Георгий Акопян, Авито: «В онлайне можно развивать свои услуги без ограничений»

За три года рынок услуг в России, по данным аналитиков, вырос с 5,5 до 6,2 трлн руб. А в отрасли сегодня занят каждый 10-й россиянин в возрасте 18–64 лет.

В октябре онлайн-сервис «Авито Услуги» и исследовательская компания Data Insight выпустили исследование отечественного рынка услуг. По подсчетам экспертов, за три года он вырос на 12% — с 5,5 трлн до 6,2 трлн руб., а в отрасли сегодня занят каждый 10-й россиянин в возрасте 18–64 лет.

Директор направления «Авито Услуги» Георгий Акопян

— Все мы помним весну прошлого года: шок, полное непонимание, как дальше будет развиваться ситуация в стране, и что делать предпринимателям. Рынок услуг не стал исключением — введенные ограничения привели к падению предложения исполнителей. Но сейчас мы видим, что оно возвращается, сфера продолжает восстанавливаться и расти. За год, по данным нашего исследования, в Сибирском Федеральном Округе были размещены 273 млн заказов (12% от всего российского рынка), а доля сибирских компаний и частных исполнителей в масштабах страны составляет 11%.

Рынок оживает в том числе за счет миграции исполнителей в онлайн — место, где можно предлагать свои услуги вне зависимости от ограничений. Сегодня в разделе «Услуги» на Авито только в Новосибирске размещено 29 500 предложений от исполнителей. Самые крупные категории, в которых компании и частные специалисты предлагают свои услуги — «Транспорт и перевозки» (20%), «Красота и Здоровье» (17%), «Ремонт и Строительство» (9%) «Обучение и курсы» (8%) — занимают на рынке 54%.

В 2021 г. среднемесячный доход провайдера услуг (компаний и частных предпринимателей) в Сибирском регионе составляет 150 000 руб. Наше исследование показало, что специалисты в сфере услуг в целом хорошо образованы и профессиональны, треть из них занимается оказанием услуг более 10 лет, еще 30% — от 3 до 5 лет, и 18% — от 6 до 10 лет. Такую приверженность выбранной специальности подтверждают и другие данные: для большинства исполнителей (86%) работа в сфере услуг — это основная занятость, и только для 14% — подработка, которая приносит им 20-30% месячного дохода. Наиболее используемый источник заказов — постоянные клиенты и рекомендации. Однако 32% провайдеров услуг платят за рекламу и привлечение заказов.

Представители некоторых сфер не только рекламируют, но и оказывают услуги в интернете. Среди них — преподаватели, которые за последние два года стали вести онлайн-уроки втрое чаще. Всплеск онлайн-обучения пришелся на прошлый год, мы наблюдали, как таких предложений на Авито стало вдвое больше, за последний год их количество выросло еще в полтора раза. Активно выходят в интернет также юристы, переводчики, бухгалтеры и психологи. Для специалистов такой переход означает еще и расширение рынка — теперь клиентов можно искать за пределами своего региона.

Несмотря на физические ограничения, которые не позволяли россиянам в полной мере пользоваться услугами весной 2020 и осенью 2021 г., рынок потребителя услуг значительно прирос. За два года люди научились не откладывать дела, а искать возможности для реализации своих задач в онлайн-пространстве. В ходе исследования рынка услуг мы выяснили, что за прошлый год почти ¾ россиян заказывали онлайн не только все необходимые товары, но и успешно находили мастеров и бизнесы для решения самых разных задач. Причем для 56% жителей страны это стало привычкой — они находили услуги с помощью онлайн-сервисов в последние 30 дней. По поведению пользователей, которые приходят на Авито, чтобы найти исполнителей, мы увидели, что спрос на услуги в Новосибирске вырос на 51% за январь-сентябрь 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Чаще всего этой осенью горожане ищут исполнителей и в категории «Транспорт и перевозки» — на него приходится 37% всех запросов на рынке, а наибольшей популярностью у потребителей пользуются услуги автосервисов и аренда автомобилей и спецтехники. Также мы отметили активный спрос в категориях «Ремонт и строительство» (16%) и «Красота и здоровье» (11%), в последней он увеличился в 2,3 раза за два пандемийных года, а самыми востребованными услугами стали «СПА-услуги и здоровье», «Услуги парикмахера» и «Маникюр и педикюр».

Безусловно, пандемия внесла серьезные коррективы в нашу жизнь — ставший привычным онлайн-формат школьных занятий, переносы каникул и удаленка простимулировали интерес новосибирских студентов и родителей школьников к услугам репетиторов. В два раза в городе вырос запрос в категории «Обучение, курсы», образование и репетиторов по школьным и специальным дисциплинам.

На 75% чаще новосибирцы стали искать тех, кто поможет им сделать ремонт квартиры или дома, помочь с бурением скважины и другими строительными процессами. Очевидны и причины такого повышенного спроса к ремонту и строительству — сказывается влияние льготной ипотеки, дачного и городского строительства, желания отремонтировать собственное жилье в периоды ограничений.

Чаще всего услуги онлайн заказывают женщины — среди заказчиков они занимают 54%, но в некоторых категориях их доля может быть выше или ниже. Женщины в 72% случаев выступают заказчиками для мастеров красоты, они чаще заказывают изготовление вещей (67% заказов), фото- и видеосъемку (64%). В то же время мужчины же чаще выступают заказчиками для услуг по охране (72% случаев), автосервисов (62%) и строительства и капитального ремонта (59%).

57% россиян, использовавших интернет для поиска специалистов, делали это на Авито Услугах — это наибольшая доля среди всех платформ. Самые активные пользователи онлайн-платформ для заказа услуг — россияне в возрасте от 25 до 44 лет, на них приходится 53% аудитории. При этом 54% заказчиков в интернете — это люди с доходом выше среднего.

В 84% онлайн-заказов клиенты остаются довольны работой мастера — и это один из стимулов роста популярности платформ. Если раньше при выборе специалистов заказчики полагались на сарафанное радио, то теперь его успешно заменяют рейтинги и отзывы на онлайн-платформах. 

Виртуальное место встречи и реальное движение в регионы

На рынке услуг практически не бывает спонтанных покупок. Здесь клиент точно знает, что ему нужно — обучить персонал, пробурить скважину, зарегистрировать компанию или построить дом. Как такому клиенту быстро (в условиях локдауна) обнаружить исполнителя, а исполнителю показать свои услуги и не потратиться на рекламу? Для этого существуют сервисы онлайн-объявлений — маркетплейсы для рынка услуг.  

За пандемический год, с мая 2020 г. по апрель 2021 г., почти ¾ российских интернет-пользователей находили мастеров для решения самых разных задач именно в сети. Для 56% интернет-пользователей это стало привычкой — они заказывали услуги онлайн в последние 30 дней.

Исследование Авито показало, что 80% потребителей и бизнесов выбирают поставщиков услуг, ориентируясь на рейтинг и отзывы, которые оставляют на онлайн-платформе заказчики. Правильно составленное описание услуг, документы, подтверждающие профессиональную компетентность, качественные фото выполненных работ и отзывы довольных клиентов говорят красноречивее рекламных баннеров.

Кроме того, онлайн-платформы позволяют бизнесу сэкономить на выходе в соседние регионы — предложения об услугах можно размещать там, куда готов доехать исполнитель. Неважно, что его офис в Новосибирске, можно разместить объявление в Тюмени — и клиент найдет его среди тюменских компаний.  

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.