Рынок онлайн-торговли пищевыми продуктами вырастет до триллиона рублей

AliExpress Россия и Центр экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ) исследовали российский рынок e-grocery. По прогнозам экспертов, объем рынка по итогам 2021 г. составит 300 млрд руб.

К 2023 г., по подсчетам экспертов, рынок он может достигнуть 500–600 млрд руб., а при сохранении темпов роста к 2025 г. — триллиона рублей. Основными каналами продаж останутся традиционная розница, экспресс-доставка, интернет-магазины, маркетплейсы и специализированные магазины (локальная доставка), считают аналитики. Уже сейчас маркетплейсы лидируют по ассортименту продуктов, хотя в денежном выражении на них приходится лишь 15% рынка, отметили специалисты.

По их данным, с 2018 по 2020 г. рынок e-grocery рос в среднем на 148,5% в год. Этому способствовало много факторов, главный из которых — запрос на доставку товаров повседневного спроса в связи с пандемией. Несмотря на высокие темпы роста, сейчас в России на онлайн-рынок пищевых продуктов приходится не более 1% от всего объема рынка продуктов, посчитали аналитики. Эксперты считают, что этот показатель будет расти:

Проникновение онлайн с 1% дойдет до 10-15% в ближайшие 3-5 лет. Рынок будет сформирован вокруг 2-4 основных игроков с большим отрывом от остальных. Для сервисов будет важно совмещение экспресс-доставки основных высокооборотных SKU и широкого ассортимента на одной платформе, — заявил руководитель направления FMCG & Beauty в AliExpress Россия Иван Дидус.

Факторами, которые будут способствовать росту рынка в ближайшие годы, может стать легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж товаров категорий fresh и ultra fresh и консолидация большей части оборота каждого из сегментов вокруг нескольких крупнейших игроков, полагают специалисты.

Российский рынок онлайн-торговли пищевыми продуктами делится на пять сегментов:

- традиционная розница (36% рынка в денежном выражении),

- экспресс-доставка (30%),

- интернет-магазины (18%),

- маркетплейсы (15%),

- специализированные магазины (локальная доставка, 1%).

По мнению экспертов, в ближайшие годы новые сегменты не появятся, но будет тренд на укрупнение игроков и рост доли маркетплейсов.

Уже сейчас маркетплейсы — лидеры рынка по количеству представленных товаров: в среднем ассортимент продуктов на них составляет по162 400 товаров, и потенциал роста не исчерпан.

На втором месте по ассортименту продуктов находятся интернет-магазины со средним ассортиментом в 15 600 товаров. При этом интернет-магазины опережают маркетплейсы по ассортименту товаров категории fresh и ultra fresh. Но маркетплейсы осваивают и этот рынок, запуская экспресс-доставку продуктов (раздел «Есть!» у AliExpress Россия, Ozon Express и так далее). Следовательно, в будущем маркетплейсы будут конкурировать с интернет-магазинами и в сегменте скоропортящихся товаров, развивая для этого собственную логистику или интегрируя продавцов с подходящей логистикой, уверены эксперты. Важным преимуществом маркетплейсов будет аудитория и широкий набор инструментов для удержания покупателей, говорят они.

Маркетплейсы обладают одной из самых больших аудиторий в онлайн, поэтому для брендов это новые медиа, через которые можно достучаться до конечного потребителя. Широкая аудитория покрытия — залог более низкой цены привлечения пользователя, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сконцентрирует на них весь онлайн-трафик. Тенденция похожа на перетоки покупателей в гипермаркеты в 2012–2015 годах, — прокомментировал Иван Дидус.

Сегодня е-grocery расте в большей степени за счет Москвы и Санкт-Петербурга, но, несмотря на насыщенность рынка, потенциал для роста в этих регионах еще не исчерпан, отметили специалисты. Кроме городов-лидеров, аналитики выделяют наиболее перспективные регионы для географической экспансии: Свердловская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Приморский край, Камчатский край, Иркутская область, Хабаровский край. Основные критерии для определения перспективности регионов для развития e-grocery: доля городского населения, уровень дохода, количество уже присутствующих игроков, уровень запроса потребителей на услуги доставки продуктов.

В ближайший год все будут активно инвестировать в развитие бесплатной доставки, чтобы привлекать пользователей. Этому способствует поток инвестиций, рост самого рынка и проникновения услуг. Еще один вызов — найти оптимальное решение по затратам на логистику «последней мили». С учетом расширения рынка доставка становится все более востребованной и стремительно увеличивается в объемах и затратах, — отметил Иван Дидус.

Среди трендов эксперты выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К краткосрочным относятся стирание границ между сегментами (например, выход интернет-магазинов на маркетплейсы), выход в онлайн дискаунтеров (главный вызов для них — расходы на сборку заказов) и применение голосовых технологий в шопинге.

В среднесрочной перспективе появится тренд смещения фокуса с оборота на прибыльность, сервисы будут адаптироваться к возрастным потребителям, расширять сеть офлайн-пунктов выдачи заказов, доставлять по подписке и автоматизировать сборку. Покупатели постепенно будут смещать фокус лояльности с привычных брендов на те, что предложат лучший сервис.

В ближайшее десятилетие будет усиливаться тренд на устойчивое развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье покупателей, отметили эксперты.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.