровый голод.
Coleman Services решил провести исследование, чтобы узнать мотивацию и ценности кандидатов из сферы бизнеса нашего клиента. Позже, изучив результаты, мы скорректировали методы подбора и укомплектовали штат.
Итак, мы обратили внимание, что в более маленьких компаниях гостиничного бизнеса работают люди, необходимой нам целевой аудитории, курьеры из сферы доставки продуктов питания также подходят нам в качестве кандидатов.
Кроме того, мы заметили ряд факторов:
Во-первых, наш соискатель уже не хочет быть трудоустроенным в рамках постоянного графика работы, а предпочитает частичную занятость и гибкий рабочий день.
Во-вторых, кандидаты хотят быстро принимать решения: здесь и сейчас, не проходя даже двухдневных этапов собеседования.
В-третьих, они хотели бы минимизировать офлайн коммуникации и перевести их максимально в дистанционный режим.
Мы замечаем значительный рост финансовых ожиданий кандидатов (до 30%). В зависимости от потребностей и скорости закрытия вакансий, работодатель готов предложить соискателю запрашиваемый им компенсационный пакет, порой в ущерб интересам бизнеса. В основном это характерно в тех ситуациях, когда риск срыва проекта / важной задачи у работодателя очень велик.
Также приток соискателей на дистанционную работу обеспечивают вакансии, связанные с деятельностью в интернете или IT. Ярким примером является сфера интернет-маркетинга, где в мае 2021 года на позицию «контент-менеджер» было опубликовано 400 резюме соискателей, при этом количество размещенных вакансий было в разы меньше — всего 49, что говорит об острой конкуренции среди кандидатов. (Информация предоставлена по данным сайтов Зарплата.ру, hh.ru и Superjob).
В эту сферу приходят соискатели либо самостоятельно изучившие технологию работы, либо прошедшие обучение на специализированных курсах. Работник в сфере интернет-рекламы может при частичной занятости обладать доходом, соответствующим полной занятости.
В конце 2020 года Coleman Services провёл исследование среди своих клиентов относительно индексации заработных плат в их организациях на 2021 год.
Только 38% наших респондентов подтвердили проведение индексации, тогда как 62% затруднились ответить, сославшись на вероятность принятие решения в индивидуальном порядке и в зависимости от задач бизнеса.
Кризис 2020 года не вывел на рынок труда огромного количества соискателей, как это было в 2008, 2014 гг., однако сложившаяся ситуация стала уникальной: никто не ожидал такого развития событий, а изменения приняли стремительный темп, заставляя бизнес принимать незамедлительные решения и адаптироваться к новым реалиям. Спустя время компании смогли по-другому взглянуть на устоявшиеся бизнес-процессы и выстроить их заново, удалённая работа стала обыденностью, некоторые сферы бизнеса получили возможность мощного роста и развития. Хотя всё же негативных последствий значительно больше — будем стараться смотреть в будущее с оптимизмом.
Автор статьи: Елена Гайказян