Цифровизация экспортной деятельности
Экспорт товаров и услуг является основой успешного бизнеса и важнейшим показателем конкурентоспособности национальной экономики.
Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, компания демонстрирует всему миру свои возможности, показывает себя как надежного партнера, с которым можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения.
В современных условиях использование цифровых технологий в бизнесе считается залогом высокой эффективности, в том числе и в экспортной деятельности. Как использовать цифровые технологии для успешного экспорта? Какие сервисы и платформы можно использовать для успешной торговли с другими странами?
Российский экспорт ждет полная цифровая трансформация. В ноябре прошлого года этот процесс запустил Российский экспортный центр, открыв экспортерам доступ в специальную информационную систему «Одно окно» (цифровая платформа «Мой экспорт»). Это комплексная цифровая экосистема, которая призвана обеспечить бизнесу онлайн-доступ из любой точки к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт. Что себой представляет экспортная платформа, как она поможет компаниям выходить на внешние рынки и как она трансформировала меры поддержки экспорта несырьевых неэнергетических товаров, рассказал нам вице-президент АО «РЭЦ» Алексей Михайлик.
Алексей, расскажите, что собой представляет цифровая платформа «Мой экспорт»?
— В прошлом году у нас произошло знаковое событие, мы открыли платформу «Мой экспорт» с первым набором наиболее востребованных сервисов. Платформа представляет собой портал, доступ к которому открыт для любого юридического лица, зарегистрированного в РФ. Здесь предоставлены сервисы, выставки, бизнес-миссии, информационные материалы — все это позволит экспортеру обогатить свои знания и возможности при выходе на экспорт.
Также «Мой экспорт» — это личный кабинет, авторизованная зона, где можно получить доступ к разнообразным услугам. Часть услуг — государственные, в том числе государственная поддержка, например, по компенсации расходов на транспортировку или участие в выставках. Часть — набор бизнес-сервисов, которые позволяют найти новых партнеров, поучаствовать в бизнес-миссиях и принять участие в выставках за рубежом.
Важное качественное отличие сервисов платформы «Мой экспорт» — это решение задачи экспортера с момента возникновения потребности и до полного комплексного решения задачи на всех этапах внешнеэкономической деятельности. Если в данной задаче необходимо получить информацию от какого-либо ведомства или службы (Минпромторга, Минсельхоза, ФТС, ФНС, Россельхознадзора и других), то это берет на себя платформа «Мой экспорт», взаимодействие происходит в электронном виде, самому экспортеру никуда ездить и ни с кем связываться не нужно.
Сегодня «Мой экспорт» объединяет уже более десятка разных услуг от таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки НДС до государственной поддержки и бизнес-сервисов.
На сегодняшний день на платформе уже доступно несколько блоков сервисов.
Блок «Государственные сервисы» включает таможенное декларирование. Проект реализован совестно с Федеральной таможенной службой. В первую очередь, данный сервис ориентирован на начинающих экспортеров, у которых есть минимальный опыт работы с таможенным декларированием. Доступны подсказки, дополнительная навигация, предоставлен более удобный интерфейс взаимодействия с данным сервисом.
Также доступен сервис подтверждения нулевой ставки НДС, он реализован совместно с Федеральной налоговой службой. Это два первых государственных сервиса. Также в этом блоке представлены меры государственной поддержки: транспортной и по участию в выставках.
Следующий блок — это бизнес-сервисы.
Например, сервисы по поиску партнеров: покупателя и поставщика по запросу иностранного импортера.
Блок аналитических сервисов позволяет определиться с направлением будущей экспортной деятельности, выбрать страны, рынки, товары, понять взаимосвязи. Информация получена из международных баз данных, структурирована и предоставлена экспортеру, чтобы он мог лучше ориентироваться в мировой экономике.
Это основные блоки, которые сейчас представлены. Все сервисы сейчас используют цифровой профиль экспортера, данные, которые накапливаются, подтягиваются в электронном виде и являются основой предзаполнения заявок, чтобы максимально сократить временные и административные издержки при получении сервисов.
Остановимся подробнее на госсервисах, расскажите, насколько легко оказалось трансформировать в цифру экспортные госпроцессы, какие вызовы удалось преодолеть, какие пока еще не удалось?
— Сегодня для того, чтобы сервисы реально стали цифровыми, чтобы каждая из услуг оказывалась максимально быстро, каждый шаг процесса мы подвергли пристальному вниманию и реинжинирингу.
Так, мы сформировали целевые процессы оказания услуг, исключили все лишние шаги, исключили все лишние запросы документов. Сейчас нет бумажных документов, мы постарались минимизировать человеческий фактор в принятии решения, и более 17 ведомств участвует в том, чтобы предоставлять сведения, которые позволяют полностью цифровизировать процесс.
Какие аналитические сервисы доступны на платформе, и насколько они востребованы?
— Одной из самых востребованных услуг на цифровой платформе «Мой экспорт» является аналитический блок. Самостоятельно покупать доступ к этой информации для многих экспортеров, особенно для компаний МСП, слишком дорого. «Мой экспорт» аккумулирует эти данные и предоставляет в максимально удобном формате для каждого из экспортеров. Это информация о стране, о рынке, о товаре, о доле российских компаний на этом рынке — все это позволяет проанализировать возможности и риски до того, как принять решение о начале экспорта именно в эти регионы. Это позволяет сэкономить время и деньги для организации экспорта компании.
Вы сказали, что регистрация на международные выставки теперь тоже происходит через платформу. Расскажите подробнее.
— Сейчас регистрация на международные выставки уже проходит в цифровом виде на платформе «Мой экспорт». Вся информация об участниках выставки, об отраслях, о странах доступна на портале. Экспортер или потенциальный экспортер может максимально быстро зарегистрироваться на портале, получить информацию и в дальнейшем участвовать в выставках. Ему доступно расписание выставок, дополнительная информация в актуальном формате.
Какие бизнес-сервисы станут доступны на платформе в обозримом будущем? Что будет происходить дальше с платформой?
— Фокусом дальнейшего развития платформы «Мой экспорт» будет создание маркетплейса услуг, на котором будут представлены партнеры, оказывающие услуги экспортерам по стандартным требованиям качества данных услуг. Вторым очень важным фокусом будет размещение на электронных торговых площадках. Объем экспорта, связанного с электронной торговлей, из года в год растет, мы со своей стороны развиваем этот тренд, создавая дополнительные возможности для экспортеров по размещению своих товаров на электронных торговых площадках за рубежом. Еще одним большим фокусом развития платформы в ближайший год будет получение разрешительных документов, а также лицензий в цифровом виде.
Получить бесплатную консультацию о регистрации и использовании платформы «Мой экспорт», а также воспользоваться услугами АО «РЭЦ» и регионального Центра поддержки экспорта можно по телефону 8 800 600 34 07 доп. 2 или в центре «Мой бизнес» по адресу г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 9в (вход со стороны Ипподромской магистрали).