Экспорт онлайн: инструкция по применению
Разместить товар на международном маркетплейсе — один из самых оперативных и малозатратных способов освоить иностранный рынок.
Бизнес не тратит усилия и деньги на лишние исследования и поиск местных партнеров — достаточно разместить товар на виртуальной полке, и рынок даст ответ, стоит ли развивать онлайн-продажи.
К сожалению, выбрать онлайн-площадку — мало. Чтобы освоить ее, необходимо изучить востребованность товаров похожего сегмента, заключить договор (часто на английском языке) и решить ряд других организационных вопросов, не говоря уже о логистике. Возможно, пройдя этот путь собственным трудом, вы выйдете победителем. А тем, кто захочет минимизировать время и умственные затраты, рекомендуем обратиться к проверенным организациям.
«Экспорт — это не так страшно, как кажется, — делится руководитель регионального Центра поддержки экспорта Алина Мусиенко. — К нам ежедневно обращаются компании из самых разных сфер бизнеса на различном этапе развития, и для каждого есть комплексная поддержка по выходу на зарубежный рынок или расширение на нем. На сегодняшний день предприятия из Новосибирской области поставляют продукцию более чем в 100 стран мира, и мы видим, что на рынке еще есть место для малых и средних предпринимателей, которые хотят продавать в том числе онлайн».
С чего стоит начать предпринимателю, который хочет заняться экспортом?
Для начала необходимо определить, нет ли ограничений на вывоз товара за пределы границы РФ. Следующий шаг — провести анализ потенциальных рынков сбыта. После выбора страны для экспорта — уточнить административные требования для ввоза товаров.
На этом этапе нужно «привести свои продукты в порядок», например, чтобы упаковка и маркировка соответствовали требованиям страны ввоза. И только когда эти четыре шага выполнены, можно смело участвовать в бизнес-миссиях, международных выставках для конкретного поиска партнеров.
На первый взгляд, все звучит достаточно сложно. Но региональный Центр поддержки экспорта и Российский экспортный центр оказывают комплексные услуги, которые безвозмездно помогают любому предпринимателю проработать все шаги.
Есть вероятность, что после первого участия в выставке вы, например, не заключите контракт, но у вас будет обратная связь от потенциальных партнеров: над чем необходимо поработать, что изменить в своем продукте и т.д. Работая по таким правилам, можно легко стать экспортером.
Начиная с 2020 года Центр поддержки экспорта оказывал большую часть услуг в онлайн-режиме, в том числе размещение на международных маркетплейсах. Какая ситуация сейчас?
Для производителей Новосибирской области экспорт — прекрасная возможность увеличить продажи, и не пользоваться ею значит ограничивать собственное развитие. Нашим экспортерам сейчас выгодно выходить на рынок, в том числе через маркетплейсы, и на это есть две причины.
1. Экономика: из-за низкого курса рубля мы можем предложить иностранцам выгодные цены на российские товары.
2. Общемировой тренд на рост рынка e-commerce. В эпоху ковидных ограничений люди не могут или не хотят ходить по магазинам, и онлайн-торговля развивается самыми бурными темпами. Меняются потребительские привычки.
При этом необязательно ждать, пока ваш бизнес вырастет. Международные маркетплейсы вроде eBay, Amazon, Etsy и Alibaba устроены так, что на них с одинаковым успехом могут продавать свои товары как компании с огромными партиями товаров, так и продавцы с небольшим оборотом. Ограничений никаких — достаточно зарегистрироваться, сделать качественные фотографии и начать торговать. Маркетплейс — отличная возможность увеличить свою аудиторию в сотни и тысячи раз. За рубежом проще найти клиента, который заинтересуется именно вашим товаром, каким бы необычным он ни был.
«Центр поддержки экспорта оказывает полное содействие в регистрации, обучении и продвижении предпринимателя на международных маркетплейсах. И на сегодняшний день мы разместили уже порядка 60 компаний, которые успешно поставляют свои товары в страны Европы, США и Ближнего Востока», — продолжает Алина Мусиенко.
Стоит отметить, что при выходе на международные рынки через маркетплейсы крайне важно понять, какой маркетплейс предпочтительнее для продвижения вашей продукции. Именно для этого Российский экспортный центр запустил на платформе «Мой экспорт» новый сервис по подбору электронных торговых площадок для экспортеров. Теперь экспортерам достаточно указать свои товары, и сервис подберет им самые подходящие международные и иностранные маркетплейсы.
В настоящий момент сервис анализирует 80 эффективных для экспорта площадок, к концу года их будет уже более 100.
Список площадок пополняется с учетом запросов экспортеров и актуальных тенденций развития мирового рынка интернет-торговли. Для того чтобы получить услугу «Подбор маркетплейсов», компании необходимо обратиться к нам в Центр поддержки экспорта, где мы поможем зарегистрироваться на платформе «Мой экспорт», далее необходимо найти сервис в разделе «Продвижение на внешние рынки» и заполнить анкету. На сайте появятся список актуальных для экспортера маркетплейсов и индивидуальные рекомендации по использованию онлайн-каналов для экспорта. Исходя из перечня подобранных площадок, Центр поддержки экспорта поможет компании разместиться на площадке и организует продвижение. Это, как правило, уже приводит к поставке продукции на зарубежные рынки.
«Для продвижения наших экспортеров на международные рынки мы открыли первый в России VR-каталог экспортеров Новосибирской области в рамках конференции Digital Siberia. В том числе это один из инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0 в Новосибирской области, — продолжает Алина Мусиенко. — Основная задача VR-каталога экспортеров — продвижение продукции и услуг предпринимателей Новосибирской области на зарубежные рынки. С настоящего момента Центр поддержки экспорта Новосибирской области во всех выездных мероприятиях (бизнес-миссии, выставки) будет демонстрировать виртуальные капсулы экспортеров зарубежным контрагентам, что усилит эффект от презентации продукции».
Экспортеры высоко оценили подготовку VR-капсул, в которых разместилась их продукция. «Очень здорово, что Новосибирская область оказалась первым регионом, внедрившим такую технологию. Признаться, мы были в шоке, увидев свою капсулу, и даже не хотели из нее уходить. Надеемся, это поможет продвижению наших продуктов», — поделились представители ООО «Купинское мороженое» после Digital Siberia.
В случае, если компания не может принять участие в зарубежных мероприятиях и размещена в нашем виртуальном каталоге, специалисты Центра поддержки всегда смогут презентовать их продукцию контрагентам. У специалистов уже сегодня есть кейсы, когда компания из пищевой отрасли получила доступ к запросу иностранного контрагента на строительной выставке. VR-каталог позволяет сделать презентацию заинтересованным контрагентам вне зависимости от отрасли проводимого международного мероприятия. Список экспортеров будет пополняться, и контрагент, надев VR-очки, сможет посетить даже производство экспортера. В дополнение к этому специалисты организуют онлайн-включение со специалистами предприятий.
Обратиться за услугами продвижения на зарубежные рынки можно в Центр поддержки экспорта — структурное подразделение центра «Мой бизнес» (ул. Сибревкома, 9). Специалисты смогут также проконсультировать по телефону 8 800 600 34 07, доб. 2. Поддержка компаний осуществляется в рамках нацпроектов «Международная кооперация и экспорт» и «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».