«Еще пару лет назад не думал, что буду причастен к созданию отечественного самолета»

Новосибирский Академпарк к своему 15-летию решил рассказывать о самых интересных выпускниках и среди ярких историй успеха выделил Исследовательский комплекс Центра технологического обеспечения.

Эта частная компания создана выходцами из СибНИА им. С.А.Чаплыгина в 2011 г. как испытательная лаборатория при центре. Сегодня это мультиотраслевая команда с многомиллионными оборотами. Специалисты ИК ЦТО занимаются расчетами, проектированием, прочностными, климатическими и огневыми испытаниями для авиастроения, машиностроения и энергетической отрасли. 

Мое знакомство с Академпарком началось в студенческие годы. Я заканчивал третий курс мехмата НГУ и хотел применить полученные знания на практике. Увидел объявление о наборе в Летнюю школу Академпарка (сейчас это бизнес-ускоритель А:СТАРТ), и подумал: почему бы мне не провести там каникулы. И вот там я получил, знания, опыт и связи, необходимые начинающему инноватору: нам с коллегами была дана заказная задача, связанная с разработкой определенных технологических решений для нефтегазовой отрасли. Ее решение и стало моим первым опытом в технобизнесе, — рассказал генеральный директор ИК ЦТО Антон Рязанцев.

Лидер команды ИК ЦТО поделился одним из наиболее значимых кейсов, над которым сейчас идет работа. В 2021 г. перспективный пассажирский лайнер МС-21-300 стал надеждой отечественной авиации и героем новостей: 25 декабря в Иркутске совершил первый полет опытный самолет с крылом, полностью изготовленным из российских композитных материалов. Через три дня Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат на российский пассажирский среднемагистральный самолет нового поколения МС-21-300. Правда, речь идет о сертификации самолета, оснащенного американскими двигателями Pratt & Whitney PW1431G и имеющего крыло, в котором используются импортные композиционные материалы. Получение изменений в сертификат в части композитного крыла из российских материалов, по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова,  запланировано на вторую половину 2022 г. Кроме того, в 2024 г. планируется замена американских двигателей на отечественные, создаваемые в Перми ПД-14.

МС-21 — первый в мире узкофюзеляжный самолет, на который устанавливается композитное крыло. Причем его создание проходило в крайне жестких условиях: с 2018 г. из-за санкций практически прекратилась поставка импортных материалов для производства крыла, и отечественная авиаотрасль в кратчайшие сроки создала полноценную альтернативу. Потребовался опыт в десятках исследовательских, инженерных и производственных направлений. В число предприятий, создающих прорывной отечественный продукт, вошла небольшая новосибирская компания ИК ЦТО. 

В 2018 г. мы приняли участие в конкурсе, объявленном корпорацией «Иркут». Задача звучала так: «Статический расчет несущей способности балки пилона опытных самолетов МС-21-300». Простым языком: пилоны — элементы конструкции, на которых крепятся двигатели — в обычных условиях, понятно, должны быть очень прочными. Но вот в аварийных ситуациях самолет касается земли в первую очередь двигателями. Да, они оторвутся. Но они должны оторваться определенным образом, чтобы минимально повредить остальные конструкции самолета. Соответственно, для этого правильным образом, в нужных местах и в нужный момент должны разрушиться пилоны. Это очень сложная инженерная задача. За нее взялись мы, а также команды политехнических университетов Санкт-Петербурга и Перми и компания «Урал-ПЛМ». Результаты расчетов ИК ЦТО оказались наиболее близки к натурным испытаниям, поэтому победа была присуждена нам, — рассказал Антон Рязанцев.

С того момента команда ИК ЦТО проводит большой спектр прочностных расчетов в рамках проекта МС-21. Руководство компании сознательно пошло на технологический и предпринимательский риск, вложив собственные средства в создание первой в России лаборатории огневых испытаний авиатехники. Изучили мировой опыт, мобилизовали собственные наработки компании. Лаборатория была аккредитована, получила лицензию Минпромторга РФ. Причем здесь уже пришлось конкурировать с маститыми командами из Испании и Ирландии. Результат — подряд на выполнение основного объема сертификационных испытаний по МС-21, сотни образцов, прошедших «горнило» лаборатории.  

Конечно, успех дался непросто. Огневых испытаний такого уровня в стране до этого почти не проводили, а зарубежные коллеги, естественно, не спешат делиться секретами. По большому счету, нам не с кем было советоваться. В Новосибирске на самом деле необходимый опыт есть, но нужные нам компетенции были «разбросаны» по различным предприятиям и исследовательским коллективам, и их приходилось собирать по крупицам. Команду по направлению огневых испытаний пришлось сколачивать с нуля, причем очень быстро. Здесь — выходцы из НГУ, НГТУ, других вузов, из СибНИА им. С.А.Чаплыгина. И сегодня уже можно сказать, что ребята справились, это сильная команда, — отметил Антон Рязанцев.

Руководитель лаборатории огневых испытаний ИК ЦТО Кирилл Токмань поделился своими впечатлениями от проекта:

Сказать честно — еще пару лет назад не думал, что буду причастен к созданию отечественного самолета. Учился в аграрном университете, на кафедре электрификации и техногенной безопасности. А первый опыт приобрел на Новосибирском приборостроительном заводе, там занимался испытанием деталей и приборов, а также аттестацией испытательных стендов. Затем я влился в коллектив ИК ЦТО, как раз в период постановки задачи по огневым испытаниям. И, если честно, — это был колоссальный стресс.  Такое чувство, что не мы испытывали образцы в этом проекте, а проект испытывал нас. Но в итоге эта работа сплотила и закалила нашу команду, а для меня это стало возможностью выйти на новый профессиональный уровень.

Работы над созданием отечественного авиалайнера продолжаются. Уже намечен следующий этап — сертификация модификации самолета с отечественным двигателем. В ближайшие год-полтора команде ИК ЦТО предстоит провести множество расчетов и циклов испытательных работ — и огневых, и прочностных.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.