Валерий Пятков: «Ничего страшного, что мы в Сибири живем...»

«Мы больше, чем на юге фермеры, сил и времени в свое дело вкладываем. Но тем мы и крепки — становимся умнее, сообразительнее. Мы в этом позитив даже находим».

«Мы фермеры, как блохи: будем тихо сидеть — собака будет ровно бежать, будем прыгать и скакать — она начнет чесаться. Поэтому наша власть благодаря «блохам» где-то бежит, где-то «чешется», а где-то успевает остановиться».
(В. Пятков)

Валерий Пятков — потомственный крестьянин в третьем поколении или, как сейчас принято говорить, — фермер. В семейном бизнесе в маленькой деревеньке Усть-Каменка Тогучинского района Валерий уже много лет: в фермерском хозяйстве «Пятачок» вместе с женой и помощниками выращивает зерно, разводит свиней, кур, коров, телят, держит пчел. Мясо и молочную продукцию он сам возит в город — продавать. Никаких посредников — все сами. Зато и дешевле, чем в магазине, уверен Валерий. Не пренебрегает бизнесмен и современными способами саморекламы: ведет канал в Telegram, пишет посты в соцсетях, выкладывает видео о жизни на ферме на Youtube.

ДК Новосибирск и Валерий Пятков обсудили актуальные в свете последних событий темы: санкции, импортзамещение в сельском хозяйстве, падение уровня доходов населения и его последствия и др. Поговорили, конечно же и о жизни и работе на ферме.

Валерий, с чего начинался и что из себя представляет ваш фермерский бизнес?

— Бизнес у нас самый обычный — крестьянский: посеяли зерно, собрали зерно, смолотили. Выращиваем своих поросят, кур, коров, телят, пчел держим. Из  молока делаем сыр, творог.

Я вырос в крестьянской семье — отец у меня тракторист, мама и бригадиром на ферме работала, и лаборантом, и воспитательницей в садике. Так что я всю эту «кухню» знал. Пошел в институт [НГАУ — прим. ДК] учиться — на инженера. Там и познакомился с будущей женой. После окончания института работали в семье фермеров — у ее родителей свое хозяйство было. Начали с малого, потихоньку начали строиться — все больше и больше. Сделали у родителей большой цех по переработке зерна — это был наш дипломный проект. Мы его чертили вместе с инженерами и учителями. На защиту диплома принесли два станка: их фотографии в работе и чертежи. И уже готовую продукцию: хлопья быстрого приготовления — из гороха, гречки и др. — что-то вроде мюсли.

Потом мы свою продукцию поставляли в «Горожанку», «ГИГАНТ». Но в 2008 г. отказались от розницы и ушли в «Первую крупяную компанию» («Пассим»): стали возить оптом, а там уже все фасовали и продавали уже под своим названием.

В 2011 году мы с женой организовали свое фермерское хозяйство, пошли в другую деревню. Поставили там склад, скотный двор, большие сараи, потом собрали цех по переработке. Сейчас строим новые  дома для работников и для себя. Увеличиваем поголовье, улучшаем качество труда. За это время успели подучиться на сыроваров: жена на Алтае, а я в Угличе.

Насколько вы зависите от импорта — техники, сырья и т. д.? Вот если что-то сломается, или сырье перестанут поставлять, насколько это будет критично?

— В нашем хозяйстве мы зависим только от заквасок для сыра. Возят Франция, Германия и Япония. Сейчас мы их поставки выработаем, а потом будем выть на луну. В нашем Угличе делают закваски еще со времен СССР, но дело в том, что там и оборудование с 1970 года. Никто не улучшал ни микроскопы, ни лаборатории, ни оборудование. Все там советское, чугунное, мощное, но — уже очень сильно устаревшее.

Вот мы коптим мясо, колбасу, и у нас солевой раствор частично тоже иностранный. Курочки некоторые тоже из-за границы. Ну, будем постепенно что-то изобретать, думать. Рассол начнем делать из своих солей. Хотя есть тут один интересный момент: соль вроде бы максимально простой продукт, а не с каждой из них сделаешь правильный маринад, добьешься нужных условий. Вроде та же соль, что и наша, а создает вкус гораздо лучше, а еще она более стабильна.

Кормов у нас иностранных нет, потому что мы сами сеем и жнем, живем без добавок и консервантов. Техники тоже мало иностранной, вся в основном русская. Плюс, мы настолько уже специалисты, что сами варим, сами пилим, сами точим, сами ремонтируем. Хоть коленвал шлифанем! Это будет дольше, хлопотней, но мы сделаем. Крупных хозяйствам, конечно, сложнее, потому что они уже плотно подсели на весь этот импорт. Таком мелким, как мы, хозяйствам проще: у  меня два-три помощника, которые могут с помощью лома или кувалды «доработать» технику. Но если что-то посерьезнее, то мы уже едем к квалифицированным специалистам.

Мне кажется, в российском сельском хозяйстве многое приходится решать с помощью лома и кувалды...

— Да, это так. Я три года назад покупал польский культиватор. Я скажу вам честно, что только благодаря нашей кувалде мы как-то его выровняли после нескольких часов работы в поле. Такое чувство, что его сделали из фольги. Мы его выровняли, приварили рядом наш металл —  усилили, закрепили и тогда поехали работать. По факту в конце лета от того культиватора остались только лапы, а все остальное было полностью заменено на наш металл. Очень многие недорогие польские вещи — сенокосилки, грабли — наши фермеры покупают, потому что дешево, а потом сверху накладывают наш металл.

Насколько сложно вести фермерское хозяйство в Сибири?

— У нас более долгая зима, нужно строить более капитальные сооружения, утеплять их, прятать технику, скидывать снег. Приходится больше работать. Плюс, перепады температур тоже плохо сказываются на технике. А с другой стороны, мы адаптировались, работаем. Есть и те, кто в более сложных условиях находится. Конечно, нам нужны удобрения, чтобы были урожаи. Причем для нас это будет супер урожай, а на юге такой — «скромненький». Мы больше, чем на юге, сил и времени вкладываем. Но тем мы и крепки — становимся умнее, сообразительнее. Мы в этом позитив даже находим. Ничего страшного, что мы в Сибири живем, нам экзотика не нужна.

Сейчас появилось множество госпрограмм по поддержке бизнеса, в том числе и для аграриев. Думаете какой-то программой воспользоваться?

— Скажу из нашего жизненного опыта, например, про банк и недорогой кредит под небольшие проценты. Когда мы приезжаем туда, то пишем заявку, готовим целую кучу документов, которые собираем по всем департаментам и администрациям, отдаем на рассмотрение. Они рассматривают месяц. Потом оказывается, что справки уже устарели. Собираем все заново. Они решают: мы вам пока денег не дадим, потому что дали более крупному хозяйству. А зачем тогда было нас гонять по всем инстанциям , причем дважды? Ну, чтобы опыт был, отвечают.

Чтобы вы представляли: крупные фермерские хозяйства — это такие, как «Верх-Ирмень», «Эконива» и др. Чтобы выделить такому хозяйству несколько сотен миллионов, нужно образно говоря пять бумажек проверить, а если дать по миллиону 500 фермерам, то целых 500 бумажек. В итоге дают большим [хозяйствам — прим. ДК] большие деньги под небольшой процент, от этого крупные становятся еще крупнее. А мы так дальше и бегаем. Но есть такая поговорка, что большая собака — это всего лишь собака, а вот блохи, которые живут на ней, и ведут ее по правильному пути. Мы фермеры, как блохи: будем тихо сидеть, собака будет ровно бежать, будем прыгать и скакать, она начнет чесаться. Поэтому наша власть благодаря «блохам» где-то бежит, где-то «чешется», где-то успевает остановиться.

Конечно, если бы эта помощь, о которой рассказывают, дошла бы без заморочек — кучи беготни и бумажек, —  мы бы кое-что уже получили, расширились и кормили бы уже 500 семей.

Кто ваши клиенты?

— У меня есть в клиентах и замминистра, и чиновники из обладминистрации, и учителя, и школьники. Мне не важно, какой пост занимает человек, мне важно, какие продукты он заказывает. Я, моя семья и помощники гарантированно кормим 100 семей в Новосибирске каждый день. И таких, как я, независимых и маленьких, много, а холдингов мало. Есть разные производители, потребители и условия. И условно мои 100 человек не завидуют тому миллиону, который ест мясо и молоко от агрохолдинга. Мои клиенты говорят: «А мы лучше едим».

Уровень жизни в России сейчас падает, все дорожает. Не будет ли у вас оттока клиентуры?

— В январе и феврале, хоть и не было тогда таких проблем, приходили ко мне постоянные клиенты и просили продать продукты с отсрочкой платежа. То есть я, маленький фермер, уже тогда давал им так называемые мини-кредиты (отсрочки). То есть мы практикуем «журнал записей» — бери продукты сейчас,  а деньги отдашь потом, как заработаешь. Мы мелкие фермеры, нам проще лавировать. Цены до последнего не поднимаю, за счет этого ко мне начинается приток клиентов. Да, они берут не пять, а два килограмма, но ведь идут же. Конечно, сейчас люди меньше кушают  какие-то дорогие позиции. Но вот интересный момент: с начала «операции» люди стали брать больше мясной мякоти, хоть она и дороже. Почему? Говорят: «Кость тоже денег стоит, но мы ее не едим. Мы посчитали и поняли, что нам так дешевле». То есть люди стали более рационально расходовать деньги, начали их считать.

Вместо P.S.

— Рассказывая о своей работе в интервью, я старался не затрагивать политику и не тратить время на критику и нытье, не жаловаться на погоду и работников. Считаю, что в любой ситуации надо находить хорошее и учиться качественнее работать, и тогда успех и счастье приходят сами. Я считаю себя счастливым фермером с хорошими друзьями и такими же целеустремленными партнерами. Многие из них помогают жить и работать, а некоторые учат, как не надо делать, и это приводит к еще большему развитию и успеху.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.