«Это устаревший стереотип — что в небольших городах клининг не популярен»
Основатель клининговой компании «Братья Чистовы» Андрей Волхонский рассказал, как вышел на рынок в кризисный год, и почему клининг — это хорошая идея для бизнеса.
Клининговый сервис «Братья Чистовы» представлен в 35 городах и 2 странах, компания развивается по франшизе, и пока ни один из кризисов не затормозил развитие, наоборот — как рассказал Андрей Волхонский, под давлением сложностей умудряешься находить новые пути.
Как вы решили заняться клинингом, и какие для этого потребовались инвестиции?
— Идея запустить клининговую службу возникла 8 лет назад. В то время у нас с партнером уже работал сервис сухой автомойки. Поэтому на запуске клинингового проекта у нас уже был собственный склад, персонал, оборудование и даже управляющий. Решили попробовать эту нишу. В то время была популярна славянская тематика, поэтому и название мы выбрали соответствующее — «Братья Чистовы», логотип и сайт сделали в таком же стиле. Много инвестиций для реализации идеи не потребовалось — мы вложили 150 тыс. руб., которые окупились за два месяца. С самого начала задачей было сделать клининг такой же удобной и доступной услугой, как такси, поэтому выбрали направление мобильного клининга — все необходимое оборудование, химия для уборки помещаются в рюкзак и всегда у клинеров с собой.
Вы вышли на рынок в 2014 году. Каково это — запускать бизнес в кризисный год?
— Запуск бизнеса в кризисное время обязывает строить наиболее эффективную модель. И, на мой взгляд, именно кризисное время нужно использовать как возможность для роста. Находясь под давлением различных факторов, ищешь способы оптимального пути развития. Пандемия тоже бросила нам вызов, и мы прошли через этот этап. Были сложности с поиском персонала, в связи с оттоком мигрантов и невозможностью работать без прививки от Covid-19. Стоимость привлечения одного сотрудника выросла почти в 10 раз. В этот период было уделено еще большее внимание адаптации сотрудников, введена более гибкая система мотивации внутри приложения для клинеров. Да и в целом во время пандемии был совершен еще один технологический рывок: мы выпустили два собственных приложения и полностью обновили интерфейс нашей внутренней CRM-ERP-системы и сайта для клиентов. В результате мы не только адаптировались к новым условиям, но и органически выросли. Такие периоды закаляют, поэтому текущий кризис не повлек за собой больших потерь для нашего бизнеса. Услуга клининга не премиальная, мы не повышали цены и по-прежнему доступны и востребованы как для b2c, так и для b2b-сегмента. Большого спада за последние два месяца в Москве и регионах мы не наблюдаем.
Какой уровень доходов может быть вообще от клинингового бизнеса? Есть ощущение, что для России это относительно непривычная история, по крайней мере, для регионов, и уж тем более маленьких городов — а их большинство. Насколько это узкая ниша и как внутри нее можно максимально расшириться в плане бизнеса и сколько зарабатывать?
— Зарабатывать можно от 100 тыс. руб. На мой взгляд, это устаревший стереотип о том, что в небольших городах клининг не пользуется популярностью. Наоборот — спрос растет, и в этих городах чек даже выше, чем в Москве. Поэтому нет ощущения, что это относительно непривычная история для регионов. У нас даже был случай при продаже франшизы в Архангельск: мы пообещали нашему франчайзи вернуть паушальный взнос, если дело не пойдет в связи с небольшой численностью населения в городе. Но предприниматель работает очень успешно уже несколько лет и приобрел франшизу на еще один город. В регионах менее избалованная публика в отличие от Москвы, а также там не хватает качественного сервиса, поэтому спрос довольно высокий.
Думаю, что в каждой сфере нет ограничений по расширению в плане бизнеса и заработка. На данный момент наш клининговый сервис представлен в 35 городах и 2 странах. У нас масштабные планы в 2022 г. — продажа CRM-системы собственной разработки для других франчайзинговых сетей, а также мы хотим выйти на зарубежные рынки. У нас уже есть заявки на покупку франшизы из Франции, Италии и Таиланда.
Ну и про будущее (IT-составляющая бизнеса, система умного дома и прочее): как изменится отрасль в ближайшие годы?
— Отрасль клининга растет каждый год минимум на 20% уже на протяжении 7 лет, и рост не останавливается. Во всех сервисах с IT-начинкой идет рост и автоматизация процессов, все больше направлено на клиентоориентированность, появляется много «фишек и плюшек» для клиентов. Например, если сравнивать с услугой такси, в клининге тоже со временем появятся разные классы — эконом/прайм/премиум и т. д. Клининговый сервис в плане IT-составляющей еще очень и очень емок, учитывая, что мы единственная клининговая компания с такой сильной IT-базой. Мы первые придумали много новых услуг, например, «заехать за ключами» или «карта дома», где клиент может отметить все свои пожелания по уборке во всех зонах квартиры и не повторять их каждый раз менеджерам при оформлении заказа или клинерам по прибытию.