Ответы на важные вопросы об организациях*, признанных экстремистскими

Почему Meta* — запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской? Как дальше пользоваться ее соцсетями? За что могут привлечь к ответственности? Новосибирские юристы рассказали в статье.

21 марта Тверским районным судом г. Москвы вынесено решение «о признании Meta Platforms (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) экстремистской организацией, исключая Whatts App». По ходатайству представителя ФСБ решение по делу подлежит немедленному исполнению, т.е. вступает в силу с момента его вынесения. На момент публикации статьи решение по делу изготовлено, но на сайте суда не опубликовано. 
 
Что такое экстремистская организация? Почему американская компания признана ею?
 
Экстремистская организация  — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых принято судебное решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. 
 
Из определения мы сразу видим, что есть определенная процедура — сначала суд принимает решение о ликвидации или запрете деятельности, потом организация признается экстремистской. В отношении Meta (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) не принималось судебных решений о ликвидации или запрете деятельности. Это нарушение процедуры? Формально, да. Но здесь важно учитывать, что Meta Platforms (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) — американская холдинговая компания, является материнской организацией Facebook*, Instagram*, Whatts App* (обе соцсети и мессенджер проукт запрещенной в РФ организации, признанной экстремистской) и Oculus. Каждая социальная сеть является самостоятельным юридическим лицом и владеет соответствующими товарными знаками на территории РФ.  
 
Meta (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) не имеет представительств или органов управления на территории России. Российское судебное решение о ее ликвидации или запрете деятельности однозначно стало бы неисполнимым и бессмысленным. Возможно по этой причине процедура была адаптирована.
 
Понятие экстремистской организации очень широкое. Теоретически, любая организация может быть признана экстремистской, если есть судебное решение о том, что эта организация осуществляет экстремистскую деятельность. Под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности или отношения к религии.
 
26.02.2022 Meta* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) объявила о создании нового центра связи с связи с ситуацией на Украине. Потом компания получила запросы от нескольких иностранных государств об ограничении доступа к некоторым российским СМИ и начала понижать в выдаче публикации российских СМИ. После этого Facebook (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) был заблокирован.
 
10.03.2022 агентство Reuters написало, что Meta* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) якобы будет позволять пользователям призывать к насилию в отношении россиян. Официально компания не подтверждала и не опровергала эти сведения, а в ходе судебного процесса ее адвокат указала, что в связи с короткими сроками на подготовку к судебному заседанию она не успела уточнить эту информацию.
 
12.03.2022 вице-президент Meta* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) Ник Клегг высказался по поводу политики, пояснив, что она была направлена на защиту свободы слова: «Нам бы пришлось удалять высказывания обычных украинцев с призывами сопротивления в отношении вторгающихся сил». По решению Тверского районного суда такая деятельность признана экстремистской.
 
Возможно ли дальше пользоваться Instagram и Facebook, используя способы обхода блокировки, например, VPN?
 
В ходе судебного процесса прокурор Абрегов пояснил, что физические и юридические лица не будут привлекаться к ответственности за использование продуктов Meta* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской), поскольку в иске речь идет о запрете деятельности компании и ее материалов, а не запрете деятельности пользователей соцсетей. VPN на сегодняшний день не является запрещенным инструментом, хотя периодически появляются инициативы о его запрете.
 
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас заявил, что российским законодательством не предусмотрены последствия для пользователей, у которых есть аккаунты в запрещенных соцсетях. При этом, по его словам, если ресурсы Meta* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) будут признаны экстремистскими и подлежащими блокировке, то ответственность государства — обеспечить исполнение этого решения на территории РФ . 
 
На сегодняшний день нет ни одного случая привлечения к ответственности за сторис и посты в Instagram* (соцсеть запрещенной в РФ организации, признанной экстремистской). 
 
По нашему мнению, нельзя исключать отдельных случаев привлечения к ответственности, особенно, если публикация будет носить «неоднозначный» характер, содержать призывы и нарушать требования законодательства, — комментируют юристы «Реинжиниринг бизнеса» и «Юсконсалт».
 
Можно ли покупать рекламу в запрещенных соцсетях?
 
Покупка рекламы будет расценена как финансирование экстремизма, поскольку Meta (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) получает денежные средства напрямую. Ответственность за предоставление, сбор денежных средств, оказание финансовых услуг, предназначенных для обеспечения деятельности экстремистской организации, предусмотрена ст. 282.3 УК РФ. Но сейчас купить там рекламу невозможно, поскольку рекламные кабинеты пользователей заблокированы, обойти блокировку с помощью VPN не получится. 
 
Как правильно упоминать Meta* (Instagram, Facebook) в публикациях?
 
После признания Meta* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) экстремистской организацией, Роскомнадзор дал разъяснения о том, что после вынесения судебного решения СМИ запрещено демонстрировать логотипы ее логотипы (а также ее соцсетей), издания должны их маркировать как запрещенные.  
 
Роскомнадзор отметил, что иск Генпрокуратуры не направлен на ограничение действий по использованию программных продуктов компании физическими и юридическими лицами, не принимающими участие в запрещенной деятельности. Из пояснений ведомства следует, что требования о маркировке и запрете демонстрации логотипов распространяются только на СМИ. При этом важно учитывать, что под средством массовой информации понимается не только периодическое печатное издание, но и сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации под постоянным наименованием. Таким образом, телеграм-канал и блог на ютубе — тоже могут быть признаны СМИ. 
 
Как маркируем? Несколько альтернативных вариантов:
  • При упоминании компании и ее соцсетей в тексте публикации рекомендуем в скобках указывать, что организации запрещены в РФ и признаны экстремистскими;
  • Вставляем звездочку (*) после каждого упоминания организаций, а под текстом однократно указываем, что организации запрещены в РФ и признаны экстремистскими; 
  • Логотипы организаций не должны использоваться. 
Можно ли использовать символику экстремисткой организации на визитках, меню, на входных дверях?
 
Заявление, сделанное Роскомнадзором о запрете использования символики, касается средств массовой информации. А что делать, например, предпринимателю, у которого на визитке указан логотип Instagram* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской)? Или владельцу кафе, у которого логотип указан на меню или входной двери? Плохие новости: визитки и меню придется переделать, убрав логотипы. Статья 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование атрибутики и символики экстремистских организаций. Штрафы за демонстрирование немаленькие — до 2 тыс. руб. на гражданина, до 4 тыс. руб. должностное лицо, до 50 тыс. руб. на юрлицо.
 
Примечание к статье говорит нам о том, что положения статьи не распространяются на случаи использования запрещенной символики при отсутствии признаков пропаганды. Спорный вопрос, можно ли считать логотип на визитке или на витрине пропагандой, но такая трактовка возможна.
 
Здесь нужно отметить, что некоторые юристы не согласны с тем, что логотип соцсети = символика организации. Кроме того, экстремистской организацией признана Meta*, Instagram* и Facebook* (компания и соцсети — запрещенные в РФ организации, признанные экстремистскими), которые принадлежат иным юрлицам. Соответственно, привлечение к ответственности за использование этих логотипов не должно иметь место, по крайней мере для тех, кто не является СМИ.
 
Несмотря на отсутствие прецедентов в настоящее время, мы рекомендуем читателям избавиться от логотипов на своей печатной продукции, в публикациях и других местах, где логотипы использовались.
 
Могут ли привлечь к ответственности за использование символики или упоминания в публикациях, сделанных до 21 марта 2022?
 
Формально это возможно. Поскольку Meta* (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской) с 21.03.2022 признана экстремистской организацией, публичная демонстрация символики и упоминания организации без соответствующей подписи с этой даты недопустима. Так как раннее сделанные публикации на сегодняшний день тоже демонстрируются, это может быть расценено как длящееся нарушение.
 
На практике, скорее всего, наказывать за это не будут, но единичные случаи привлечения к ответственности не запрещены. 
 
При невозможности отредактировать информацию рекомендуем разместить на сайте объявление примерно следующего содержания:
В публикациях, размещенных с 21.03.2022, информация представлена в соответствии с требованиями Роскомнадзора. В раннее опубликованные материалы внести исправления не представляется возможным. Все упоминания Meta*, Instagram*, Facebook* (компания и соцсети — запрещенные в РФ организации, признанные экстремистскими), сделанные до 21.03.2022, являются упоминаниями экстремистских организаций, запрещенных в России. 
 
 Налоговый консультант, управляющий партнер компании Юсконсалт, руководитель практики «Реинжиниринг бизнеса» Евгения Бондаренко
 Юрист, практика защиты информации «Юсконсалт» Вера Сорокина
 
*запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской
Самое читаемое
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.