Фамилия как образ жизни. Опыт бизнесмена Андрея Доброва

Андрея Доброва в Сибири знают как создателя Группы Белон. Именно с нее началась большая благотворительная деятельность будущего «Человека года в сфере социально ответственного бизнеса».

Википедия про него говорит так: российский миллиардер, частный инвестор, филантроп. Пожалуй, третье определение можно сделать главным, потому что основатель Dobrov & Family Group (DFG) измеряет успех не только прибылью, но и степенью социальной ответственности бизнеса.

Титул «Человек года» в номинации «Социально ответственный бизнес» премии «Делового квартала» Андрей Добров получил в 2019 г. благодаря открытому голосованию новосибирского бизнес-сообщества. Наградили бизнесмена за социальные акции, праздничные мероприятия, благотворительные турниры в поддержку детей с ДЦП и семей с особенными детьми. Но эта формулировка обобщенная. На деле же Добров — основатель практически целого «государства доброты». DFG во время пандемии коронавируса реализовала в Новосибирске инвестпроект по расширению семейно-развлекательного центра «Веселый остров», вложив в него 69 млн руб. За время его работы в нем провели 11 «Добрых дней» для 4 000 особых детей. В интервью «ДК» Андрей Добров рассказал о том, как, строя бизнес в 90-е, пришел к пониманию социальной ответственности, что такое импакт-экономика и почему в мировом сообществе это один из главнейших трендов, от которых нельзя отставать.

Фамилия как образ жизни. Опыт бизнесмена Андрея Доброва 1

Корпоративная филантропия

— Идея корпоративной филантропии появилась еще на заре XX века, что привело к появлению практики ответственного развития организаций. Большой вклад в это внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, США). Оттуда вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI).

Со временем из SRI развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризирующих этот термин и подход).

Импакт — это значительные позитивные изменения мира, жизни людей, общественной сферы в результате предпринимательской деятельности. Ключевая цель импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные проблемы социума и окружающей среды.

В 2018 г. глобальный рынок филантропии оценивался в 1,5 трлн долларов США (по данным UBS). Российский рынок филантропии в 2018 г. составлял 400 млрд руб., или 5,6 млрд долларов США (Сколково). В конце 2018 г. глобальный рынок импакт-инвестирования оценивался в 502 млрд долл. США, при этом темпы роста рынка составляют приблизительно 29% в год (GIIN).

Естественно, до российского бизнеса это дошло несколько позже, так как он сам зародился только в начале 1990-х. К понятию «социальная ответственность бизнеса» многие компании пришли еще позже. При этом сейчас мы наблюдаем очень четкую тенденцию на смену тренда: компании начинают понимать, что не только прибыль выступает ключевой оценкой успешности. Есть множество примеров в российской бизнес-среде: Яндекс, Сбер, Тинькофф и др. 

В 1991 г., когда мы создавали Группу Белон, у нас не было этого понимания и такого подхода к работе. Поэтому в начале развития, в 1991 -1995 гг., мы скорее оказывали спонтанную спонсорскую помощь, всем и вся. Не было структурированности. Как только мы выработали долгосрочную стратегию развития группы на 5-10 лет, мы поняли: чтобы развивать бизнес успешно, нужно поддерживать регион, в котором мы хотим построить бизнес, — создавать комфортную среду для жизни наших работников, отвечать за экологию, за людей и их семьи. Вот тогда мы и осознали социальную ответственность бизнеса — поняли, что должны делать, чтобы добиваться успеха.

Первыми нашими целями было помогать детям-сиротам, инвалидам, семьям шахтеров, ветеранам. Мы занимались темой оздоровления работников, поддерживали детские сады, спортивные площадки, стадионы, заботились об улучшении облика городов и т.д. Охватывали Кузбасс и Новосибирск, затем и другие регионы, где был наш бизнес. Работали через благотворительные фонды и напрямую. Потом перешли на более адресную помощь — поддерживали семь детских домов и приютов в Кузбассе, четыре в Новосибирске. С ростом компании приходило чувство ответственности за регион и более четкое понимание, куда и как направлять деньги. Фактически это был прообраз импакт-бизнеса и импакт-инвестиций. Мы сформировали цели по благотворительности и следовали этому подходу все 20 лет, пока работала Группа Белон.

После продажи компании в 2010 г.   я с сыновьями, создал с семейную компанию Dobrov & Family Group (DFG) и в ее семейной Конституции закрепил эту миссию — вести социально ответственный бизнес. Ее ключевые принципы звучат так: наша семья и наши наследники должны быть ответственными за окружение (территория, страна, люди, природа), в котором мы живем сейчас и в котором будут жить наши потомки; это должно выражаться в постоянной помощи и работе на благо общества: мы направляем существенную часть доходов нашей компании (не менее 10% от прибыли) на общие благотворительные нужды, особенно на помощь детям с ограниченным возможностями здоровья и детям-сиротам, на образование и внедрение современных методик для реабилитации детей.

Это наша гражданская позиция, наша философия отношений коммерческой компании и людей, получающих наши услуги. Мы как ответственный бизнес заботимся не только о качестве для клиентов, но и даем нашим сотрудникам гарантии социального и медицинского страхования, предоставляем возможности дополнительного обучения (программы подготовки, повышения квалификации) и финансовую помощь в экстренных случаях. Кстати, во время пандемии мы постарались максимально сохранить рабочие места и не сократили затраты на обучение и развитие.

Этим принципам мы следуем уже более 30 лет, начиная с Группы Белон.

Смена парадигм

2020 г. и начало 2021-го не оставили сомнений в том, что мы живем в чрезвычайно сложное время. Пандемия коронавируса бросила новые вызовы каждому из нас и обществу в целом, усугубив ранее существовавшее экономическое и социальное неравенство в России и мире. В то же время кризис четко указывает на необходимость глобального и российского импакт-инвестирования. Многие инвесторы уже ищут возможность оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Эта тенденция наблюдается и в России.

Социальное давление на компании и инвесторов растет и вынуждает их мыслить новыми категориями - «люди», «планета», «прибыль» - и реагировать на разные проблемы как в рамках своего бизнеса, так и за его пределами. Такой подход позволяет владельцу активов соответствовать новым трендам. Традиционный двухмерный подход — риски и доходность — дополняется третьим измерением, отражающим реальное воздействие инвестиций на окружающую среду и общество. У бизнеса в условиях смены трендов нет выбора — иначе можно остаться в аутсайдерах.   

Однако это не означает вынужденность созидания добра. Для нас, например, благотворительная часть — это добровольный вклад в развитие общества и наш душевный отклик на социальные проблемы.

Что очень важно, эта парадигма созидания добра имеет удивительный волновой эффект — все больше людей и компаний вовлекаются в эту деятельность, и строится это на внутреннем желании помогать. Помогать нуждающимся, близким, друзьям, просто людям, помогать улучшать районы и города, где мы проживаем. Это становится нашей потребностью, чертой характера, нашей ДНК.   

Фамилия как образ жизни. Опыт бизнесмена Андрея Доброва 2

Материал подготовлен специально к эксклюзивному выпуску издания «Деловой квартал» — «Книга рейтингов», от 28.06.2021 г.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.