Фамилия как образ жизни. Опыт бизнесмена Андрея Доброва

Андрея Доброва в Сибири знают как создателя Группы Белон. Именно с нее началась большая благотворительная деятельность будущего «Человека года в сфере социально ответственного бизнеса».

Википедия про него говорит так: российский миллиардер, частный инвестор, филантроп. Пожалуй, третье определение можно сделать главным, потому что основатель Dobrov & Family Group (DFG) измеряет успех не только прибылью, но и степенью социальной ответственности бизнеса.

Титул «Человек года» в номинации «Социально ответственный бизнес» премии «Делового квартала» Андрей Добров получил в 2019 г. благодаря открытому голосованию новосибирского бизнес-сообщества. Наградили бизнесмена за социальные акции, праздничные мероприятия, благотворительные турниры в поддержку детей с ДЦП и семей с особенными детьми. Но эта формулировка обобщенная. На деле же Добров — основатель практически целого «государства доброты». DFG во время пандемии коронавируса реализовала в Новосибирске инвестпроект по расширению семейно-развлекательного центра «Веселый остров», вложив в него 69 млн руб. За время его работы в нем провели 11 «Добрых дней» для 4 000 особых детей. В интервью «ДК» Андрей Добров рассказал о том, как, строя бизнес в 90-е, пришел к пониманию социальной ответственности, что такое импакт-экономика и почему в мировом сообществе это один из главнейших трендов, от которых нельзя отставать.

Фамилия как образ жизни. Опыт бизнесмена Андрея Доброва 1

Корпоративная филантропия

— Идея корпоративной филантропии появилась еще на заре XX века, что привело к появлению практики ответственного развития организаций. Большой вклад в это внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, США). Оттуда вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI).

Со временем из SRI развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризирующих этот термин и подход).

Импакт — это значительные позитивные изменения мира, жизни людей, общественной сферы в результате предпринимательской деятельности. Ключевая цель импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные проблемы социума и окружающей среды.

В 2018 г. глобальный рынок филантропии оценивался в 1,5 трлн долларов США (по данным UBS). Российский рынок филантропии в 2018 г. составлял 400 млрд руб., или 5,6 млрд долларов США (Сколково). В конце 2018 г. глобальный рынок импакт-инвестирования оценивался в 502 млрд долл. США, при этом темпы роста рынка составляют приблизительно 29% в год (GIIN).

Естественно, до российского бизнеса это дошло несколько позже, так как он сам зародился только в начале 1990-х. К понятию «социальная ответственность бизнеса» многие компании пришли еще позже. При этом сейчас мы наблюдаем очень четкую тенденцию на смену тренда: компании начинают понимать, что не только прибыль выступает ключевой оценкой успешности. Есть множество примеров в российской бизнес-среде: Яндекс, Сбер, Тинькофф и др. 

В 1991 г., когда мы создавали Группу Белон, у нас не было этого понимания и такого подхода к работе. Поэтому в начале развития, в 1991 -1995 гг., мы скорее оказывали спонтанную спонсорскую помощь, всем и вся. Не было структурированности. Как только мы выработали долгосрочную стратегию развития группы на 5-10 лет, мы поняли: чтобы развивать бизнес успешно, нужно поддерживать регион, в котором мы хотим построить бизнес, — создавать комфортную среду для жизни наших работников, отвечать за экологию, за людей и их семьи. Вот тогда мы и осознали социальную ответственность бизнеса — поняли, что должны делать, чтобы добиваться успеха.

Первыми нашими целями было помогать детям-сиротам, инвалидам, семьям шахтеров, ветеранам. Мы занимались темой оздоровления работников, поддерживали детские сады, спортивные площадки, стадионы, заботились об улучшении облика городов и т.д. Охватывали Кузбасс и Новосибирск, затем и другие регионы, где был наш бизнес. Работали через благотворительные фонды и напрямую. Потом перешли на более адресную помощь — поддерживали семь детских домов и приютов в Кузбассе, четыре в Новосибирске. С ростом компании приходило чувство ответственности за регион и более четкое понимание, куда и как направлять деньги. Фактически это был прообраз импакт-бизнеса и импакт-инвестиций. Мы сформировали цели по благотворительности и следовали этому подходу все 20 лет, пока работала Группа Белон.

После продажи компании в 2010 г.   я с сыновьями, создал с семейную компанию Dobrov & Family Group (DFG) и в ее семейной Конституции закрепил эту миссию — вести социально ответственный бизнес. Ее ключевые принципы звучат так: наша семья и наши наследники должны быть ответственными за окружение (территория, страна, люди, природа), в котором мы живем сейчас и в котором будут жить наши потомки; это должно выражаться в постоянной помощи и работе на благо общества: мы направляем существенную часть доходов нашей компании (не менее 10% от прибыли) на общие благотворительные нужды, особенно на помощь детям с ограниченным возможностями здоровья и детям-сиротам, на образование и внедрение современных методик для реабилитации детей.

Это наша гражданская позиция, наша философия отношений коммерческой компании и людей, получающих наши услуги. Мы как ответственный бизнес заботимся не только о качестве для клиентов, но и даем нашим сотрудникам гарантии социального и медицинского страхования, предоставляем возможности дополнительного обучения (программы подготовки, повышения квалификации) и финансовую помощь в экстренных случаях. Кстати, во время пандемии мы постарались максимально сохранить рабочие места и не сократили затраты на обучение и развитие.

Этим принципам мы следуем уже более 30 лет, начиная с Группы Белон.

Смена парадигм

2020 г. и начало 2021-го не оставили сомнений в том, что мы живем в чрезвычайно сложное время. Пандемия коронавируса бросила новые вызовы каждому из нас и обществу в целом, усугубив ранее существовавшее экономическое и социальное неравенство в России и мире. В то же время кризис четко указывает на необходимость глобального и российского импакт-инвестирования. Многие инвесторы уже ищут возможность оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Эта тенденция наблюдается и в России.

Социальное давление на компании и инвесторов растет и вынуждает их мыслить новыми категориями - «люди», «планета», «прибыль» - и реагировать на разные проблемы как в рамках своего бизнеса, так и за его пределами. Такой подход позволяет владельцу активов соответствовать новым трендам. Традиционный двухмерный подход — риски и доходность — дополняется третьим измерением, отражающим реальное воздействие инвестиций на окружающую среду и общество. У бизнеса в условиях смены трендов нет выбора — иначе можно остаться в аутсайдерах.   

Однако это не означает вынужденность созидания добра. Для нас, например, благотворительная часть — это добровольный вклад в развитие общества и наш душевный отклик на социальные проблемы.

Что очень важно, эта парадигма созидания добра имеет удивительный волновой эффект — все больше людей и компаний вовлекаются в эту деятельность, и строится это на внутреннем желании помогать. Помогать нуждающимся, близким, друзьям, просто людям, помогать улучшать районы и города, где мы проживаем. Это становится нашей потребностью, чертой характера, нашей ДНК.   

Фамилия как образ жизни. Опыт бизнесмена Андрея Доброва 2

Материал подготовлен специально к эксклюзивному выпуску издания «Деловой квартал» — «Книга рейтингов», от 28.06.2021 г.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.