Сергей Левшенков: «Удача сопутствует тому, кто много трудится»
«Как только мысль пришла в голову, в первые же пять минут соверши какие-то шаги в ее направлении. Если этого не сделать, то очень вероятно, что эта мысль будет похоронена».
Учредитель и глава компании по производству светодиодных светильников «Светлый город» Сергей Левшенков рассказал «Деловому кварталу» о тернистом пути становления его бизнеса, секретах создания своего дела без денег и собственных способах выживания во время пандемии.
Сергей, с чего начался ваш бизнес?
— Производство светодиодных светильников — моя седьмая попытка начать бизнес. Я после университета долго работал в найме, два года ездил по России в командировки. График был практически вахтовый, устал от такого. Выгорел, бросил. Решил, что пока молодой нужно попробовать заняться чем-то новым, своим. Связался со своим другом, сказал, что у меня есть небольшие сбережения и предложил ему совместный бизнес. Мы занялись проекционной рекламой, но опыт оказался неудачным. Потратили четыре месяца и все деньги. Потом пробовали заниматься оптовыми поставками сахара, стройматериалами, обоями. В какой-то момент нам позвонил наш общий знакомый и поинтересовался, не занимаемся ли мы освещением зданий. На тот момент мы уже соглашались на любые авантюры и поехали на встречу. Вышли оттуда, понимая, что ничего не понимаем, полезли смотреть в интернет. Нашли светильники, нашли в Бердске завод, поехали на экскурсию. После нее решили, что будем заниматься светодиодными светильниками. Мы создали торговую компанию, специализирующуюся на поставках. Со временем мы занялись и собственным производством.
Открытие и раскачка нового дела требуют больших финансовых вложений и моральных сил…
— Этот бизнес мы начинали совсем без денег — отдали последние финансы за аренду маленького кабинета площадью 18 кв. м на территории завода «Оксид» и подключили телефонию. Это были все наши начальные финансовые вложения. Мы выбрали такую модель: клиент нам заплатит — мы закупим товар у производителя. Для старта бизнеса далеко не всегда нужны большие деньги, а часто они и вовсе не требуются.
Что касается моральных сил, то при создании чего-то нового нужно сам проект «накачивать энергией», которая идет от самого начинающего предпринимателя. А еще это огромные временные затраты: например, мы буквально с утра до вечера сидели на телефоне, обзванивали, искали клиентов, ездили на встречи.
Пользуется ли спросом ваш бизнес, и кто ваши клиенты?
— Наш бизнес востребован, потому что сейчас практически в каждом городе России есть по несколько локальных производителей светодиодных светильников. Я уже не говорю о крупных компаниях, которые занимаются поставками. Любое здание, территория, спортивный объект обязательно освещаются. Все места, где мы бываем, имеет освещение, а также новые здания, дороги, объекты капитального ремонта. При этом в нашей сфере довольно большая конкуренция. Это показатель того, что этот рынок растет и пользуется спросом.
В чем специфика вашего бизнеса и чем вы завоевываете клиентов?
— Специфика нашего бизнеса как раз в том, что у нас очень большая конкуренция. Сильнее всего со стороны китайского производителя и компаний, которые торгуют китайской продукцией. А мы производим именно российскую продукцию и даже прошли сертификацию, подтверждающую это.
Что у нас есть, чего не у конкурентов? У нас — индивидуальный подход к клиенту. При получении заказа мы досконально изучаем весь объект, чтобы выдать клиенту максимально правильное решение — такое, чтобы, поработав с нами, он потом на долгие годы забыл о своей проблеме. И чтобы те люди, которые видели нашу работу, спрашивали наши контакты уже для себя.
Как вы считаете, ваш бизнес успешный?
— Да, наш бизнес успешен — он существует с 2013 г. Есть статистика, что в первый год большинство бизнесов закрывается, но наш развивается, получает прибыль, пережил уже несколько кризисов. Плюс, мы работаем по всей России, еще к нам часто приходят клиенты по рекомендациям, а значит, тот, кто ее дал, остался доволен нашей работой.
Есть ли какие-то особенности ведения бизнеса именно в Новосибирске?
— Особенности в том, что Новосибирск — транспортный узел. Отсюда очень удобно отправлять грузы по Сибири, на Дальний Восток, на север. Многие компании с Сахалина, из Якутска и др. закупают продукцию именно в Новосибирске (а не в Москве), потому что здесь достаточно грамотно выстроена логистика с этими регионами. И еще есть особенность: отсюда намного сложнее работать с западной частью России. Чтобы выйти на московский рынок, нужно иметь там представительство, которое, кстати, сейчас уже есть у компании. Но когда мы только начинали, клиенты из Москвы, узнав, что компания в Новосибирске, спрашивали: «Ой, а это что, за МКАДом что ли?».
У любого бизнесмена очень плотный график и ненормированный рабочий день. Ваше личное ноу-хау — как все успевать и, главное, как не выгореть?
— Да бизнес съедает большое количество времени. Причем чем больше хаоса, тем больше его тратится. Когда мы только начинали, это был график практически 24/7. Часто я ложился в два-три часа ночи. Но в какой-то момент понял, что у меня есть семья, а еще хочется хобби заниматься, на тренировки ходить, с друзьями общаться, отдыхать. Я понял, что готов платить людям, чтобы они освобождали мое время. Именно поэтому у нас стали появляться руководители подразделений, помощники, техперсонал. Чтобы все успевать, нужно брать людей, которые лучше вас будут делать какую-то рутинную работу. Такие процессы нужно делегировать и освобождать время и голову для каких-то более масштабных задач.
Не выгорать на работе мне помогают мои же успехи. Я всегда замотивирован на результат: когда он есть, я получаю много энергии, я окрылен, хочется что-то еще делать. Конечно же, мне помогает семья — отключить голову дома и понять, что помимо работы, есть еще много важных вещей. Дает отдых и общественная деятельность — помогает увидеть, что жизнь многогранна.
Как пережили пандемию 2020 года? Что предприняли, чтобы не закрыться?
— Сама пандемия — сильный удар «под дых». Я помню эти месяцы, когда никто не работал и всех заставляли сидеть дома. Поступления упали, а все наши арендодатели, контрагенты и поставщики постоянно звонили и спрашивали, почему мы не платим. За этот период мы сильно просели финансово. Но мы выжили благодаря тому, что не остановили работу: закрыли двери, организовали индивидуальный подвоз сотрудников, сделали полностью изолированное от клиентов производство. В этом оказалось наше преимущество, потому что многие конкуренты просто-напросто закрылись. У нас, конечно, были сложности с поставщиками — пришлось искать новых. Но мы освоили удаленную работу, выяснили, как контролировать удаленщиков. Зато сейчас есть бонус: если какой-то сотрудник не может выйти на работу, то мы можем достаточно легко и быстро организовать ему рабочее место.
Тем не менее этот коронавирусный год мы пережили с ростом в 25% по итогам 2020 г. Это показатель того, что мы не отчаялись.
Как вы отдыхаете от работы?
— Я начал отдыхать не так давно — года 2-2,5 назад. Раньше я не мог себе позволить слоняться целый день и даже в выходные все равно работал. Но потом понял, что в таком графике я выгорю, поэтому стал себя заставлять отдыхать от работы. Выделил день недели, когда я вообще не общаюсь ни по каким рабочим вопросам, не открываю ноутбук, не включаю телефон и т.д.
Еще я состою в различных сообществах — предпринимательских, политических и др. Занялся своей политической карьерой. Мы, бывает, с ребятами проводим какие-то мероприятия, которые не связаны с бизнесом. В эти моменты я отдыхаю — просто переключаюсь на другие направления.
Ваше дело — всегда тяжелый труд или есть место удаче?
— Я считаю, что удача всегда сопутствует тому, кто очень много трудится. А если ты много работаешь, то тебе начнет везти: приходят нужные люди, происходят счастливые стечения обстоятельств, т.е. жизнь начнет меняться в лучшую сторону. Я всегда прикладывал много усилий и в награду за это получал удачу.
Есть планы на будущее — что дальше?
— Меня все больше прельщают крупные объекты. Становится неинтересно оборудовать светом небольшой гараж, СТО, офис. Мне сейчас интереснее осветить завод, федеральную трассу, большой спорткомплекс. Поэтому планы — уходить в такие объекты. Также мы все ближе подбираемся к Росавтодору – хотим с ним работать. У нас уже есть успешные кейсы, когда мы на его объекты поставляли освещение.
Кроме того, уже года два мы вынашиваем мысль выйти на экспорт — на европейские, азиатские рынки и др. Сейчас изучаем специфику работы там, переводим документацию на английский язык. Начинаем работать с маркетплейсами, которые настроены на b2b-рынок — с одной из таких платформ мы уже на стадии подписания контракта.
Какой самый необычный заказ на вашей практике?
— Например, мы выигрывали тендер на поставку светильников туда, где даже нет дорог, и приходилось отправлять свою продукцию вертолетом. Как-то доставляли товар на снегоходах. Были случаи, когда мы брались за заказ, за который не хотел никто браться, потому что не знали, как его реализовать. А мы находили решение.
Если бы появилась возможность начать дело сначала, что бы изменили/сделали по-другому?
— Ошибок в бизнесе совершалось множество, да и на текущий момент они продолжают совершаться. Любой предприниматель их делает. Ошибки — это точки роста. Оступился, и в следующий раз ты уже не повторишь этот ход, потому что знаешь, как сделать лучше.
Из глобального — не стал бы работать с низкоквалифицированными людьми и не стал бы бояться платить профессионалам и подрядчикам большие деньги за их работу. А еще я бы больше делегировал на самом начальном этапе бизнеса.
Совет начинающему предпринимателю…
— Я бы посоветовал ему сразу же действовать: как только мысль пришла в голову, в первые же пять минут сделай что-то в ее направлении, зафиксируйся. Позвони кому-то, кто уже занимается таким направлением, договорись о встрече, пообщайся. Если этого не сделать, то очень вероятно, что эта мысль будет похоронена. Чем больше времени прошло с момента возникновения идеи, тем больше наш мозг начинает нас отговаривать от ее реализации.
Читайте также: Компания банкира Кима построит в Новосибирске центр единоборств