Как стартапу выйти на зарубежный рынок? Советы экспертов

Какие инструменты помогут продвинуть стартап на зарубежный рынок и сколько это может стоить фаундеру, рассказали эксперты акселерационной программы Академпарка.

Мнениями поделились основатель IT-стартапов Евгений Иванов и серийный hardware-предприниматель Игорь Мендзебровский.

Евгений — партнер в венчурном фонде Network VC Syndicate Fund LLC и венчурной студии GSD (Кремниевая Долина), лидер Go Global World (Siberia), основатель интернет-агентства «Норд Стар», организатор Startup Lynch, руководитель IT-секции стартап-акселератора А:СТАРТ; опыт в венчурном бизнесе — 12 лет.

Игорь — резидент Академпарка, основатель стартапов AT360 (аттракционы виртуальной реальности), HealthVision (камеры по мониторингу первичного состояния здоровья), Papillon (многофункциональная медицинская кровать) и EnterIdeas (мобильные планетарии), которые успешно представлены в России и за рубежом.

Когда мы говорим про американский рынок, то, если у вас уже есть продукт или хотя бы прототип, смело обращайтесь в такие топовые акселераторы, как Y Combinator, Plug and Play, Comcast, 500 Startups, TechStars. Присутствие в большинстве этих сообществ бесплатно. Кроме того, существует сообщество Go Global World, где состоят более 1 500 стартапов по всему миру, а также международные эдвайзеры, менторы и инвесторы ранних стадий. Например, мы хотим выйти на рынок Австралии. Я пишу в это сообщество: «Чем там живут люди? Какие потребности и боли существуют? Есть ли конкуренты в моей сфере? Как выглядит рынок? Что в тренде?» С вероятностью в 99,9% в сообществе есть человек из Австралии, который сможет ответить или даст необходимые контакты. Такие инструменты бесплатны, вам лишь нужно знать английский и быть готовым к нетворкингу, — рассказал Игорь Мендзебровский.

Он также считает, что, помимо акселераторов, можно обратиться в отраслевые ассоциации:

Одна из компаний нашей группы производит аттракционы и нам была жизненно необходима поддержка и консультация отраслевых экспертов из США. Так мы стали членами отраслевых ассоциаций, которые объединяют производителей и эксплуатантов аттракционного оборудования. Да, нам это стоит от 1 500 $ в год на каждую ассоциацию, но те преимущества, которые дает сообщество, с лихвой окупают затраты. И в первую очередь это внутренние встречи, на которых знакомят эксплуатантов и производителей между собой. Также у нас появился доступ к экономической и финансовой аналитике. Мы начали понимать, сколько аттракционов продается на рынке, какие наиболее интересны людям, какие модели бизнеса и его монетизации сейчас в приоритете.

Задача стартапа — сформировать продукт, запустить его и привлечь инвестиции для кратного роста компании. Основной актив компании — интеллектуальная собственность, в которую и вкладывается инвестор, отметил эксперт.

Когда выходишь на иностранный рынок, все, что у тебя есть, — это интеллектуальная собственность, и она должна быть защищена. Помните: российский патент действует только в России, поэтому в дальнейшем подавайте международную заявку РСТ и дополнительно на американский патент, — подчеркнул Игорь Мендзебровский.

Как сказал Евгений Иванов, в отличие от hardware-стартапов, IT-решения защищены меньше, поскольку их легче скопировать и сделать аналог. Тем не менее, если вы хотите продавать софт, существуют разного вида лицензии, например, GPL, MIT. В дальнейшем, если ваше программное обеспечение увеличивает капитализацию, стоит задуматься о патенте в США, считает он.

Когда мы выходили на американский рынок с многофункциональной медицинской кроватью, сперва изучили запросы сотен больниц и госпиталей. Оттуда мы и нащупали боль. Затем сформировали внутренний отдел коммуникации, в котором работают native-представители наших рынков. Они обзвонили более 1 000 учреждений, откуда в качестве клиентов к нам пришло 6 %, — рассказал Игорь Мендзебровский.

Евгений Иванов добавил:

Customer development можно начать проводить самостоятельно: составляйте таблицу своей целевой аудитории — кто они, где обитают, звоните, пишите и обращайтесь к ним как к экспертам. Когда ваш продукт уже продается, обращайте внимание на отзывы текущих клиентов: люди заплатили за него, и если что-то не так, у них есть отличная мотивация дать вам обратную связь. Когда мы начинали продвигать наш продукт для девелоперов на рынок США, самый первый отзыв, который мы получили, был такой: «Ребята, у вас нет поддержки http» (у нас только https). Мы мотаем себе на ус, допиливаем сайт и берем за это дополнительные деньги. Итог: негативные отзывы от тех, кто уже заплатил за продукт, — это лучшая обратная связь, которая указывает на узкие места, которые ты сам как обладатель другой ментальности не увидишь.

На краудфандинговых площадках люди могут вносить предоплату понравившимся стартапам. Чтобы привлечь финансы в свой проект, идея должна быть проработана и привлекательно упакована, считает Игорь Мендзебровский:

Люди должны понимать, на что они дают свои деньги. Чтобы тот же Kickstarter действительно оказался полезным, как бы это парадоксально ни звучало, нужно изначально вложиться самому в упаковку идеи под ключ. Правильное позиционирование, визуалка, видео-ролики, текст, реклама, маркетинг — редко когда фаундер оформляет это должны образом. Если хочешь, чтобы действительно «выстрелило», необходимо привлекать подрядчиков и выделять немало средств на качественный контент.

Евгений Иванов напомнил, что существуют и более простые формы продвижения стартапа:

Презентовать свой IT-продукт большому количеству людей можно с помощью таких сервисов, как репозитории софта, каталоги различных CMS, площадки с платными плагинами или кодом, места размещения b2b-сервисов по подписке. Однако я бы советовал искать более нестандартные решения и не биться об рынок лбом, а обходить его как бы со стороны. Например, выходя за рубеж, мы писали статьи на свою тематику и ставили ссылку на наш продукт в качестве решения клиентской боли. Поэтому пишите материал прикладного характера, упоминая, как ваша компания поможет решить проблемы. Размещайтесь в Twitter, Facebook или на таких ресурсах как Medium, Tumblr или Reddit. Это может принести вам не только репосты и комментарии, но и трафик на сайт.

Эксперт рассказал:

К нам обратился один из пользователей и раскритиковал наш сайт, но при этом предложил помощь по его улучшению. Взамен мы дали ему в пользование один из наших продуктов бесплатно. Но и на этом история не закончилась. Клиент оказался блогером, и в одном из своих обзоров упомянул наше решение. К нам пошли лиды, которые дали конверсию в продажи. Этот кейс ярко демонстрирует, что партнерские отношения можно выстраивать не только на деньгах, но и на нетворкинге, взаимопомощи.

По его мнению, самый очевидный способ поиска зарубежных партнеров — соцсети Facebook и Twitter, а также Linkedln:

Презентуя свою компанию, делайте акцент на преимуществах своего предложения и выгоде, которую получит партнер. Старайтесь предложить такие условия, при которых все останутся в плюсе. Деловые переговоры — это отдельный вид искусства, поэтому многое будет зависеть от владения иностранным языком и понимания чужого менталитета. У каждой национальности есть свои особенности и нюансы, которые во время переговоров нужно уважать.

Игорь Мендзебровский добавил:

Медицинский рынок взламывать самостоятельно невозможно, поэтому мы стараемся партнериться со всеми крупными дистрибьюторами, заключаем контракты на поставку оборудования и даем им 25 % от прибыли. Я понимаю, что доходность в деньгах теряется, но при этом два-три года мы можем спокойно работать и копить «жирок», чтобы стать самостоятельными. И так мы действуем в каждой отрасли — будь то медицина, CCTV или развлечения.

Резюме:

1) Обращайтесь в местные акселераторы, которые позволят обзавестись полезными знакомствами, предоставят экспертов и бизнес-ангелов. Участие в большинстве акселераторов — 0 $.

2) Если у вас приборостроительный или биомедицинский стартап, сотрудничайте с локальными отраслевыми ассоциациями, которые помогают установить партнерские отношения между эксплуатантами и производителями, дают доступ к экономической и финансовой аналитике отраслевых рынков и обеспечивают проект экспертизой. Членство в такой ассоциации может обойтись от 1 500 $.

3) Интеллектуальная собственность должна быть защищена, на какой рынок вы бы ни выходили. Приобретайте российский, международный, европейский и американский патенты. Некоторые лицензии на ПО приобретаются бесплатно, патент на изделие или его деталь может стоить от 8 000 $ без учета приобретения товарного знака, логотипа и регистрации софта.

4) Изучайте целевую аудиторию, ее менталитет, проводите custdev, общайтесь со своими потенциальными и текущими пользователями как с экспертами, изменяйте продукт в соответствии с их запросами. Custdev можно проводить самостоятельно — одна гипотеза проверяется в среднем за две недели с лендингом и трафиком на 500 $, но если вы привлекаете на аутсорс экспатов, то придется заложить от 2 500 $ на одного человека в месяц.

5) Используйте платформы по продвижению стартапов, пишите статьи прикладного характера на острые темы, упоминая свой продукт в качестве решения проблемы. Размещайтесь в соцсетях и медиа. Присутствие в них, без учета рекламы, может обойтись в 0 $, а для сбора средств на краудфандинговых платформах придется вложиться в контент и маркетинг от 10 000 $.

6) Ищите зарубежных партнеров в Facebook, Twitter и Linkedln, развивайте владение иностранным языком, помните о различиях в ментальности. Руководствуйтесь стратегией win-win.

7) Понимайте pipeline развития своего проекта, хотя бы с глубиной три года. Ваши партнеры должны понимать вектор вашего движения и долгосрочность отношений с вами.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.