На треть увеличилось количество жалоб на мисселинг в Сибири
В первом квартале 2021 г. жители Сибирского федерального округа направили в Банк России 92 жалобы на мисселинг. Это на треть больше, чем за аналогичный период 2020 г.
С января по март 2021 г. больше всего обращений поступило от жителей Омской и Иркутской областей, Красноярского края. Почти во всех регионах Сибири прирост жалоб на мисселинг был более чем двукратный. При этом доля таких обращений в общем количестве жалоб, поступивших в Банк России от сибиряков, как и год назад, составила около 1%. Единственный регион, жители которого стали меньше жаловаться на мисселинг, — Новосибирская область, — говорится в исследовании Банка России.
Как уточняют в банке, чаще всего с мисселингом сибиряки сталкивались в банках, когда вместо открытия вкладов им продавали иные финансовые продукты. Кроме того, в этом году впервые была зафиксирована жалоба на введение в заблуждение со стороны брокера (обращение поступило от жителя Новосибирской области).
За I квартал 2021 г. жители Новосибирской области направили в Банк России 12 жалоб на мисселинг — почти в три раза меньше, чем за этот же период в прошлом году. Существенно снизилось количество обращений, касающихся недобросовестной продажи полисов инвестиционного страхования жизни. Не поступило ни одной жалобы на некорректную реализацию услуг доверительного управляющего и продажу полисов накопительного страхования жизни, хотя в аналогичном периоде 2019 и 2020 гг. такие обращения были.
По данным исследования, 72 обращения на мисселинг касались инвестиционных продуктов, более 2/3 которых пришлись на недобросовестную продажу полисов инвестиционного страхования жизни. В остальных жалобах речь шла о реализации под видом открытия вкладов услуг брокеров или доверительных управляющих, а также паев ПИФ. Впервые в статистике появились жалобы на продажу банками структурных продуктов — обращения поступили из Омской области.
По мнению замначальника Сибирского ГУ Банка России Сергея Жаботинского, главный способ защиты от мисселинга — внимательность, так как в процессе общения с клиентами консультанты могут подчеркивать выгоду и не в полной мере раскрывать сопутствующие риски.
Иногда одновременно с вкладом или под его видом клиенту продают инвестиционные инструменты, доход или убыток по которым непредсказуем. Если ситуация на фондовом рынке сложится неудачно, клиент в итоге может получить на руки гораздо меньше, чем отдавал банку. Чтобы этого избежать, при открытии вклада нужно подписывать только договор банковского вклада, где клиент именуется как «вкладчик», а второй стороной выступает банк. Никаких дополнительных документов, например, страхового полиса или договора брокерского обслуживания, быть не должно, — советует Сергей Жаботинский.
Справка:
С начала 2021 г. брокеры не должны одобрять покупку сложных и структурных продуктов неквалифицированными инвесторами. Среди них много тех, кто пришел на фондовый рынок недавно и еще не имеет достаточного опыта для оценки всех рисков. С 1 октября брокеры будут тестировать своих клиентов перед сделками с такими инструментами, чтобы оценить, насколько они хорошо разобрались в продукте, сопутствующих рисках и особенностях налогообложения. Если тестирование будет пройдено успешно, сделка одобряется без каких-либо ограничений. Такой механизм позволит защитить инвесторов от неоправданных рисков с малопонятными для них финансовыми продуктами.
Читайте также: Газпромбанк будет участвовать в строительстве кампуса НГУ