«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки

«Деловой квартал» собрал за круглым столом представителей торговой, ресторанной и фитнес-индустрии, чтобы поговорить об опыте прохождения локдауна и ближайших перспективах.

В заседании круглого стола, который состоялся на площадке ресторана MED, приняли участие президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг; руководитель отдела по взаимодействию с партнерами ТЦ МЕГА Юлия Тарантина; управляющая рестораном MED Ирина Мирошникова; соучредитель «Кейтеринга Анны Сидевич», президент по кейтерингу Ассоциации рестораторов и отельеров, региональный представитель Ассоциации кейтеринговых и банкетных служб по России и странам СНГ Анна Сидевич; председатель правления Федерации рестораторов и отельеров Сибири, совладелец гастрономической школы Гастроинкубатор, совладелец кейтеринга «Браво, шеф» Галина Ильина (Шеломенцева); создатель проекта «Гуси в городе» Сергей Цуркан; собственник Primo grill Артем Павлушин; сооснователь Food cost group Алексей Овтин; вице-президент Новосибирской ассоциации операторов фитнеса, директор X-fit Ольга Колмакова, директор фитнес-клуба Panatta Sport Евгения Николина; директор фитнес-бутика Genesis Татьяна Лагутина и директор по развитию Олеся Петраковская; управляющая фитнес-центром «Европа» Анна Михалина.

Предприниматели поделились общими данными на своих рынках и рассказали о личном опыте развития бизнеса во время пандемийных ограничений.

Торговые центры

Президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 1«На рынке коммерческой недвижимости во время пандемии случились заметные изменения. За последние месяца три раскупили помещения, и теперь ощущается острый дефицит. Цены сильно выросли: если раньше можно было купить объект по 70 тыс. руб. за кв. м, то сейчас достойных помещений меньше 100 тыс. за «квадрат» нет. И главное — нет самих объектов. Но это касается больше стрит-ритейла. Офисные помещения для нас всегда были не очень интересны в плане инвестиций, так как у них всегда низкая доходность — 5%. Если в торговой недвижимости доходность была 12% и сейчас упала до 10%, то в офисной она продолжает сохраняться в районе 5%.

Арендные ставки низкие — как в условиях пандемии упали, так пока и не поднялись. Причем самые высокие ставки прогнулись значительно сильнее, есть даже снижение на 1000-1500 руб./кв. м. По дешевым помещениям этот прогиб был меньше — 100-200 руб.

Что касается работы торговых центров, то мы как потребители видим в продаже много недорогой одежды и обуви — у населения снизились платежные возможности, и бизнес подстроился. Хотя при этом есть достаточно солидные магазины, которые предлагают качественную одежду. Простаивают помещения в торговых центрах незначительно — от 5 до 10%. Торговые центры живут неплохо, но пока их у нас мало, хотелось бы, чтобы рынок чуть расширился».

Руководитель отдела по взаимодействию с партнерами ТЦ МЕГА Юлия Тарантина:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 2«Поскольку мы собственность компании ИКЕЯ (нас 14 по России и 46 в мире), и у нас общий бюджет, нам было проще, чем другим торговым центрам во время пандемии в отношении арендных каникул для партнеров. Во время пандемии мы первые из ТЦ в Новосибирске, кто предоставил всем своим арендаторам каникулы. Мы не брали аренду вообще, потому что могли себе позволить.

Что касается нашей концепции, то мы сейчас переходим от понятия «торговый центр» к понятию «пространство для встреч». В пандемию мы расширили представление о своей деятельности и поняли, что можем делать больше. Несмотря на то, что время было сложное, мы делали все, что могли, для партнеров — это и пункты выдачи заказов, и работа курьерами.

Если говорить о цифрах, с которыми мы вышли в 2020 г., то вакансии у нас в молле в принципе исторически всегда маленькие: если партнер к нам попадает, то редко бывает, чтобы он ушел по какой-то причине. За пандемию нас покинул только один интернет-магазин, который уже до этого собирался на выход, ситуация просто ускорила процесс.

Если смотреть по сегментам — кто как чувствует себя после потрясения, то, например, у одежды, обуви, электроники все хорошо. DIY, сегмент стройки — Леруа Мерлен, Икея — бьют все рекорды по продажам, потому что люди не поехали в отпуск, занялись ремонтом, строительством дач и так далее.

Также хочу отметить состояние сегмента гипермаркетов: мы прогнозировали, что супермаркеты начнут вытесняться магазинами у дома, и ожидали падения продаж Ашана, однако тренд поменялся. Потребитель перешел в рациональное потребление и принимает решение лучше сходить один раз и купить больше, чем растянуть визит на несколько раз. Поэтому сейчас ситуация у Ашана выравниваются.

Средний чек у нас в молле растет. Это обусловлено двумя моментами: ростом цен и подготовленностью посетителей — они стали ездить реже, но чек при этом уже намного выше.

Что касается посещаемости, то в 2019 г. она составила 16 млн человек, 2020 г. по понятными причинам мы даже не берем в расчет, в этом году будем стараться выходить на те же показатели, что были в позапрошлом году. Пока держимся в тех же цифрах

Тяжело сейчас тем компаниям, у которых маленькие локальные бизнесы, у которых нет большой сети. Как ни странно, нехорошо себя чувствуют аксессуары и ювелирка. Остальные сегменты более или менее пришли в норму».

Рестораны

Председатель правления Федерации рестораторов и отельеров Сибири, совладелец гастрономической школы Гастроинкубатор, совладелец кейтеринга «Браво, шеф» Галина Ильина:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 3«Нашу отрасль пандемия очень сплотила — мы писали письма властям, омбудсмену — и опыт показал, что общественный голос, когда он направлен в одну сторону, имеет большой вес.

Больше всех среди нас пострадала индустрия развлечений, ночные клубы. Когда весной разрешили проводить концерты, они не вернулись на прежние позиции. Очень сильно пострадали крупные рестораторы, у которых большое количество официально трудоустроенных людей. С другой стороны, я много общаюсь с бизнес-тренерами именно по ресторанной индустрии, и по их оценкам, в пандемию закрылись только те проекты, которые планировали закрыться. Остальные с уходом локдауна выровнялись».

Управляющая рестораном MED Ирина Мирошникова:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 4«Для ресторанов, которые работают в формате a la carte и у которых нет летников, 2020 год был ударом, в отличие от тех, кто работает на фудкорте и на доставке, например. Мы поработали на доставке месяц — у нас не развито это направление. За период пандемии мы потеряли примерно 50%. Осенью, когда уже наступили послабления для нашей индустрии, наши потери составили около 30%. Сейчас ситуация выравнивается, это чувствуется по загрузке, по мероприятиям — начала кипеть ежедневная работа. Люди начали просыпаться, отдавать бюджеты на мероприятия. Мы начинаем выходить в стабильность».

Как отметила Татьяна Гениберг, из ресторанных сегментов также сейчас страдают пиццерии, и сильно перегрелся рынок пива, некоторые пивные точки стали закрываться.

Собственник Primo grill Артем Павлушин:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 5«Объявление о том, что работать на зал нельзя, было неожиданным. Пришлось быстро переориентироваться на доставку. И если на тот период для меня доставка была вторична, то здесь пришлось делать на ней упор. Меня спасло то, что доставкой я все-таки начинал заниматься, был готов сайт, налажены внутренние бизнес-процессы. Поэтому в итоге для меня это стало даже плюсом, по причине того, что часть рестораторов, которые не имели доставки, закрылись или на какой-то период перестал работать. Этот период мне позволил отладить свои процессы и нарастить аудиторию. Сейчас у меня соотношение: 70:30 — доставка и зал соответственно. Раньше было наоборот. По большому счету, я мало что потерял, скорее приобрел».

Создатель проекта «Гуси в городе» Сергей Цуркан:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 6«Что касается комментария о рынке пива, то мой опыт другой — пиво растет. По крайней мере, крафтовое. Может быть, дешевый сегмент действительно уже надоел потребителю, а крафтовое очень сильно растет. У нас есть разные форматы — пивоварня, которая занимается производством, пивные рестораны, столовая в бизнес-центре. Хуже всего, конечно, пришлось столовой в бизнес-центре, потому что БЦ дольше всего были закрыты, и просадка получилась мощная. Пиво летом на улице все пили с удовольствием — у нас оба ресторана имеют возможность работать на летниках, поэтому их показатели были хорошими.

Я наблюдаю, что сейчас у всех дела идут очень даже хорошо. Возможно, рынок немного освободился — ушли слабые, и остался более сильный пул игроков. Еще, конечно, работает то, что деньги остаются в стране, никуда не вывозятся — людям хочется развлечений, и они их тратят.

Я недавно смотрел общую статистику запросов в 2ГИС по ресторанам и сделал вывод, что июль-август 2020 г. показал такой всплеск, который дал рекордные показатели, сравнимые с допандемийными. В марте-апреле и у себя, и у тех, с кем я делился результатами, показатели выручки, как выяснилось, были такие же, как летом вместе с летниками. Эффект того, что люди не улетели отдыхать, определенно есть. Плюс — отложенный спрос».

Сооснователь Food cost group Алексей Овтин:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 7«Наша компания занимается тем, что запускает рестораны, кофейни, бары по всей России. И в пандемию мы в своей деятельности наблюдали удивительную активность. Мы видим, что рынок жил, живет и будет жить. Конечно, многим пришлось переориентироваться. Например, что касается сегмента связанной с ресторанами коммерческой недвижимости в Новосибирске, то картина поменялась: если до пандемии нашими клиентами в 90% были все-таки представители HoReCa, рестораторы, то сейчас эта доля сместилась к 40%, сейчас в основном это ритейлеры, небольшие маркеты. Рынок изменился, появились гибридные истории a-la «Торговый дом Куликовский» — кофейня плюс кондитерский магазин. Эта компания в пандемию выросла бешеными темпами. Соглашусь с мнением, что на рынке просто выжили сильнейшие, произошел небольшой переток капитала. Это было перетекание в немного другую сферу — гибридные маркеты.

Что касается доставки, то здесь тоже все не так просто. Можно долго говорить, что существует альтернативные варианты доставки, но, будем честными — существует всего два вида — это доставка роллов и пиццы. При доставке другой еды возникает очень много сложностей.

Сложнее всего сейчас приходится рестораторам в полном смысле этого слова — которые действительно продают эмоцию, потому что нельзя эмоцию сделать с доставкой на дом. Можно доставить бездушные роллы, пиццу, но эмоцию, за которой мы ходим в ресторан, доставить невозможно, поэтому тяжело, на мой взгляд, только этой сфере.  

Что касается рынка пива, то, соглашусь, умерли массовые сегменты, демократичные форматы, а крафтовое пиво продается бешеными темпами, и пивной рынок b2b развивается тоже. Просто рынок немного видоизменился, он повзрослел и стал более цивилизованным.

Также сейчас появился тренд на большие пространства — коллаборации. На самом деле он идет давно — в той же Москве уже долго существуют такие площадки, фуд-моллы. В Новосибирске пока немного боятся заходить в такие истории. Да, есть «Типография», но это скорее инвестиция одной компании, это коллаборация, но не фуд-молл, потому что собственник, по большому счету, один. Да, у нас есть ресторанный дворик, но городу все же не хватает новых площадок и пространств».

Соучредитель «Кейтеринга Анны Сидевич» Анна Сидевич:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 8«Динамика рынка кейтеринга показала, что прошлый мы закрыли с результатом минус 60% от оборота. Потому что основная выручка — это корпоративный сегмент, и в прошлом году он сошел на ноль. В этом году, после снятия ограничений, мы наблюдаем отложенный спрос. Соответственно, мы выравниваемся и растем именно на отложенном спросе. Такая ситуация наблюдается по всему рынку кейтеринга, в том числе у коллег в Москве.  

Естественно, в 2020 г. мы этого всего не могли предвидеть, поэтому, когда в апреле кейтеринг практически сошел на нет, мы на базе нашего производства открыли доставку рационов сбалансированного питания. Привлекли врача-нутрициолога, который помог разработать сбалансированное меню. Наша целевая аудитория — клиенты, которые заказывали у нас кейтеринг — топы, собственники, у которых мало времени и кто следит за своим здоровьем. Так у нас появилось новое направление, которое до сих пор работает, отдельно от кейтеринга. 

У нас есть еще так называемый кейтериг без обслуживания — мобильный фуршет. Это направление, кстати, сейчас дает прирост. Во время пандемии увеличился спрос на эту услугу, люди заказывают готовые фуршетные наборы без обслуживания — это и дешевле, и минимум контактов. На сегодняшний день выручка по доставке выше, чем была в 2019, а Кейтеринг возвращается в прежнее русло. Сейчас рынок заметно выровнялся».  

В целом, как отметили эксперты, настрой у отрасли оптимистичный, потому что еда никогда не перестанет быть актуальной, просто разные ситуации требуют перестроек и переформатирования под запросы времени, и нужно лишь успевать находить свои ниши.

Спорт

Вице-президент Новосибирской ассоциации операторов фитнеса, директор X-fit Ольга Колмакова:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 9«Рынок фитнеса после пандемии, так же, как рестораны, поддержал отложенный спрос, который мы в своем сегменте наблюдали в декабре. Нам не нужно было продавать — клиенты сами шли и покупали. Это было заметно и по Новосибирску, и по российским операторам. Где-то в марте все вышли по показателям на уровень марта 2019 г. Еще интересно, что у нас, например, доходная часть состоит из продажи клубного членства и допуслуг, так вот продажа допов в доле значительно выросла в 2021 г. относительно 2019-го. И еще из удивительного — средняя цена по нашему клубу увеличилась, мы приросли к 2019-му г., но при этом снизилось количество посещений. У людей есть клубные карты, но они значительно меньше ходят.

Что касается того, что происходит сейчас, то нас, конечно, очень сильно ударил онлайн. Тренеры ушли работать онлайн, и далеко не все вернулись, поэтому у многих клубов сейчас мы наблюдаем кадровые проблемы. Мы общаемся сейчас с Минпромторгом, с педуниверситетом — обещают к осени открыть программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе, возможно, выделят на решение этого вопроса дополнительное бюджетирование, чтобы мы могли поддержать тот персонал, который остался в профессии, и привлечь новых людей.

Большой акцент на онлайн-продукты сейчас делают уже сами компании. Правда, заходит тяжело, тем не менее, попыток оставлять нельзя. Речь идет и об онлайн-тренингах, и о продаже онлайн-продуктов для корпораций — чтобы они могли приобретать онлайн-продукт сразу при заключении корпоративного договора, для людей, которые остаются в офисе или на удаленке. Плюс мы сейчас активно развиваем магазин фитнес-продукции. Также в рамках наших фитнес-кафе активно работаем на доставку, она занимает хорошую долю — здесь нам помогает Яндекс.Еда и Delivery Club — на полезные продукты спрос хороший».    

Директор фитнес-клуба Panatta Sport Евгения Николина:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 10«Действительно, в 2020 г. была серьезная просадка по посещаемости, по продажам. Осенью, даже когда мы открылись, страх оставался — люди не ходили.  

В 2021 г. случился всплеск посещаемости, потому что многие соскучились, вернулись. С января по апрель однозначно был пик, май, поскольку это всегда отдых, показал отток. Впереди — лето, и сейчас большой вопрос — что будет. Для фитнеса этот сезон всегда означает просадку. И, в этом году, с одной стороны, люди соскучились по спорту, и могут продолжить активно ходить в залы, с другой — они также скучали и по отдыху, сейчас появилось больше возможностей отдыхать».

Управляющая фитнес-центром «Европа» Анна Михалина:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 11«Мы представляем бизнес локальный, не федеральную сеть, поэтому нам было очень тяжело. Было ужасно трудно, потому что основная наша сеть представлена на арендных площадях, соответственно, договориться с арендодателями было крайне трудно. Кто-то, безусловно, шел навстречу, кто-то категорически отказывался. Второй момент, который был предельно труден — у нас начали уходить сотрудники, они меняли сферы, переходили на онлайн, абсолютно нами не контролируемый. У них началась самостоятельная жизнь, где они начали зарабатывать онлайн-продуктами.

Тем не менее, мы смогли выжить и даже укрепить свои позиции. Мы однозначно сделали много выводов, поняли, чему стоит уделить внимание. Мы были не подвержены демпингу, тем не менее, продавали карты по сниженным ценам, и люди покупали —деньги у них были, даже в период пандемии. Таким образом мы хоть как-то могли компенсировать этим МРОТ сотрудникам, потому что поддержка от государства была мизерной.

Что касается момента открытия (закрыли нас 28 марта, а открыли 24 августа), то вала не случилось вообще. В сентябре-октябре ситуация была еще очень напряженная, люди находились под прессингом этой тревожности, боялись приходить и, безусловно, нас сильно третировали проверяющие органы, что тоже создавало напряженность у клиентов.

Но к декабрю случилось логическое возвращение на круги своя —люди начали приходить, и мы даже снизили активность продаж, потому что покупали и так много. К февралю-2021 мы вышли на показатели 2019 г. Март у нас даже превысил позапрошлогодние результаты.

За пандемию у нас закрылся один филиал. Однако, он закрылся бы и так, просто пандемия ускорила этот момент. В отношении всего остального могу сказать, что кризис только укрепил наши позиции».

Директор фитнес-бутика Genesis Татьяна Лагутина:

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 12«У нас необычное позиционирование для Новосибирска (хотя фитнес-бутики — это общемировой тренд, и в Москве это большая доля рынка), поэтому наша ситуация была немного другая. По большому счету, мы только вышли — и сразу случился локдаун, наша первая весна, на которую был большой расчет, попала как раз в пандемию. Поэтому сравнить мы можем только нынешний год с прошлым, но сравнивать не с чем. Но мы немного хитрили: когда разрешили работать салонам красоты, мы тоже работали, объясняя это тем, что все клиенты приходят под запись, нет массовых занятий, мы можем разграничить посещения и не создавать пересечений. То есть была, по сути, та же схема, что и в салонах красоты. Постоянные клиенты, уехавшие в период пандемии за город, перешли на онлайн и просили нас продолжать тренировки — проявилась некая лояльность, был уже сформирован костяк аудитории.

Для нас это была хорошая возможность посмотреть в сторону онлайна, на который мы до этого не смотрели. Это была принципиальная позиция, потому что тот фитнес, который пропагандируем мы, — это фитнес через диагностику, он не про онлайн. Однако мы поняли, что после двух-трех встреч тренер вполне может вести клиента онлайн.

Еще сыграл роль тот момент, что пандемия отразилась на психологии потребителя: все, что массовое, немного напугало и стало ассоциироваться с опасностью и риском — в этом плане наши кулуарные стены выиграли». 

Директор по развитию фитнес-бутика Genesis Олеся Петраковская

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 13«По большому счету, пандемия стала неким учебным полугодием. Потому что у нас появилось время, чтобы пройти обучения, которые мы давно планировали. Сотрудники как раз использовали эту ситуацию для того, чтобы вырасти, набраться профессионализма. Конечно, мы просели по разным показателям, но в остальном мы сильно выросли, это был хороший старт с точки зрения наращивания профессионализма, мы поняли, куда нам нужно двигаться».

 

По большому счету, пандемия, как оказалось, стала важным толчком к смене парадигм для многих бизнесов, причем этот коренной переворот позволил многим оттолкнуться и улучшить, ускорить и укрепить свои результаты, процессы и позиции. Рынки прошли зачистку от слабых игроков и укрупнились. Турбулентность была сильной, однако, как отметили участники круглого стола, именно она и дала хорошую встряску бизнесу и экономике. В будущее предприниматели смотрят, как обычно, с оптимизмом и позитивом.

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 14

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 15

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 16

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 17

«Нельзя доставить эмоцию». Пострадавший от пандемии бизнес — о бесперспективности удаленки 18

Фоторепортаж Романа Барникова

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.