Как не попасть под проверку, размещая рекламу?

Как показывает судебная и антимонопольная практика, правила продвижения бизнеса и распространения рекламы не всегда очевидны.

Предлагаем разобраться в том, какая информация относится к рекламе, что может привлечь внимание проверяющих органов и как нельзя поступать с конкурентами.

Во-первых, что не считается рекламой? 

Реклама — это сведения, которые привлекают внимание к компании и ее продукции, поддерживают к ней интерес и продвигают на рынке. Примерно такое определение дает закон.

Не реклама: указатель; вывеска с названием компании;  информация, которую требуют размещать законы, и некоторые другие материалы и сведения. 

Например, указание производителя на этикетке — это не его реклама, а только соблюдение требований Закона о защите прав потребителей.

Однако есть тонкая грань между рекламой и другими сведениями. Для сравнения:

  • Меню — это не реклама. Но если одно из блюд будет представлено с фото и более подробным описанием, то информация о нем будет признана рекламой. Основание – выделение этого блюда из группы однородных товаров с целью привлечения внимания.

  •  Другой пример — вывеска. Табличка с названием магазина без слоганов, сообщений об акциях и прочей явной рекламы не считается рекламой, если размещена у входа, но станет рекламой, если ее выполнить большими буквами и разместить на крыше здания.

Во-вторых, что нужно учитывать при рекламном информировании? 

1. Добросовестность

Что считается незаконным? Прикрывать рекламу одного товара рекламой другого (например, продвигать безрецептурный препарат вместо рецептурного, реклама которого запрещена);  использовать запрещенные способы рекламы (например, рекламировать алкоголь в общественном транспорте);  критиковать в своей рекламе продукцию конкурента и высказывать мнение, которое подрывает доверие к нему. При этом не запрещено использовать бренд конкурента в ключевых словах при создании контекстной рекламы.

2. Достоверность

Незаконно сравнивать, не называя критерия сравнения (например, заявлять, что товар  «лучший», «первый» и «номер один», не аргументируя это); размещать недостоверную информацию (например, публиковать фиктивные отзывы);  указывать характеристики товаров и услуг, которые не соответствуют действительности (например, о месте и условиях изготовления  и т.д.).

3. Соответствие нормам морали

Незаконно призывать к насилию и жестокости; осуждать людей, которые не пользуются рекламируемыми товарами (например, называть успешными в жизни людей, сделавших коррекцию зрения, по сравнению с теми, кто носит очки и контактные линзы); публиковать информацию порнографического характера; использовать бранные слова, а также выражения, дискриминирующие определенные группы людей.

Конечно, это далеко не полный перечень правил, а только некоторые примеры. Есть товары, которые требуют особого подхода: алкоголь; БАД, пищевые добавки, детское питание;  лекарства;  оружие; ценные бумаги и др.

Специальные правила также предусмотрены для отдельных способов рекламирования.

Рассказываем о последствиях нарушений

Признаки нарушения закона в рекламе могут заметить обычные граждане, конкуренты и проверяющие органы. Последствия зависят от того, кто будет проводить расследование и в чем заключаются нарушения.

Граждане и конкуренты могут подать жалобу в государственные органы. Кроме того, граждане вправе подать иск в суд за защитой чести и достоинства, а конкуренты – о защите деловой репутации или о защите своих прав на товарный знак и иные объекты интеллектуальных прав, которые незаконно использованы в рекламе и бизнесе. 

Федеральная антимонопольная служба РФ — государственный орган, профильный в сфере рекламы и защиты конкуренции. Она может наложить штрафы в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ (незаконная реклама), ст. 14.33 КоАП РФ (незаконная конкуренция).

В некоторых случаях реклама может привлечь внимание не только антимонопольной службы, но также прокуратуры, налоговых органов, трудовой инспекции, Роспотребнадзора и иных органов, профильных для вида деятельности компании.

Пример:

Организация завысила число сотрудников в рекламе на своем сайте по сравнению с тем, которое указывает в отчетности.

Если она посчитала работников вместе с уволенными и округлила число в большую сторону, то антимонопольная служба накажет за недостоверную рекламу.

Если число фактически верное, но часть работников работает по гражданско-правовым договорам, то налоговый орган доначислит неуплаченные налоги и взносы, а трудовая инспекция и суд привлекут к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.

Автор: Кислицына Мария Георгиевна 

Юрист департамента юридических услуг ГК Umbrella Group

Тел: +7 (383) 373-17-17

 

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.