«Частное образование сложно сделать сверхприбыльным». История серийной предпринимательницы
Бизнес-леди, разрушающая стереотипы не только о женском предпринимательстве, но и о современном образовании, рассказала о том, как открывала школу, сад, производство одежды.
Основательница сети частных детских садов «Интересный детский сад» и «Интересная школа» Жанна Казанская после рождения пятого ребенка создала свой бренд детской одежды Zhanna&Anna. Кроме того, она помогает женщинам по всей России, консультируя их в вопросах бизнеса и запуске собственных проектов.
Как вы решились на открытие бизнеса, что этому поспособствовало? И насколько сложно открыть детский сад с точки зрения инвестиций и законодательства (какие требования, нужна ли лицензия и пр.)?
— Мое становление как предпринимателя произошло на детских проектах. Все началось в 2006 г., когда я пыталась найти подходящий детский сад для своего ребенка. Но не один из близлежащих муниципальных или частных детских садов не смог заслужить моего доверия. Я поняла, что мне самой следует заняться воспитанием сына: мы ходили на мастер-классы, выставки, в театр. И как-то раз мы попали на фестиваль мультипликации — я была поражена, какие прекрасные, искренние, нестандартные мультфильмы снимают дети. Меня это вдохновило, и уже через три месяца я открыла детскую мультипликационную студию «СЛОН». В нее ходил мой ребенок и его друзья, но очень скоро заработало сарафанное радио — пошел большой поток детей, и родители сами начали просить открыть детский сад.
Так, в 2009 г. появился «Интересный детский сад» в поселке Глухово Московской области. Его отличие от других дошкольных учреждений в том, что во главу угла ставится не программа, а ребенок и его интересы. Отсюда и название. Здесь следуют за интересами ребенка, и исходя из них ставятся цели и задачи образовательного процесса. Само обучение происходит в игровой форме. Очень многие применяют дошкольные практики, но то, что делаем мы, — это компиляция образовательного процесса и игровых форм. Часто педагоги совершенно не готовы к такому формату: их учили быть «над» ребенком. Их не учили прислушиваться к детям, к тому, что им на самом деле интересно, и для меня было важно попытаются эту устаревшую педагогическую парадигму сломать.
Вложения в первый сад составили миллион рублей собственных накоплений. Я сняла здание площадью 600 кв. м, закупила оборудование и игрушки. В рекламу вкладываться не пришлось, так как во время работы студии мы успели заработать репутацию. Вложения окупились за восемь месяцев. Больше всего денег ушло на аренду — 400 тыс. руб. в месяц, но сейчас цены уже выше. Остальные 600 тыс. руб. ушли на персонал, ремонт, покупку игрушек и мебели. Перед открытием сад проверяют МЧС и санэпидемстанция. Если речь идет именно о саде, где будут, помимо присмотра и ухода, заниматься еще и образованием детей, то необходимо получить соответствующую образовательную лицензию. За лицензию надо заплатить госпошлину — 7,5 тыс. руб. Весь процесс может занять до года.
Конечно, бюрократическая работа не из самых приятных, но нет ничего невозможного, и за время работы я не сталкивалась с коррупцией. В целом инспекторы были все адекватны. Шаг за шагом мы выполняли их требования и находили взаимопонимание. По своему опыту могу сказать, что сложнее всего найти помещение, так как оно должно соответствовать всем нормам СанПиН, поэтому всегда требуется ремонт, и по аренде нет никаких льгот как социально значимому объекту, поэтому это самая большая статья расходов для частников. И второе, что требует денег и времени — поиск команды, педагогического состава. От этих людей будет зависеть ваш бизнес, здесь нельзя экономить или не тщательно подбирать кадры. Тем более, сейчас рынок частного образования достаточно конкурентный, и сотрудники все время сравнивают условия работы.
Как появилась школа?
— Я быстро открыла еще несколько садов, а в 2019 г. заработала «Интересная школа». Но последние два года были самыми сложными для частного образования. Первый локдаун был слишком затяжным, и не было поддержки со стороны государства. Нам пришлось переводить всю работу в онлайн, доплачивать за интернет-соединение для Zoom-уроков, договариваться с арендодателями и, к сожалению, не все пошли навстречу. Мы вынуждены были принимать антикризисные меры: временно сокращать зарплаты, договариваться чтобы часть сотрудников уходило в отпуск за свой счет и т.д. Это было турбулентное время, но бизнес удалось сохранить. Сегодня работает «Интересная школа» и сад. Нужно понимать, что в этой индустрии работают энтузиасты, и частное образование сложно сделать сверхприбыльным, но мы работаем с детьми, а значит, с нашим будущим, и это помогает ценить и любить свое дело.
Потом вы открыли свой бренд детской одежды. Как вы переходили от решения к решению об открытии новых бизнесов — казалось бы, они все между собой не связаны?
Я поступательно запускала каждый свой проект, но не могу сказать, что бизнес был не связанным. Я всю жизнь занимаюсь детскими концепциями, поэтому всегда могу получить ценную обратную связь и думаю о том, как расти. Так появилась школа, я много лет готовила ее открытие, понимая, что это следующий этап, и куда более сложный с точки зрения образования. Только после рождения пятого ребенка — дочери Анны — я решила осуществить давнюю мечту — создать свой бренд детской одежды Zhanna&Anna. Моя мама была модельером, и я в детстве много времени проводила с ней, поэтому страсть к этому делу осталась.
Можете ли вы назвать себя серийным предпринимателем, и чем сегодня выгоднее и прибыльнее серийное предпринимательство, действительно ли это дает больше шансов на выживание в кризисы или, наоборот, добавляет головной боли?
Можно сказать, что я серийный предприниматель, я расширяю свой бизнес и запускаю новые проекты, мне сложно стоять на месте. Конечно, если вы предприниматель, то в кризисные времена вам может помочь выжить более финансово успешный проект. Налаженный бизнес будет вытаскивать только что запустившийся.
Каково женщине быть предпринимателем при пяти детях?
— Конечно, мне бывает сложно, как и любой маме, но чем больше у тебя детей, тем лучше учишься расставлять приоритеты. Многие процессы завязаны на мне, но стремлюсь делегировать. Для меня очень важна команда и доверие между мной и моими сотрудниками. Я годами работаю с людьми, мне очень важно сохранять отношения и знать, что меня не подведут. Кроме того, я научилась давать себе передышку. Выходные я обязательно провожу только с семьей и почти не беру в руки телефон. Несколько дней раз месяц я провожу наедине с собой. В эти дни меня никто не трогает, я могу спокойно подумать, почитать, наполниться энергией. Без отдыха можно очень быстро выгореть — организм будет давать сбои. Сотрудники удивляются, откуда у меня столько энергии, а я поняла, что забота о себе важна так же, как и свое дело. Теперь я и их «выгоняю» отдыхать. У них горящие глаза и иногда они увлекаются работой, а я всегда напоминаю, как важно брать перерыв, полноценно проводить выходные и т.д.
Почему до сих пор к женщине-предпринимателю скептическое отношение?
— Зачастую женщина быстро перегорает, ей не хватает финансовых ресурсов для осуществления своего бизнес-плана. Причин может быть много. Но главное — женщине сложнее выстраивать свое время, и часто она делает выбор в пользу семьи. По своей природе мы эмоциональны и склонны испытывать чувство вины, если не уделяем должного внимания ребенку, мужу. Но здесь нужно осознавать, что если ты вступаешь на предпринимательский путь, то рано или поздно эту дилемму придется решать. Важно «на берегу» обо все этом договориться с собой, партнерами, семьей. Женщина, как правило, может здесь дать слабину, у нее может не хватить моральных сил, ресурсов, поэтому она не доделывает дело до конца. Но это не из-за того, что она плохая, а из-за того, что в приоритете оказывается семья. Есть такое понятие — «бизнес по-женски». В том смысле, что ассоциируется со следующими стереотипами: «Понятно, поиграется, и скоро ей надоест. Потратит все деньги мужа и уйдет». Такие случаи не редкость, отсюда скептическое отношение. Меня это волнует, и я занимаюсь тем, что помогаю женщинам открывать свое дело, консультирую их и в рамках своего проекта Women Wings. Особенно мы уделяем внимание мотивации. Очень важно понять, что движет человеком, и готова ли женщина «играть в долгую». Часто бизнес открывают из-за чувства нереализованности, желания занять время, а не из-за своих амбиций создать новый продукт. И лучше понять это в начале пути.
Сейчас ракурс скепсиса немного изменился, сегодня над независимыми и сильными женщинами подшучивают на тему феминизма. Откуда идет эта нездоровая реакция общества?
— Очень много чего приписывают к феминизму, и изначально идет неправильный настрой. Не должно быть категоричных форм. Например, если женщина в бизнесе, то у нее на редкость суровый мужской характер. Если она сидит дома, то она просто наседка или обижена на жизнь. Нужно искать золотую середину. Женщина должна иметь возможность полноценно себя чувствовать и на работе, и в семье. Неправильно утверждать, что все мужчины плохие, и под этими лозунгами «идти в бой». Конечно, если они ведут себя неподобающе или способны к насилию, то это просто непростительно. Но очень важно, чтобы женщины еще могли себя ставить и не обесценивали себя. Если говорить о неравных зарплатах на одних и тех же постах, то мне самой приходилось изучать статистику — женщины очень часто сами просят меньшую сумму. И многое зависит от нее самой. Почему-то думают, что нужно делать ставку выше, так как ему надо кормить семью, но в реальности это работает в обе стороны. Абсолютно правомерно, чтобы зарплаты были одинаковыми, и у мужчин не было поблажек в этом смысле.