Евгений Лукьянчиков, Ситимобил: Будущее — за микромобильностью

Ситимобил решил превратиться в платформу городской мобильности и покорить регионы новыми подходами к передвижениям. Как пандемия ускорила внедрение решений, «ДК» рассказал топ-менеджер компании.

За последние лет десять в крупных городах сильно изменился распорядок дня среднестатистического горожанина. Из-за ускорения ритма жизни и связанной с этим необходимости быть быстрым и мобильным на дорогах стало появляться больше транспорта: личных авто, каршеринга, такси, велосипедов и даже самокатов. Появился термин «микромобильность», и это значит, что городам пора перекраивать сознание.

Привычный транспортный уклад в Новосибирске в последние года два заметно пошатнул заход кикшеринговых компаний. Появившиеся на улицах самокаты заставили горожан пересмотреть свои схемы передвижения, у общества появился новый запрос, у власти — новый вызов, а у бизнеса — новые задачи. Так, например, знакомый всем сервис такси Ситимобил решил превратиться в платформу городской мобильности и покорить регионы новыми подходами к передвижениям. Как пандемия ускорила внедрение решений, «ДК» рассказал директор по развитию бизнеса Ситимобил Евгений Лукьянчиков. 

Вы 14 лет на рынке, начинали с такси и разрослись до большого количества сервисов, связанных не только с городской мобильностью, но и с другим бизнесом (например, продажа топлива). Такси, доставка, кикшеринг — как вы прирастали новыми сервисами, как удавалось заранее видеть тенденции и встраиваться в рынок?

— Современная история компании началась примерно в 2018 г., когда в нас инвестировали VK Group (бывш. Mail.ru Group — прим. ред.) и Мегафон. В 2019 г. Ситимобил стал частью совместного предприятия в сфере еды и транспорта, созданного Mail.ru Group и Сбером.

Инвестиции столь крупных игроков позволили нам масштабировать бизнес. До этого момента Ситимобил был представлен только в Москве, но инвесторы ожидали, что мы станем федеральным игроком. Весь 2019 г. мы занимались региональной экспансией, запускались в крупных городах. Так, в 2019 г. Ситимобил вышел в том числе в Новосибирск, Красноярск и Омск). В том же году были запущены Санкт-Петербург, Казань, Самара, Уфа, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск и другие города. 2020-й был посвящен тому же — Ситимобил появился во всех российских городах-миллионниках (запустились в Воронеже, Ростове-на-Дону и Волгограде), а также в тех городах, которые представляют интерес для компании. Например, Сочи стал первым курортом, где заработал Ситимобил.

Важно сказать, что тенденции развития компании в 2020 г. во многом определила пандемия. И сейчас, в новую волну коронавируса, мы продолжаем развивать свой сервис, чтобы предлагать пользователям возможность передвигаться по городу с меньшим количеством социальных контактов, используя разные виды транспорта. Пандемия показала, что при любом раскладе людям нужно передвигаться по городу. По всей стране действуют пункты вакцинации и дезинфекции автомобилей, мы осознаем свою социальную ответственность и информируем партнеров о необходимости обеспечивать водителей такси масками и санитайзерами, со своей стороны организовываем пункты вакцинации для водителей в своих Домах такси.

Когда мы искали ниши для развития Ситимобил и смотрели вне сферы такси, то стало понятно, что двигаться нужно в сторону развития платформы городской мобильности, и в первую очередь это интеграция сервисов каршеринга и кикшеринга. В будущем мы смотрим в сторону общественного транспорта, поскольку это важнейшая и неотъемлемая часть городской инфраструктуры.

Наша задача заключается в том, чтобы создать транспортный суперапп, в который было бы включено все то, что позволило бы пользователю быстро, комфортно и дешево передвигаться по городу. Сейчас весь диджитал-мир движется в супераппы — приложения, которые объединяют в себе большое количество сервисов. Потому что это просто удобно. Удобно заходить в одно приложение под одним логином, не скачивать себе на телефон кучу всего, и при этом иметь возможность совершить широкий спектр действий: от заказа цветов и вызова такси до брони столика в ресторане.

Тем не менее, мы решили двигаться в сторону транспортного супераппа, способного решать главную транспортную задачу пользователей — добираться из точки А в точку Б.

Развитая платформа городской мобильности даст пользователю возможность выбирать тот транспорт, который подходит ему здесь и сейчас. Например, если нужно преодолевать большое расстояние, то подойдет каршеринг, а если путь менее 3 км, то здесь оптимальный вариант — самокаты или велосипеды. На такси же удобно совершать поездки свыше 3 км. Мы хотим, чтобы у пользователя была возможность в одном приложении сравнить поездку на каждом из этих видов транспорта по времени и стоимости и выбрать подходящий для каждого случая вариант.

Когда вы начали выходить в регионы, в какой год произошла самая обширная экспансия и за счет чего? Сейчас вы работаете в 70 городах. Как быстро идет дальнейшая экспансия, и какие сервисы представлены в этих городах? Где вы уже представлены и сервисом такси, и доставкой, и кикшерингом, а где пока еще закрыли не все сегменты и почему?

— В 2019 г. мы только начали региональную экспансию, а в апреле 2020 г. уже работали во всех городах-миллионниках и большинстве крупных городов страны. Как сервис, с помощью которого можно арендовать электросамокат, мы есть в более чем 70 городах (в том числе учитывая те, где нет такси от Ситимобил). Мы уверены: будущее — за микромобильностью. Она диверсифицирует бизнес агрегаторов и позволяет покрыть больше потребностей пользователей. Именно по этой причине мы развиваем сразу несколько направлений: доставку, такси, каршеринг и кикшеринг.

Что касается каршеринга Ситидрайв, то сейчас мы сосредоточены на развитии парка в городах присутствия и не думаем об экспансии. В планах компании — увеличить количество автомобилей в Москве еще в два раза до конца года. Расширение парка Ситидрайва также запланировано в других городах присутствия сервиса — в Санкт-Петербурге и Сочи. За счет этого Ситидрайв планирует в несколько раз увеличить свою долю на рынке.

Кроме того, мы планируем расширять бизнес доставки. Сейчас доставка Ситимобил доступна во всех городах присутствия как тариф в приложении для пользователей и как сервис для наших b2b-партнеров.

Как и чем пандемия позволила вам прирасти в сервисе доставки с точки зрения качества и количества услуг (в тех городах, где доставка работает наиболее активно)?

— Мы запустили бизнес-доставки в апреле 2020 г. Всеобщий локдаун обрушил спрос на обычные поездки в такси, но подтолкнул нас к ускоренной разработке нового для Ситимобил направления доставки. Несмотря на падение спроса, нам по-прежнему необходимо было предоставлять водителям заказы, чтобы они могли зарабатывать с нами даже во время тотального локдауна (в первую волну пандемии коронавируса, весной 2020 г., в Москве даже передвигаться по городу можно было только при наличии пропуска).

Запускать новую услугу пришлось в сжатые сроки: буквально за неделю мы выпустили первую версию доставки — сначала в виде тарифа в приложении между клиентами, а затем и для компаний-партнеров. Доставка помогала водителям партнеров не терять работу, восполнять, а временами и полностью заменять работу в такси.

Доставляют заказы как водители такси, которые прошли обучение, так и автокурьеры, которых мы привлекаем исключительно на доставку. Отмечу, что водитель и курьер — это разные профессии, и нам нужно было обучить водителей такси брать заказы и доставлять их от двери до двери. После того, как они стали бесперебойно доставлять заказы, Ситимобил параллельно начал подключать к выполнению заказов автокурьеров. Мы продолжаем развивать это направление.

Сейчас доставка Ситимобил работает во всех городах присутствия сервиса. Наш самый крупный сегмент — b2c. Так, водители партнеров Ситимобил и курьеры часто доставляют заказы из интернета или привозят еду. Среди основных клиентов нашей доставки — предприятия сегмента HoReCa, кафе и рестораны по всей стране, в том числе маленькие нишевые предприниматели в регионах. С нами сотрудничают по доставке такие крупные компании, как Delivery Club, ВкусВилл, СберМаркет и др.

Чем это выгодно вам?

— Главное преимущество доставки перед агрегаторами такси для бизнеса — это практически бесконечные возможности масштабирования. Например, во время пиков спроса на услугу доставки — предновогодняя пора, внезапный ливень или Черная пятница — многие жалуются, что курьеров не хватает, и еду долго везут. Дело в том, что почти никто из предпринимателей или ритейлеров не способен резко масштабировать собственную inhouse-службу доставки. Для этого нужно сначала купить свои машины, нанять людей. А что с ними делать, когда спрос упадет? Придется увольнять, а машины будут простаивать. В такие моменты на помощь приходит агрегатор такси, который может наращивать логистические мощности практически бесконечно, может привлекать к выполнению заказов курьеров на автомобилях, а если вдруг их дефицит на линии, то всегда можно привлечь к доставке водителей такси.

Важно, что предпринимателям довольно просто начать использовать мощности нашего сервиса. У нас есть оферта, которая позволяет сотрудничать с доставкой Ситимобил без подписания договоров и другой бюрократической волокиты. Благодаря этой опции многие локальные бизнесы смогли выжить в период локдаунов. Можно подключиться к личному кабинету и тут же отправить свой первый заказ клиенту.

Из важных для нас историй хочется также упомянуть проект «Дорогу малому бизнесу» ко Дню предпринимателя в России. Мы нанесли на автомобили такси рекламу от частных предпринимателей из Москвы и регионов России — в том числе в проекте приняли участие предприниматели из Новосибирска. Из-за коронавируса и ограничений малый бизнес уже больше года терял клиентов. Мы решили помочь им найти новую аудиторию, разместив их рекламу на автомобилях такси на все лето. Для предпринимателя такая реклама была бесплатной — нужно было лишь оставить заявку. Мы хотели помочь не крупным компаниям, у которых, как правило, нет проблем с рекламой, а малому бизнесу — у нас были заявки, например, из магазина острых соусов, производителя сушеного манго, интернет-магазина запчастей для грузовиков, организатора вечеринок на яхтах, продавца вяленой рыбы, котокафе.

Что касается кикшеринга: эту тему можно назвать относительно новой, по крайней мере, для регионов, и здесь пока еще много сложностей и вопросов, как развиваться. Чего вам как поставщику этой услуги не хватает, чтобы работать полноценно и развиваться на рынке? Я имею в виду законодательные пробелы, проблемы с городской инфраструктурой и так далее. В каких городах (не беря Москву) сейчас работа идет удачнее всего? Если ли какие-то предложения для законодателей со стороны кикшеринговых компаний, как урегулировать этот сегмент, чтобы и бизнесу, и пользователям, и администрациям городов было комфортно?

— Когда мы вывели на рынок электросамокаты Ситимобил, то столкнулись с несколькими проблемами. С точки зрения некоторых медиа, электросамокаты стали чуть ли не главной угрозой национальной безопасности. Кто-то говорил, что они опасны, кто-то — что кикшеринг крайне травматичен. На самом же деле, самокат — это транспорт. Он не опасен сам по себе, но при управлении им, безусловно, важно соблюдать правила.

Чтобы помочь нашим пользователям соблюдать все правила и максимально обезопасить их поездки на самокатах, мы в течение сезона, вместе с партнерами, среди которых и кикшеринг Whoosh, проводили масштабные рекламные кампании. Рассказывали в них, как себя нужно вести на самокатах. Например, не ездить вдвоем, не сигналить в спину, не превышать допустимую скорость. Казалось бы, все эти вещи очевидны, но не все их придерживаются.

Кроме того, наш партнер, сервис кикшеринга Urent, вводит и технические ограничения для обеспечения безопасности на дорогах. Так, на самокатах Urent, которые арендуются через приложение Ситимобил, аппаратно ограничена скорость до 25 км/ч. Также в городах есть «медленные зоны» — территории с повышенным пешеходным трафиком, где самокат автоматически сбрасывает скорость, и разогнаться на нем невозможно. При этом важно, что каждая поездка на самокате, арендованном через Ситимобил, застрахована на сумму 100 тыс. руб. Страховка покрывает ущерб здоровью пользователей и действует во время любой поездки на электросамокате.

Но для органичного и безопасного развития кикшеринга в городе нужна инфраструктура. К сожалению, большинство городов России пока что не могут в полной мере этим похвастаться. Если везде будет хорошая система велодорожек и парковок, то с меньшей вероятностью кому-либо придет в голову выезжать на проезжую часть или мешать пешеходам на загруженном тротуаре. И также с бОльшей вероятностью люди выберут самокат вместо личного авто для относительно коротких поездок.

Еще одна проблема: в отличие от кикшеринговых самокатов, личные самокаты все еще остаются неконтролируемыми. Они могут разгоняться до 60 км/ч, их не проконтролируешь, и с ними происходило большинство самых трагичных кейсов, о которых вы могли видеть новости в этом сезоне.

Мы поддерживаем появление федерального закона о регулировании поездок на электросамокатах, но мы резко против того, чтобы убрать самокаты с улиц, так как верим, что с помощью кикшеринга можно разгрузить города от машин, сделать ежедневные поездки более комфортными для всех жителей. Если города будут противиться самокатам, то они так и останутся развлечением для парков. Но мы хотим сделать самокаты полноценным средством передвижения по городу, в частности — транспортом последней мили. Например, если человеку нужно проехать условных два километра, он без детей или тяжелых сумок — то правильнее, экологичнее и выгоднее для такой поездки вместо такси взять самокат.

И мы как сервис будем этому рады. Потому что вопреки расхожему мнению, кикшеринг не каннибализует поездки на такси, а дополняет их. Стоимость привлечения пользователей в кикшеринге по сравнению с такси на 40% ниже. То есть нам как сервису заказа такси на самом деле невыгодно везти человека на такси ради двухкилометровой поездки. В то же время, сам факт присутствия электросамокатов как средства передвижения в сервисе мобильности помогает привлекать пользователей для поездок на такси. Статистика показывает, что после поездки на электросамокатах Ситимобил каждый третий пользователь делает поездки на нашем такси. И в этом суть сервиса городской мобильности, который мы строим — комбинация разных средств передвижения для разных повседневных задач пользователя.

Ситимобил в цифрах

Более 80 городов — охват по России

В 14 крупных городах РФ (в том числе в Новосибирске) созданы современные Дома такси для водителей-партнеров.

До 14,6 млрд руб. — оборот в годовом исчислении

Более 50 000 электросамокатов доступно через приложение Ситимобил благодаря партнерству с кикшеринг-сервисом Urent

Более 70 городов РФ — охват кикшеринга

1 млрд руб. — оборот Ситидрайв.

5600 автомобилей доступно пользователям Ситидрайв

Самое читаемое
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.