О бизнесе: «Нужно быстро-быстро бежать, чтобы оставаться на одном месте»

«Сейчас такое время, когда нужно либо менять свой продукт, либо «углублять» его — делать более персонализированным, более понятным. Думаю, сейчас только так можно выжить».

Как и во время пандемии, сейчас, в период санкционного экономического кризиса в РФ ДК Новосибирск продолжает отслеживать процессы, происходящие в новосибирской бизнес-среде. Четыре вопроса, на которые отвечают изданию предприниматели: как повлияли санкции на бизнес, как с этим справляется компания, что ждет российский бизнес (прогноз) и не планируется ли перевод предприятия за рубеж.

Евгений Бойков (владелец и основатель магазина уникальных продуктов «Продукто»):

— Повлияли ли как-то на мой бизнес санкции? Рост цен, нестабильность поставок. Пока непонятно, какие цепочки поставок будут нарушены, это выяснится к июню-июлю. Пока ничего не предпринимаем. Замерли и ждем, что будет дальше. Есть запас товаров и предзаказов, чтобы не делать резких движений.

Российский бизнес ждет массовая стагнация и деградация. Будут исключения, связанные со спекуляциями, импортозамещением, обходом санкций и освоением госбюджета — в этих сферах могут быть хорошие доходы, но при этом мало связанные с развитием страны. В нашей компании ожидаем прибыль на том же уровне или чуть меньше — с поправкой на инфляцию.

За границу этот наш бизнес довольно сложно перевезти. Но мы развиваем два других направления, нацеленные на западные рынки в сегменте IT. Планируем сделать их прибыльными и в последующем с ними переехать за рубеж.

В целом, снова Алиса в стране чудес: нужно быстро-быстро бежать, чтобы оставаться на одном месте.

Сергей Левшенков (учредитель и глава компании по производству светодиодных светильников «Светлый город»):

— Напрямую на нас санкции не повлияли: не образовалось никакого дефицита, мы продолжаем работать. Все нормально и с поставками, тем более, что у нас основная масса материалов в комплектующих российского производства. Но косвенно, конечно же, они повлияли: санкции потянули за собой сырьевую стоимость, например, металлов — все выросло в цене. И безусловно выросла себестоимость продукции. Мы старались до последнего не поднимать цены, но бизнес не может работать в минус, поэтому пришлось. А так как для клиентов это стало дополнительными затратами, то и, соответственно, количественно наши продажи упали.

Чтобы скомпенсировать ситуацию, первое, что мы сделали — подняли цены для своих клиентов. Второе — добавили в свою линейку продукцию, которая имеет более упрощенные характеристики, чтобы хоть как-то скомпенсировать повышение цены. Это сделано для того, чтобы клиенты в рамках бюджетов, которые у них уже были, смогли что-то продолжать закупать и дальше использовать нашу продукцию в своей деятельности.

Думаю, российский бизнес полностью не умрет. Он просто будет трансформироваться. Процесс, скорее всего, будет затяжной — может быть, год, может, полтора-два. Соответственно, производства будут искать новых поставщиков сырья, комплектующих, оборудования. В первую очередь, конечно, будет рассматриваться Китай. Если раньше в качестве источника хорошего оборудования рассматривали западные страны, то сейчас мы этого лишены, поэтому весь бизнес будет переориентироваться на Восток. Хотя сейчас часть предприятий, которые заявили о санкциях, все равно продолжают отгружать продукцию, и она поступает на рынки. Но стоимость ее существенно выросла, увеличились и сроки поставок.

Российский бизнес будет безусловно жить, просто пока непонятно, в какую форму он трансформируется. Что касается нашего предприятия — это не первый кризис, с которым мы сталкиваемся. Так как мы относимся к российским производителям, то мы включены в реестр Минпромторгом. Поэтому надеемся, что сейчас со стороны правительства активизируются меры поддержки для местных производителей, которые как раз и будут вытаскивать российскую экономику из кризиса.

Я вообще для себя не рассматриваю переезд за границу. Меня устраивает моя страна, планирую здесь долгую и счастливую жизнь. Другое дело, что хотелось бы, чтобы оставалась возможность посещать другие страны, смотреть, как там все устроено, чтобы был обмен опытом и чтобы можно было какие-то вещи внедрять у себя здесь. Мы — российский производитель светодиодных светильников «Светлый город» — здесь в названии уже все сказано. Мы будем развивать вою промышленность и будем делать наши светильники все лучше.

Алексей Андреев (нейропсихолог, автор и руководитель проекта «Клавиатурный нейротренажер Андреева TypeHot.com», номинант бизнес-премии ДК Новосибирск «Человека года 2021»):

— Конечно, санкции повлияли: я не могу оплатить хостинг онлайн, не могу купить программное обеспечение, не могу заплатить людям за работу, потому что они живут не в России. Мы потеряли 90% потенциальных клиентов, с которыми долго договаривались. Теперь дополнительные затраты пойдут на то, чтобы «спрятать» русские корни компании и с новым именем начинать все заново.

Компенсировать — это, значит, пытаться делать то же самое, но другими способами. А для этого нужно потратить деньги. И эта моя компенсация увеличивает стоимость работы, но при этом доход она не увеличивает. Сейчас комиссия за все — за переводы, за обналичку. И получаешь сразу сверху — плюс 30-40%. То же самое и с софтом, и с хостингом. Сейчас мы все больше тратим и меньше зарабатываем. 

Я точно не тот человек, у кого имеет смысл спрашивать про прогнозы. Я сам ориентируюсь на аналитиков. Думаю, что те, у кого есть хоть маленький шанс работать на мировой рынок, будут уезжать. А те, кто не сможет работать на международном рынке, будут собирать крошки на российском. А российский рынок все меньше и меньше, ему нужны все более простые решения, которые сейчас скорее связаны с выживанием, чем с развитием. Соответственно, местный бизнес будет работать только тот, который обеспечивает выживание. На развитие просто спроса не будет.

Я думаю уехать и перевезти все за границу. Тем более, что у меня все сотрудники и так работают за рубежом. Но это, конечно же, опять затраты, что снова усложняет жизнь.

Елена Глуздакова (руководитель Школы бизнеса SREDA и Школы TeenJobs):

— Наша компания занимается тренингами и образовательными услугами для среднего и крупного бизнеса, а также большими государственными образовательными программами для развития предпринимательства. Опосредованно санкции на нас повлияли, так как они повлияли на наших клиентов. Средний и крупный бизнес сейчас в первую очередь сокращает развитие сотрудников, как это всегда случается в кризисные времена. Везде, где есть связь с госпрограммами, идет переформирование бюджетов — у государства появились более приоритетные задачи. Поэтому мы пока в режиме ожидания поддержки клиентов — тех, с кем уже работали, и согласования переносов уже запланированных проектов.

Сейчас в приоритете не развитие новых связей, а поддержка уже наработанных. Переформирование запросов, оптимизация бюджетов, перенос на более поздние сроки. Наша задача сейчас — удержать накопленный багаж.

В выигрыше сейчас окажутся те средние предприятия, которые смогут войти в открывшиеся ниши. Почему говорю про средний бизнес? Потому что там есть запас денег, ресурсов, которые он может вложить в развитие новых направлений. Часть бизнесов затормозится в развитии и либо перейдет на российских поставщиков, либо на азиатских партнеров — в общем будет выходить на новые рынки и работать там. Малому и микробизнесу будет сложнее, потому что потребительские возможности на рынке b2c будут снижаться, так как физлица сейчас вложили деньги, которые были в запасе, в товары, которые они планировали купить позже. Будет снижение спроса.

Сейчас такое время, когда нужно либо менять свой продукт, либо «углублять» его — делать более персонализированным, более понятным. Думаю, сейчас только так можно выжить.

Ехать никуда не планирую, так как у меня нет за границей клиентов. Я российская гражданка и нужна там, где я родилась.

Читайте также: «Экология-Новосибирск» пообещала решить проблемы с мусором до конца недели

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.