Конкретизировать законы корпорации, чтобы разрешить корпоративный спор. Что это значит?

В экономический кризис деятельность корпораций стала приносить меньше прибыли, а расходов прибавилось. Из-за этого все чаще стали возникать конфликты между субъектами корпоративных отношений.

Арбитражный управляющий ГК Umbrella Group Игорь Анников

Конкретизировать законы корпорации, чтобы разрешить корпоративный спор. Что это значит? 1Опираясь на ГК РФ, а именно ч.1 ст.2, корпоративными отношениями принято считать отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с их управлением. Как правило, субъекты корпоративных отношений делятся на четыре группы:

Первая это сама корпорация. Т.е. корпоративное юрлицо,  учредители (участники) которого имеют право участия (членства) в нем и формируют высший орган управления. Самые распространенные — ООО и АО. В чем же состоит интерес корпорации? Основная ее цель — инвестиция полученных доходов в саму корпорацию для дальнейшего ее развития, финансирование расходов на воспроизводство и резервирование средств для финансовой безопасности.

Вторая группа непосредственно члены корпорации, т.е. участники общества и акционеры. Их главный интерес — получить с корпорации доход. Хоть это и предусмотрено ГК РФ (абз.3 ч.1 ст.2 ГК РФ), однако не всегда совпадает с интересами самой корпорации. Члены же корпорации могут делиться на «подгруппы по интересам» ввиду различных взглядов на развитие.

Третей группой принято считать лиц, управляющих корпорацией это члены совета директоров и коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган. Интерес этой группы состоит в том, чтобы направить наибольшую сумму на минимизирование рисков, связанных с предпринимательской деятельностью. А также покрыть все управленческие расходы и получить оплату за то, что управляют корпорацией.  

К четвертой группе можно отнести самих работников корпорации. Их интерес — в направлении значительной части дохода корпорации на оплату труда и предоставления дополнительных социальных благ — медицинского страхования, дополнительного отпуска, материальной помощи и т. п. Однако стоит помнить, что отдельно взятое лицо может быть не только участником одной группы, а входить в состав нескольких групп.

Сегодня, в условиях экономического кризиса, деятельность коммерческих корпоративных организаций стала приносить меньше прибыли (что, к слову, и ожидаемо), а расходов наоборот, прибавилось. Из-за этого все чаще стали возникать конфликты между субъектами корпоративных отношений (т.е. между этими четырьмя группами), так как полученной прибыли не хватает для удовлетворения интересов всех субъектов корпорации.

Что мы получаем в итоге? Корпоративный конфликт, разногласие членов корпорации или же вовсе самой корпорации и ее участников. Такое разногласие посягает на правоотношения внутри корпорации в связи с разными интересами и целями сторон, которые направлены на осуществление контроля за другой стороной либо на изменение своего статуса или юридического состояния.

Эксперты инвестиционной компании А1 и Московской школы управления «Сколково» разработали индекс конфликтности деловой среды, который можно признать оценочной характеристикой уровня корпоративных конфликтов в бизнес-среде. Этот индекс рассчитывается исходя из количества судебных корпоративных споров, публикаций в СМИ о корпоративных конфликтах и изменения количества крупных компаний на рынке. Чем выше индекс, тем больше корпоративных конфликтов происходит в бизнес-среде.

Например, во втором квартале 2021 г. индекс достиг рекордного значения — 2,21. Для сравнения, в первом квартале 2021 г. он составлял 1,96, а к концу 2020 г. его значение было 1,48. Повышение уровня конфликтности отмечено в 80% регионов России. К постоянным лидерам по этому показателю относятся Москва, Крым и Ярославль.

В любом развитии корпоративного конфликта можно выделить три стадии:

Первая — период перед конфликтом, когда субъекты корпорации перед принятием решения о начале конфликта оценивают как свои ресурсы, так и ресурсы противоборствующей стороны. К ним относятся количество голосующих акций или долей в уставном капитале, которыми располагают противоборствующие субъекты, возможность доступа к информации о корпорации и доказательствам, которые могут быть представлены в суде, административный ресурс каждой из сторон конфликта.

Вторая стадия — сам корпоративный конфликт. Она характеризуется наличием действий конфликтующих сторон, направленных на изменение их правового положения и баланса интересов (например, формирование параллельного органа управления, проведение альтернативного собрания акционеров). При этом стороны предпринимают действия как по изменению положения, так по защите от таких изменений (например, инициирование судебных разбирательств);

Третья — урегулирование конфликта. Стадия наступает тогда, когда одна из сторон конфликта достигает поставленных целей или стороны достигают соглашения о разделе сфер влияния.

Возникают подобного рода конфликты из-за несовершенства действующего законодательства в области корпоративного управления и слабой разработанности внутренних документов корпорации устава, корпоративных договоров, положения о различных органах управления.

Большинство компаний пользуются типовыми уставными документами, которые не только не регулируют противоречия, могущие возникнуть в будущем, но и формально прописывают процедуры, постоянно применяемые в деятельности корпорации. Так, уставные документы общества с ограниченной ответственностью практически никогда содержат положений, регулирующих ситуацию, когда голоса участников по тому или иному вопросу разделились поровну. В связи с этим для погашения корпоративного конфликта еще на стадии принятия решения о его начале необходимо иметь досконально разработанные внутренние документы, соответствующие действующему законодательству.

Однако не стоит ожидать, что предпринимаемые меры полностью исключат возможность возникновения конфликтов. Поскольку интересы групп в корпорации объективно различны, то и корпоративных конфликтов между ними, увы, не избежать.

Необходимо стремиться к тому, чтобы конфликты разрешались максимально быстро и с минимальными потерями для противоборствующих сторон. А это будет возможно лишь тогда, когда законы, по которым живет корпорация, максимально конкретизированы, а разрешением конфликта занимаются профессионалы.

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
  • Пенсия отменяется? Минтруд предлагает активнее вовлекать пожилых людей в экономикуПенсия отменяется? Минтруд предлагает активнее вовлекать пожилых людей в экономику
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.