Наступило новое время

Владимир Литвинов
Владимир Литвинов. Иллюстрация: SKY Group

Генеральный директор SKY Group Владимир Литвинов о шансах и иллюзиях нынешней ситуации, об условности медиа-эпитетов и горизонтах рынка.

- Владимир Германович, в нынешнем кризисе какого ситуативного компонента больше — опасностей или шансов на прорыв?

- Я бы вообще не именовал нынешнее положение словом «кризис». Потому что ситуация и динамичнее, и более многогранна. Это фундаментальные перемены. Это смена парадигм, смена состава и масштаба задач. Просто «кризис» — более понятное и компактное слово, для журналистов оно проще в использовании. Но реалию это слово покрывает очень формально. Да, есть в ситуации понятный драматизм, военно-политического ряда. Но есть и весьма «вкусные» пунктиры для экономики. И, в-третьих, есть стабильная первооснова. Общество эмоционально собрано и вполне стабильно, его жизнь продолжается. Семьи складываются, дети рождаются — страна живет в темпе, самом желанном для нашей отрасли. Ведь для строителей важна именно поступательная демография — новые семьи, пополнение уже существующих. Наконец, стройиндустрия вполне самодостаточна и для санкций малоуязвима. Песок, щебень, кирпич, цемент — вот они, местные, никуда не делись. Локальность, укоренённость — живое естестве строительной отрасли, её объективная самозащита.  Впрочем, даже для легпрома, где всегда в той или иной мере был фактор заграничного компонента, ситуация не критична. Да, возможно, будет первый шок от того что что-то импортное выпало из технологической цепи. Но он, поверьте, ненадолго — в итоге включится механизм кооперации, межкорпоративного обмена и творчества. Потенциал самокомпенсации в нашей промышленности гораздо больше, нежели кажется пессимистам.

- К слову, о пессимистах. Как Вы оцениваете эмоциональный контекст этих дней?

- Многие почему-то восприняли нынешнюю ситуацию как отмашку на панику и ступор. Дескать, мы не работаем, потому что в шоке, с моральной травмой. Давай, государство, помогай. Накорми, государство и утешь! А что ты сделал, чтобы государство чтобы нянчилось — раз погрузился в ступор, то и налогов государству не принёс. Откуда у государства возьмётся материнская чуткость в твой адрес? На мой взгляд это если не саботаж, то инфантилизм в его предельной степени. Санкции — это в существенной степени гипербола, такое мифологизированное понятие. Да, кто-то ушёл, повинуясь политическим спекуляциям. А кто-то «сделал вид, что ушел» — создал альтернативные схемы партнерства. Вообще, там, где больше деньги, там политика отходит на второй план. Этот постулат на Западе же и придумали. Просто подзабыли, что это правило обоюдного действия. Множество компаний сейчас проявляют здоровую индифферентность к «повесточке». Просто они это своё спокойствие публично не оглашают. Поскольку наша производственная компания Sky Lift вовлечена в международные бизнес-связи, мы эту здоровую эмоцию достаточно зримо и предметно ощущаем. И, к тому же, создаем дублирующие каналы поставок. Их на сегодня три — это весьма надежная вариативность. И сейчас в сегменте лифтов, эскалаторов и траволаторов мы вполне уверенные заместители зарубежных брендов — и для Зауралья, и для европейской части России.

- Каковы Ваши среднесрочные прогнозы?

- Я осторожно отношусь к словам людей, работающих аналитиками рынка. Во-первых, аналитиков у нас в принципе немного. Во-вторых, они тоже бывают субъективны — принимают свои эмоции за панораму рынка. Потому-то я полагаюсь и на своё восприятие — провожу поверку чужих мнений по нему. Только это и даёт реальную стереоскопичность. Принципиальная сложность нашей отрасли вот в чём: мы сегодня проектируем тот продукт, который на рынок в физическом виде выйдет через два-три года. Два-три года — это хроно-горизонт нашего рынка. Потому в любых прогнозах и оценках мы должны видеть ситуации не плоско, в формате «сейчас и сегодня», а именно в перспективе, в хронологической стереоскопии. Например, а ближайшие годы трендом будет рационализация планировок — прирастет доля демократичных квартир, не являющихся студиями — двух- и трехкомнатных. Это не инвесторский формат жилья, а именно потребительский. Во-вторых, я думаю, строже станет предметный язык. Например, отойдёт в прошлое манера называть «жилыми комплексам» единичные дома. Стоит, к примеру, башня без всяких пристроек, называется «ЖК такой-то». Почем «ЖК»? Что в здании комплексного? Да просто слово понравилось, богатое-красивое. Жилой комплекс — это именно АНСАМБЛЬ! Архитектурный ансамбль с социальным функционалом. Так вот, слов-пустышек будет меньше, возрастет понятийная наполненность рынка.

- Многих пугает, что «от нас Европа отвернулась». А объективно говоря, насколько ценно видеть лик Европы?      

- Вообще, евроцентризм нашей прежней экономики был порой сугубо субъективным. Например, муниципальному чиновнику нужно было купить машины для уборки города так называемы коммунальные комбайны. Есть западная модель, немецкая или голландская. Есть корейская — вдвое дешевле. Есть китайская — которая дешевле втрое (при сопоставимом качестве и функционале). Угадайте, куда и за какой моделью коммунального комбайна поедет чиновник? За западной, конечно. Потому что такая командировка — это ещё и отели красивые, и кофе на бульварах, и по бутикам прогулка. Цена — да, самая высокая. Но столько сопутствующих личных радостей! А сейчас эти обольстительные факторы разом исчезли. Люди просто не понимали смысловые оттенки слов «родина» и «моя страна». Теперь у их повторный курс освоения смыслов. Да появился некий аналог железного занавеса. Причем, не нами опущенный, а с той стороны. Для туристической индустрии это может стать травмой. Но и она, повторяю, не смертельна. Она даже не тяжела! Нагляднейший тому пример — Китай, где внутренний туризм развивается просто бешенными темпами. Со всеми плюсами для смежных отраслей. Например, сейчас там самый динамичный сегмент авторынка — кэмперы, семейные авто-дома. Это реалия, которой в Китае прежде в принципе не было. Да и в остальном мире кэмпер считался сугубо американским авто-форматом. И вдруг на него «подсел» Китай. Именно благодаря внутреннему туризму. У России с её географическим и этнографическим многообразием  шансов на этой ниве ничуть не меньше!  У нас ресурс внутреннего туризма используется пока минимально — многие даже не знают, что такое «Золотое кольцо» и какие города в него входят. Посещая Китай, я увидел эту систему во всей красе — множество разномасштабных смежных бизнесов, огромные стимулы для развития инфраструктуры. Гигантский круговорот умножающихся денег. Причем, круговорот именно внутренний — в «сосуде» госграниц, на пользу стране. В общем, патриотичная экономика — это не лозунговое понятие, это еще и наглядная рациональность.

 

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
  • Пенсия отменяется? Минтруд предлагает активнее вовлекать пожилых людей в экономикуПенсия отменяется? Минтруд предлагает активнее вовлекать пожилых людей в экономику
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.