Natura Siberica: «Смерть собственника = смерть бизнеса?»
Жизнь крупного бизнеса после смерти его основателя на примерах Natura Siberica и бренда «Б.Ю. Александров». Подробный разбор от юристов для ДК Новосибирск.
Как уверены специалисты компании «Юсконсалт», сейчас складывается такая тенденция: если собственник бизнеса не подумал, как сложится судьба компании после его смерти, то, чем крупнее бизнес, тем более жестокой будет война между наследниками. Причем жертвой этой войны в первую очередь станет дело всей его жизни.
Кейс Natura Siberica
Было: узнаваемая компания с миллиардными оборотами, чистой прибылью в 200 млн руб. в год. Ее продукция продавалась в элитных магазинах западной Европы, а бренды были узнаваемыми и любимыми потребителями. Natura Siberica представляла собой группу компаний, причем каждая из организаций была разделена между создателем и основным владельцем — Андреем Трубниковым (основным владельцем) и его бывшей супругой Ириной Трубниковой.
Что произошло: со смертью Андрея Трубникова в Natura Siberica разгорелся корпоративный конфликт. Трубников не оставил завещания, а поэтому в спор оказались вовлечены все его наследники (вдова, две дочери и сын) и первая супруга — совладелица компании.
Если умерший не оставил завещания, то любой из наследников вправе обратиться к любому нотариусу в пределах нотариального округа, который совпадает по территории с городом. Первой обратилась вдова Трубникова. Выбранный ею нотариус открыл наследственное дело и до принятия наследства всеми наследниками самостоятельно назначил доверительного управляющего, который стал устанавливать в компании свои порядки.
Спор возник из-за непрозрачной процедуры назначения нотариусом доверительного управляющего: остальные наследники практически не имеют законных рычагов влияния на него. Нотариуса отстранить от дела тоже практически невозможно. А судебные тяжбы препятствуют наследникам в получении свидетельств на наследство.
В итоге деятельность компании практически остановлена: товарные знаки переведены на другую компанию (что означает, что вся продукция автоматически будет считаться контрафактной), розничные магазины закрылись, социальные сети превратились в плацдарм боевых действий, ценные кадры утрачены. Убытки компании подсчитывать пока рано, но уже ясно, что они колоссальные.
Кейс «Ростагрокомплекс»
Было: компания производитель молочной продукции, самым известным активом которой является бренд сырков «Б. Ю. Александров». Компания создала себе высокую репутацию на рынке. При этом сам основатель Борис Александров оставался теневым директором, не имевшим доли ни в одной из компаний и не входившим в состав органов управления. На него были оформлены только товарные знаки, которые он передал своей дочери незадолго до смерти.
Что произошло: после смерти собственника бизнеса в компании начались серьезные изменения. Партнер Александрова и 100% собственник компании — Юрий Изачик разделил активы между топ-менеджерами. Причины этого были неясны, но сначала в арбитражный суд города Москвы был подан иск о признании недействительным договора дарения долей, а потом Изачика объявили в международный розыск, как обвиняемого по ст.179 УК РФ (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения организованной группой).
Стало: в начале ноября этого года Изачик дал интервью, в котором объяснил действительную структуру владения и управления компанией. Все операционные задачи лежали именно на Александрове, корпоративная структура управления держалась исключительно на честном слове и рухнула вместе со смертью бенефициара. Сейчас компания пребывает в состоянии неопределенности: в отсутствие сильного лидера фирма, раздираемая управленческими конфликтами, теряет в ценности — ее за $50 млн (около 1/3 выручки за год) хочет выкупить компания А1 (инвестиционное подразделение «Альфа-групп»).
Можно ли было этого избежать?
Можно. Первый и самый главный совет для минимизации любых рисков (и не только наследственных) — это переход на прозрачное ведение бизнеса. Необходимо понимать, что если все ваши активы находятся у других лиц, то и наследство достанется другим лицам, а ваши наследники останутся у разбитого корыта. Но негативные последствия можно свести на нет, для этого необходимо просто заранее подумать: «Что будет после меня»? И это не философский вопрос, а способ защитить дело, в которое вы вложили всего себя.
Ваш бизнес — это возможность вписать свое имя в историю. И хочется, чтобы эта история была счастливой и с хорошим финалом, а не новостная сводка про скандал между бывшими супругами или делом о банкротстве в суде.
По мнению экспертов «Юсконсалт», прозрачность бизнеса — гарантия прозрачного наследования:
В России большое количество предпринимателей предпочитают обманывать систему и придумывать схемы по разделению бизнеса. Компанию мы регистрируем на одного, интеллектуальную собственность оформим на другого, а имущество передаем третьему. Получаем выгоду в моменте и радуемся. Радуемся ровно до первой проверки. Обращаемся к юристам. Грустим. Придумываем новую схему и радуемся опять. Так по кругу. Кто-то переводит бизнес на своих родственников, кто-то доверяет партнерам. Факт — не всегда бизнес в руках реального собственника. Что будет с наследством такого бизнесмена? У такого бизнесмена наследства не будет. Точка. Для примера можно еще раз прочитать историю Б.Ю. Александрова. Грустно и поучительно.
Что можно сделать при жизни?
Прежде всего, необходимо провести реальную оценку бизнеса: выявить все его слабые стороны, риски, структурировать активы и составить план по выводу его в «прозрачный сектор». Стоит учитывать, что не требуется сразу менять всю структуру, нужно просто заранее узнать слабые стороны и постараться их устранить самостоятельно. Необходимо обратиться к специалистам, которые смогут указать, где находится «ахиллесова пята».
После этого можно приступать к дальнейшим шагам, например:
- урегулировать отношения с партнерами и обсудить, как они видят «уход» одного их собственников;
- обсудить с наследниками их планы на жизнь и возможность стать преемником дела (и, возможно, подготовить себе наследника самостоятельно);
- проработать возможные варианты по передаче наследства и честно ответить себе на вопрос: «Что я хочу оставить после себя?».
Большинство вопросов выходят за рамки правового поля и являются комплексными (т.к. затрагивают семейные отношения, бизнес-планирование, управление своими ожиданиями). Но не стоит ждать чуда и верить, что все и так будет хорошо. Делайте чудо сами! Известно, что 84% собственников хотели бы оставить свой бизнес семье, но задумываются о наследстве только 27%, — комментируют юристы.
Как отмечают в «Юсконсалт», если осознанный владелец бизнеса готов рассматривать более серьезный подход, то стоит рассмотреть вариант с наследственным фондом. Его нотариус создаст после смерти собственника, чтобы управлять его имуществом. Кстати, последний еще при жизни определяет все условия функционирования такого фонда (сведения об учреждении и об утверждении его устава, условия управления, порядок, размер, способы и сроки образования имущества наследственного фонда и др.).
Такой фонд позволяет сохранить благосостояние наследников, чтобы они не растратили имущество, и позволяет заранее определить, кто будет им управлять. Но следует понимать, что на управление фондом тоже требуются затраты, поэтому он будет финансироваться из наследственной массы.
В случае же, если бизнесмен четко понимает, какие функции смогут исполнять наследники после его смерти, можно использовать наследственный договор. Он напоминает завещание, но есть важное отличие: здесь нужно будет согласовать свою волю с возможными наследниками. В чем плюсы? Договор сложно оспорить, можно предусмотреть исполнение определенных условий для получения наследства, а получить его можно сразу после открытия.
Когда вкладываешь жизнь в свое дело, хочется сохранить его как можно дольше. Но почему-то наследственные вопросы часто откладываются в долгий ящик. Что вы хотите оставить близким, и готовы ли они получить это? Жизнь проще, когда есть хороший план. Аналогичная ситуация и с уходом из жизни...
Мария Самородова, юрист «Юсконсалт»
Максим Шадрин, младший юрист «Юсконсалт»
Читайте также: Новый 22-метровый храм построят в Новосибирске рядом с зоопарком