Управленец как кардинале Ришелье. Зачем нужно стратегическое планирование?

«Существует мнение, что в период турбулентности нужно использовать ситуативное планирование. Оно ошибочно».

Директор «ТСК, лаборатория развития» Татьяна Аржаева

Управленец как кардинале Ришелье. Зачем нужно стратегическое планирование? 1Что такое стратегическое планирование, если просто?

1. Планирование от нескольких лет до нескольких десятилетий, и даже столетий. Есть притча о кардинале Ришелье. Не знаю, насколько она достоверна, по некоторым пунктам у меня есть вопросы, однако расскажу, так как она — о стратегическом планировании.

Однажды кардинал Ришелье приказал высадить дубовую рощу. У него спросили: «Зачем?»

На это кардинал ответил: «Чтобы через 200 лет у Франции был самый лучший флот в Европе».

Через примерно 200 лет эту рощу приказал срубить Наполеон, как раз для строительства флота.

Причта под сомнением, но то, что Ришелье действительно сделал очень много для французского флота — это правда. Для нас же главное из этой притчи — то, что политик смотрел в будущее ни много ни мало на столетия вперед и создавал это будущее в настоящем. Вот это и есть ключ к стратегическому планированию — видеть будущее и планировать действия по его созданию — действия из настоящего.

Что влияет на длительность линии времени? Мы говорим о временном мышлении (да, есть такое, и весьма интересно работает). Масштаб временного мышления и размеры того, чем управляем. Чем они больше, тем большее количество лет нужно брать во внимание. И это мы еще пока не учитываем аналитическое мышление и анализ.

2. Стратегия — это план действий на длительный период для достижения основной цели. Задача стратегии — максимально эффективное использование ресурсов —имеющихся и возможных, ограниченных и изобильных. Стратегия — это достижение главной цели, а не промежуточной (она может быть не достигнута, и это не критично —возможно, в этом даже и будет цель). То есть само по себе планирование (как идем?) на долгий период мало что дает. Важна привязка к цели и видению — куда идем? И тут мы выходим на понимание того, что для стратегического планирования нужны стратегические цели. Без них нет смысла заниматься планированием.

3. Есть цели. Готовы заняться планом. Что нужно еще? Здесь спряталось главное, о чем все забывают: что у нас с пространственным мышлением? Время и пространство ходят парой. Чтобы поставить цели, и чтобы не просто фантазировать о будущем, нужно видеть территорию. И не просто видеть, а понимать, что на ней происходило, происходит и будет происходить. А для этого нужны

 — анализ и синтез,

 — логика и креатив,

 — система и надсистема,

 — целое,

 — инновации и традиции, и пр. То есть в идеале — все 28 видов мыслительных процессов. Тогда цели и план будут не фантазией, а реальностью. Тогда стратегия будет не иллюзией, а реальностью.

Возникает вопрос: умеем ли работать с территорией? Практика показывает, что большинство управленцев в стратегическом планировании благополучно о ней забывает. Итог? Реальность и стратегия существуют по отдельности.

4. Существует мнение, что в период турбулентности нужно использовать ситуативное планирование. Оно ошибочно. Оно возникает как раз потому, что есть большие трудности с пунктом 1, 2 и особенно 3. Эти трудности были в период отсутствия турбулентности, просто они были не так очевидны, а в период ее наличия это стало более чем очевидным.

Надо найти этому оправдание? Конечно! Какое? Что в этот период, когда ничего непонятно, не надо ничего планировать и надо действовать по ситуации. На самом деле это грубейшая ошибка. Это приговор.

Так что это установка не имеет никакого отношения к реальности. Это лишь прикрытие своей некомпетентности как стратега. На самом деле, чем выше турбулентность, чем выше неопределенность, тем больше должно быть понимания территории, тем длиннее должна быть временная линия, тем больше необходимость в стратегических целях и, соответственно, планировании на основе всего этого. Это как минимум позволит избежать разброда и шатания в умах и делах, избежать большой потери ресурсов, а как максимум — прийти к нужной цели эффективно.

Полезные картинки в помощь.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.