Предприниматели могут использовать электронные гарантии в пользу ФТС
Электронный документооборот — не просто дань времени, а потенциал роста для российских предпринимателей.
Перевод услуг кредитных организаций в цифровой формат существенно упрощает процедуру и сокращает время получения банковских гарантий, делая их эффективным инструментом развития малого и среднего бизнеса.
Для компаний среднего и малого бизнеса важным стимулом развития является выход на международный рынок. Это способствует заметному росту конкурентоспособности, позволяет диверсифицировать каналы приобретения и сбыта продукции, что в итоге открывает новые возможности для увеличения прибыльности бизнеса. В последнее время компании малого и среднего бизнеса усиливают свою активность на внешнем рынке. Следствием этого становится спрос на таможенные гарантии — один из необходимых инструментов ВЭД. Так, в первом квартале 2021 г., например, в ВТБ объем выдач таких гарантий показал трехкратный рост по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составил более 3 млрд руб.
Несмотря на очевидные плюсы активной внешнеэкономической деятельности, российские предприниматели зачастую опасаются сложностей работы в новом направлении, в том числе связанных с таможенным оформлением экспортно-импортных операций. Существенно упростить таможенные процедуры можно при их переводе в электронный формат. Для этого необходимо не только обеспечить клиентам возможность дистанционного предоставления пакета документов, но и организовать в банке процедуру их оперативного анализа с принятием обоснованного решения в кратчайшие сроки.
До недавнего времени это было прерогативой лишь крупных компаний, однако в апреле 2021 г. банк ВТБ, совершенствуя технологии взаимодействия с предпринимателями, начал выдачу банковских гарантий в пользу Федеральной таможенной службы с использованием электронного документооборота и малому бизнесу. Такие гарантии необходимы предпринимателям — участникам ВЭД для получения отсрочки уплаты таможенных платежей. В них также заинтересованы импортеры акцизной продукции и компании, работающие в сфере таможенного дела. Банковская гарантия позволяет предприятию войти в реестр ФТС в качестве таможенного представителя и начать самостоятельно предоставлять услуги на рынке.
Выдача электронных гарантий в пользу ФТС производится банком по минимальному пакету документов, который рассматривается по экспресс-технологии. Это позволяет обеспечить оперативные сроки принятия решения по выдаче гарантии. Кроме того, таможенный орган получает электронную гарантию в день выдачи ее банком. Представлять в ФТС документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего электронную таможенную гарантию, не требуется, что существенно экономит время на обработку и принятие таможенным органом полученной гарантии.
Выдача электронных таможенных гарантий — очередной шаг на пути перевода востребованных услуг для малого и среднего бизнеса в цифровой формат. Аналогичные технологии с февраля 2021 г. применяются банком и для других документарных операций — предоставления гарантий в пользу налоговых органов для целей возмещения НДС и акцизов в заявительном порядке, а также для освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизной продукции. Налоговые гарантии являются востребованным продуктом, занимая около 10% портфеля среднего и малого бизнеса ВТБ в целом.
Электронная налоговая гарантия может быть выдана всего за несколько часов, не требуя посещения отделения банка и ФНС. Она полностью соответствует формату ФНС России и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Банк дистанционно передает гарантию клиенту, который направляет ее в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или оператора электронного документооборота