Евгений Лукьянчиков, Ситимобил: Будущее — за микромобильностью
Ситимобил решил превратиться в платформу городской мобильности и покорить регионы новыми подходами к передвижениям. Как пандемия ускорила внедрение решений, «ДК» рассказал топ-менеджер компании.
За последние лет десять в крупных городах сильно изменился распорядок дня среднестатистического горожанина. Из-за ускорения ритма жизни и связанной с этим необходимости быть быстрым и мобильным на дорогах стало появляться больше транспорта: личных авто, каршеринга, такси, велосипедов и даже самокатов. Появился термин «микромобильность», и это значит, что городам пора перекраивать сознание.
Привычный транспортный уклад в Новосибирске в последние года два заметно пошатнул заход кикшеринговых компаний. Появившиеся на улицах самокаты заставили горожан пересмотреть свои схемы передвижения, у общества появился новый запрос, у власти — новый вызов, а у бизнеса — новые задачи. Так, например, знакомый всем сервис такси Ситимобил решил превратиться в платформу городской мобильности и покорить регионы новыми подходами к передвижениям. Как пандемия ускорила внедрение решений, «ДК» рассказал директор по развитию бизнеса Ситимобил Евгений Лукьянчиков.
Вы 14 лет на рынке, начинали с такси и разрослись до большого количества сервисов, связанных не только с городской мобильностью, но и с другим бизнесом (например, продажа топлива). Такси, доставка, кикшеринг — как вы прирастали новыми сервисами, как удавалось заранее видеть тенденции и встраиваться в рынок?
— Современная история компании началась примерно в 2018 г., когда в нас инвестировали VK Group (бывш. Mail.ru Group — прим. ред.) и Мегафон. В 2019 г. Ситимобил стал частью совместного предприятия в сфере еды и транспорта, созданного Mail.ru Group и Сбером.
Инвестиции столь крупных игроков позволили нам масштабировать бизнес. До этого момента Ситимобил был представлен только в Москве, но инвесторы ожидали, что мы станем федеральным игроком. Весь 2019 г. мы занимались региональной экспансией, запускались в крупных городах. Так, в 2019 г. Ситимобил вышел в том числе в Новосибирск, Красноярск и Омск). В том же году были запущены Санкт-Петербург, Казань, Самара, Уфа, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск и другие города. 2020-й был посвящен тому же — Ситимобил появился во всех российских городах-миллионниках (запустились в Воронеже, Ростове-на-Дону и Волгограде), а также в тех городах, которые представляют интерес для компании. Например, Сочи стал первым курортом, где заработал Ситимобил.
Важно сказать, что тенденции развития компании в 2020 г. во многом определила пандемия. И сейчас, в новую волну коронавируса, мы продолжаем развивать свой сервис, чтобы предлагать пользователям возможность передвигаться по городу с меньшим количеством социальных контактов, используя разные виды транспорта. Пандемия показала, что при любом раскладе людям нужно передвигаться по городу. По всей стране действуют пункты вакцинации и дезинфекции автомобилей, мы осознаем свою социальную ответственность и информируем партнеров о необходимости обеспечивать водителей такси масками и санитайзерами, со своей стороны организовываем пункты вакцинации для водителей в своих Домах такси.
Когда мы искали ниши для развития Ситимобил и смотрели вне сферы такси, то стало понятно, что двигаться нужно в сторону развития платформы городской мобильности, и в первую очередь это интеграция сервисов каршеринга и кикшеринга. В будущем мы смотрим в сторону общественного транспорта, поскольку это важнейшая и неотъемлемая часть городской инфраструктуры.
Наша задача заключается в том, чтобы создать транспортный суперапп, в который было бы включено все то, что позволило бы пользователю быстро, комфортно и дешево передвигаться по городу. Сейчас весь диджитал-мир движется в супераппы — приложения, которые объединяют в себе большое количество сервисов. Потому что это просто удобно. Удобно заходить в одно приложение под одним логином, не скачивать себе на телефон кучу всего, и при этом иметь возможность совершить широкий спектр действий: от заказа цветов и вызова такси до брони столика в ресторане.
Тем не менее, мы решили двигаться в сторону транспортного супераппа, способного решать главную транспортную задачу пользователей — добираться из точки А в точку Б.
Развитая платформа городской мобильности даст пользователю возможность выбирать тот транспорт, который подходит ему здесь и сейчас. Например, если нужно преодолевать большое расстояние, то подойдет каршеринг, а если путь менее 3 км, то здесь оптимальный вариант — самокаты или велосипеды. На такси же удобно совершать поездки свыше 3 км. Мы хотим, чтобы у пользователя была возможность в одном приложении сравнить поездку на каждом из этих видов транспорта по времени и стоимости и выбрать подходящий для каждого случая вариант.
Когда вы начали выходить в регионы, в какой год произошла самая обширная экспансия и за счет чего? Сейчас вы работаете в 70 городах. Как быстро идет дальнейшая экспансия, и какие сервисы представлены в этих городах? Где вы уже представлены и сервисом такси, и доставкой, и кикшерингом, а где пока еще закрыли не все сегменты и почему?
— В 2019 г. мы только начали региональную экспансию, а в апреле 2020 г. уже работали во всех городах-миллионниках и большинстве крупных городов страны. Как сервис, с помощью которого можно арендовать электросамокат, мы есть в более чем 70 городах (в том числе учитывая те, где нет такси от Ситимобил). Мы уверены: будущее — за микромобильностью. Она диверсифицирует бизнес агрегаторов и позволяет покрыть больше потребностей пользователей. Именно по этой причине мы развиваем сразу несколько направлений: доставку, такси, каршеринг и кикшеринг.
Что касается каршеринга Ситидрайв, то сейчас мы сосредоточены на развитии парка в городах присутствия и не думаем об экспансии. В планах компании — увеличить количество автомобилей в Москве еще в два раза до конца года. Расширение парка Ситидрайва также запланировано в других городах присутствия сервиса — в Санкт-Петербурге и Сочи. За счет этого Ситидрайв планирует в несколько раз увеличить свою долю на рынке.
Кроме того, мы планируем расширять бизнес доставки. Сейчас доставка Ситимобил доступна во всех городах присутствия как тариф в приложении для пользователей и как сервис для наших b2b-партнеров.
Как и чем пандемия позволила вам прирасти в сервисе доставки с точки зрения качества и количества услуг (в тех городах, где доставка работает наиболее активно)?
— Мы запустили бизнес-доставки в апреле 2020 г. Всеобщий локдаун обрушил спрос на обычные поездки в такси, но подтолкнул нас к ускоренной разработке нового для Ситимобил направления доставки. Несмотря на падение спроса, нам по-прежнему необходимо было предоставлять водителям заказы, чтобы они могли зарабатывать с нами даже во время тотального локдауна (в первую волну пандемии коронавируса, весной 2020 г., в Москве даже передвигаться по городу можно было только при наличии пропуска).
Запускать новую услугу пришлось в сжатые сроки: буквально за неделю мы выпустили первую версию доставки — сначала в виде тарифа в приложении между клиентами, а затем и для компаний-партнеров. Доставка помогала водителям партнеров не терять работу, восполнять, а временами и полностью заменять работу в такси.
Доставляют заказы как водители такси, которые прошли обучение, так и автокурьеры, которых мы привлекаем исключительно на доставку. Отмечу, что водитель и курьер — это разные профессии, и нам нужно было обучить водителей такси брать заказы и доставлять их от двери до двери. После того, как они стали бесперебойно доставлять заказы, Ситимобил параллельно начал подключать к выполнению заказов автокурьеров. Мы продолжаем развивать это направление.
Сейчас доставка Ситимобил работает во всех городах присутствия сервиса. Наш самый крупный сегмент — b2c. Так, водители партнеров Ситимобил и курьеры часто доставляют заказы из интернета или привозят еду. Среди основных клиентов нашей доставки — предприятия сегмента HoReCa, кафе и рестораны по всей стране, в том числе маленькие нишевые предприниматели в регионах. С нами сотрудничают по доставке такие крупные компании, как Delivery Club, ВкусВилл, СберМаркет и др.
Чем это выгодно вам?
— Главное преимущество доставки перед агрегаторами такси для бизнеса — это практически бесконечные возможности масштабирования. Например, во время пиков спроса на услугу доставки — предновогодняя пора, внезапный ливень или Черная пятница — многие жалуются, что курьеров не хватает, и еду долго везут. Дело в том, что почти никто из предпринимателей или ритейлеров не способен резко масштабировать собственную inhouse-службу доставки. Для этого нужно сначала купить свои машины, нанять людей. А что с ними делать, когда спрос упадет? Придется увольнять, а машины будут простаивать. В такие моменты на помощь приходит агрегатор такси, который может наращивать логистические мощности практически бесконечно, может привлекать к выполнению заказов курьеров на автомобилях, а если вдруг их дефицит на линии, то всегда можно привлечь к доставке водителей такси.
Важно, что предпринимателям довольно просто начать использовать мощности нашего сервиса. У нас есть оферта, которая позволяет сотрудничать с доставкой Ситимобил без подписания договоров и другой бюрократической волокиты. Благодаря этой опции многие локальные бизнесы смогли выжить в период локдаунов. Можно подключиться к личному кабинету и тут же отправить свой первый заказ клиенту.
Из важных для нас историй хочется также упомянуть проект «Дорогу малому бизнесу» ко Дню предпринимателя в России. Мы нанесли на автомобили такси рекламу от частных предпринимателей из Москвы и регионов России — в том числе в проекте приняли участие предприниматели из Новосибирска. Из-за коронавируса и ограничений малый бизнес уже больше года терял клиентов. Мы решили помочь им найти новую аудиторию, разместив их рекламу на автомобилях такси на все лето. Для предпринимателя такая реклама была бесплатной — нужно было лишь оставить заявку. Мы хотели помочь не крупным компаниям, у которых, как правило, нет проблем с рекламой, а малому бизнесу — у нас были заявки, например, из магазина острых соусов, производителя сушеного манго, интернет-магазина запчастей для грузовиков, организатора вечеринок на яхтах, продавца вяленой рыбы, котокафе.
Что касается кикшеринга: эту тему можно назвать относительно новой, по крайней мере, для регионов, и здесь пока еще много сложностей и вопросов, как развиваться. Чего вам как поставщику этой услуги не хватает, чтобы работать полноценно и развиваться на рынке? Я имею в виду законодательные пробелы, проблемы с городской инфраструктурой и так далее. В каких городах (не беря Москву) сейчас работа идет удачнее всего? Если ли какие-то предложения для законодателей со стороны кикшеринговых компаний, как урегулировать этот сегмент, чтобы и бизнесу, и пользователям, и администрациям городов было комфортно?
— Когда мы вывели на рынок электросамокаты Ситимобил, то столкнулись с несколькими проблемами. С точки зрения некоторых медиа, электросамокаты стали чуть ли не главной угрозой национальной безопасности. Кто-то говорил, что они опасны, кто-то — что кикшеринг крайне травматичен. На самом же деле, самокат — это транспорт. Он не опасен сам по себе, но при управлении им, безусловно, важно соблюдать правила.
Чтобы помочь нашим пользователям соблюдать все правила и максимально обезопасить их поездки на самокатах, мы в течение сезона, вместе с партнерами, среди которых и кикшеринг Whoosh, проводили масштабные рекламные кампании. Рассказывали в них, как себя нужно вести на самокатах. Например, не ездить вдвоем, не сигналить в спину, не превышать допустимую скорость. Казалось бы, все эти вещи очевидны, но не все их придерживаются.
Кроме того, наш партнер, сервис кикшеринга Urent, вводит и технические ограничения для обеспечения безопасности на дорогах. Так, на самокатах Urent, которые арендуются через приложение Ситимобил, аппаратно ограничена скорость до 25 км/ч. Также в городах есть «медленные зоны» — территории с повышенным пешеходным трафиком, где самокат автоматически сбрасывает скорость, и разогнаться на нем невозможно. При этом важно, что каждая поездка на самокате, арендованном через Ситимобил, застрахована на сумму 100 тыс. руб. Страховка покрывает ущерб здоровью пользователей и действует во время любой поездки на электросамокате.
Но для органичного и безопасного развития кикшеринга в городе нужна инфраструктура. К сожалению, большинство городов России пока что не могут в полной мере этим похвастаться. Если везде будет хорошая система велодорожек и парковок, то с меньшей вероятностью кому-либо придет в голову выезжать на проезжую часть или мешать пешеходам на загруженном тротуаре. И также с бОльшей вероятностью люди выберут самокат вместо личного авто для относительно коротких поездок.
Еще одна проблема: в отличие от кикшеринговых самокатов, личные самокаты все еще остаются неконтролируемыми. Они могут разгоняться до 60 км/ч, их не проконтролируешь, и с ними происходило большинство самых трагичных кейсов, о которых вы могли видеть новости в этом сезоне.
Мы поддерживаем появление федерального закона о регулировании поездок на электросамокатах, но мы резко против того, чтобы убрать самокаты с улиц, так как верим, что с помощью кикшеринга можно разгрузить города от машин, сделать ежедневные поездки более комфортными для всех жителей. Если города будут противиться самокатам, то они так и останутся развлечением для парков. Но мы хотим сделать самокаты полноценным средством передвижения по городу, в частности — транспортом последней мили. Например, если человеку нужно проехать условных два километра, он без детей или тяжелых сумок — то правильнее, экологичнее и выгоднее для такой поездки вместо такси взять самокат.
И мы как сервис будем этому рады. Потому что вопреки расхожему мнению, кикшеринг не каннибализует поездки на такси, а дополняет их. Стоимость привлечения пользователей в кикшеринге по сравнению с такси на 40% ниже. То есть нам как сервису заказа такси на самом деле невыгодно везти человека на такси ради двухкилометровой поездки. В то же время, сам факт присутствия электросамокатов как средства передвижения в сервисе мобильности помогает привлекать пользователей для поездок на такси. Статистика показывает, что после поездки на электросамокатах Ситимобил каждый третий пользователь делает поездки на нашем такси. И в этом суть сервиса городской мобильности, который мы строим — комбинация разных средств передвижения для разных повседневных задач пользователя.
Ситимобил в цифрах
Более 80 городов — охват по России
В 14 крупных городах РФ (в том числе в Новосибирске) созданы современные Дома такси для водителей-партнеров.
До 14,6 млрд руб. — оборот в годовом исчислении
Более 50 000 электросамокатов доступно через приложение Ситимобил благодаря партнерству с кикшеринг-сервисом Urent
Более 70 городов РФ — охват кикшеринга
1 млрд руб. — оборот Ситидрайв.
5600 автомобилей доступно пользователям Ситидрайв