3D-печать — сомнительная фантастика или перспективный рынок?
Скепсис по отношению к изделиям, произведенным с помощью 3D-печати, остается будничным явлением, несмотря на все успехи игроков рынка. Почему? Эксперт — о развитии рынка 3D-печати.
Генеральный директор компании «2050.АТ» Максим Канищев
Стремительное развитие аддитивных технологий — один из главных недостатков 3D-печати. Почему? Все так привыкли к заголовкам на грани фантастики, что новые достижения «аддитивки» воспринимаются как будничная формальность. Предлагаю обратить внимание на бизнес-модели аддитивного производства, которые претерпят изменения уже в ближайшем будущем. Тенденции рынка, собственные наблюдения и прогноз на развитие индустрии.
Формализация — на первый план
Общеизвестные минусы «аддитивки» постепенно теряются из вида: современное оборудование снимает ограничения на геометрию производства, каталог материалов печати позволяет задать изделию практически любые характеристики. 3D-технологии прошли «испытательный срок» и убедили бизнес в собственных возможностях. Теперь, когда «аддитивка» стала полноправным субъектом производства, встал закономерный вопрос о ее статусе. Внесение напечатанных деталей в конструкторскую документацию, сертификация изделий и техпроцессов — новые будни аддитивных технологий. Вопрос юридического статуса продукции для производителей теперь не менее важен, чем классические «что печатать» и «как окупать инвестиции». Массовое появление конструкторских бюро, специализирующихся на внесении технологий 3D-печати в традиционную конструкторскую документацию, — повестка сегодняшнего дня.
«Песочницы» для 3D-печати
Схожая ситуация наблюдается и в IT-индустрии, где регуляторика не всегда успевает реагировать на появление инновационных технологий. Здесь государство пошло бизнесу навстречу, создавая так называемые «песочницы» — особые правовые зоны для тестирования нового продукта с минимальным грузом сертификации. Создание подобных «песочниц» для аддитивных технологий — вопрос ближайших лет. Но для упрощения жизни «аддитивщиков» должно быть выполнено важное условие — признание стратегической важности аддитивных технологий для экономики Российской Федерации, как это было с той же IT-индустрией.
Консолидация бизнеса как гарантия качества
Скепсис по отношению к изделиям, произведенным с помощью 3D-печати, остается будничным явлением, несмотря на все успехи игроков рынка. Отсутствие единых «правил игры», о которых говорилось ранее, — одна из причин сомнений потенциальных бизнес-партнеров на переговорах об интеграции «аддитивки». Будущее индустрии определят отраслевые союзы, членство в которых станет гарантией качества продукции всех участников такого сообщества. Саморегулируемые организации — СРО — вскоре начнут задавать вектор отраслевого взаимодействия между «аддитивщиками» и традиционной промышленностью. Постепенно 3D-печать меняет свое позиционирование: формируясь как индустрия с минимальным порогом вхождения, где для производства хватало наличия одного только принтера, технология обретает черты института со сложными правилами игры. Это не значит, что небольшие игроки исчезнут с рынка: напротив, малые предприятия найдут в консолидации новый инструмент конкуренции с крупными хабами. Но и большие производства, само собой, извлекут выгоду из подобных перемен, получая готовый институциональный лифт для интеграции собственных разработок в целые отрасли.
4. Битва за научное сотрудничество
Еще несколько лет назад солидный каталог материалов для печати был главным конкурентным преимуществом в сфере 3D-печати. Но технологии настолько шагнули вперед, что списком из 10+ позиций уже никого не удивить, и на первый план выходят заданные эксплуатационные свойства напечатанного изделия. С помощью каких материалов подрядчик выполнит требования заказчика — уже внутренний вопрос производства. Только вот задача не всегда решаема даже при наличии солидного каталога материалов. Здесь главным союзником бизнеса становится наука — в первую очередь, университеты и прочие учреждения, обладающие значительным научным потенциалом. «Аддитивка», пожалуй, одна из немногих отраслей, где в графе «партнеры» упоминание о «Бауманке», «Горном» или МГУ котируется не меньше, чем логотипы «Газпрома» или «Лукойла». Наш прогноз — еще большее уплотнение подобного взаимодействия, вплоть до становления коллабораций предприятий и научных центров как нормы рынка. Но количество специалистов, способных разработать материал под заказ вашего производства, ограничено, поэтому в ближайшем будущем мы ожидаем настоящую волну «хантинга» за университетами и институтами — самыми желанными партнерами для участников рынка.
Курс на устойчивое развитие
В мире, главной ценностью которого становится экология и ответственное потребление, 3D-технологии — волшебная палочка. При 3D-печати, в отличие от традиционных методов практически нет отходов, материалы 3D-печати почти всегда можно использовать повторно. А если нет необходимости перевозить фурами или самолетами тонны деталей по стране или из-за границы, это сокращает колоссальное количество выбросов СО2 в атмосферу. Аддитивные технологии, безусловно, один из столпов нового эко-ответственного общества.