«Еще пару лет назад не думал, что буду причастен к созданию отечественного самолета»
Новосибирский Академпарк к своему 15-летию решил рассказывать о самых интересных выпускниках и среди ярких историй успеха выделил Исследовательский комплекс Центра технологического обеспечения.
Эта частная компания создана выходцами из СибНИА им. С.А.Чаплыгина в 2011 г. как испытательная лаборатория при центре. Сегодня это мультиотраслевая команда с многомиллионными оборотами. Специалисты ИК ЦТО занимаются расчетами, проектированием, прочностными, климатическими и огневыми испытаниями для авиастроения, машиностроения и энергетической отрасли.
Мое знакомство с Академпарком началось в студенческие годы. Я заканчивал третий курс мехмата НГУ и хотел применить полученные знания на практике. Увидел объявление о наборе в Летнюю школу Академпарка (сейчас это бизнес-ускоритель А:СТАРТ), и подумал: почему бы мне не провести там каникулы. И вот там я получил, знания, опыт и связи, необходимые начинающему инноватору: нам с коллегами была дана заказная задача, связанная с разработкой определенных технологических решений для нефтегазовой отрасли. Ее решение и стало моим первым опытом в технобизнесе, — рассказал генеральный директор ИК ЦТО Антон Рязанцев.
Лидер команды ИК ЦТО поделился одним из наиболее значимых кейсов, над которым сейчас идет работа. В 2021 г. перспективный пассажирский лайнер МС-21-300 стал надеждой отечественной авиации и героем новостей: 25 декабря в Иркутске совершил первый полет опытный самолет с крылом, полностью изготовленным из российских композитных материалов. Через три дня Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат на российский пассажирский среднемагистральный самолет нового поколения МС-21-300. Правда, речь идет о сертификации самолета, оснащенного американскими двигателями Pratt & Whitney PW1431G и имеющего крыло, в котором используются импортные композиционные материалы. Получение изменений в сертификат в части композитного крыла из российских материалов, по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, запланировано на вторую половину 2022 г. Кроме того, в 2024 г. планируется замена американских двигателей на отечественные, создаваемые в Перми ПД-14.
МС-21 — первый в мире узкофюзеляжный самолет, на который устанавливается композитное крыло. Причем его создание проходило в крайне жестких условиях: с 2018 г. из-за санкций практически прекратилась поставка импортных материалов для производства крыла, и отечественная авиаотрасль в кратчайшие сроки создала полноценную альтернативу. Потребовался опыт в десятках исследовательских, инженерных и производственных направлений. В число предприятий, создающих прорывной отечественный продукт, вошла небольшая новосибирская компания ИК ЦТО.
В 2018 г. мы приняли участие в конкурсе, объявленном корпорацией «Иркут». Задача звучала так: «Статический расчет несущей способности балки пилона опытных самолетов МС-21-300». Простым языком: пилоны — элементы конструкции, на которых крепятся двигатели — в обычных условиях, понятно, должны быть очень прочными. Но вот в аварийных ситуациях самолет касается земли в первую очередь двигателями. Да, они оторвутся. Но они должны оторваться определенным образом, чтобы минимально повредить остальные конструкции самолета. Соответственно, для этого правильным образом, в нужных местах и в нужный момент должны разрушиться пилоны. Это очень сложная инженерная задача. За нее взялись мы, а также команды политехнических университетов Санкт-Петербурга и Перми и компания «Урал-ПЛМ». Результаты расчетов ИК ЦТО оказались наиболее близки к натурным испытаниям, поэтому победа была присуждена нам, — рассказал Антон Рязанцев.
С того момента команда ИК ЦТО проводит большой спектр прочностных расчетов в рамках проекта МС-21. Руководство компании сознательно пошло на технологический и предпринимательский риск, вложив собственные средства в создание первой в России лаборатории огневых испытаний авиатехники. Изучили мировой опыт, мобилизовали собственные наработки компании. Лаборатория была аккредитована, получила лицензию Минпромторга РФ. Причем здесь уже пришлось конкурировать с маститыми командами из Испании и Ирландии. Результат — подряд на выполнение основного объема сертификационных испытаний по МС-21, сотни образцов, прошедших «горнило» лаборатории.
Конечно, успех дался непросто. Огневых испытаний такого уровня в стране до этого почти не проводили, а зарубежные коллеги, естественно, не спешат делиться секретами. По большому счету, нам не с кем было советоваться. В Новосибирске на самом деле необходимый опыт есть, но нужные нам компетенции были «разбросаны» по различным предприятиям и исследовательским коллективам, и их приходилось собирать по крупицам. Команду по направлению огневых испытаний пришлось сколачивать с нуля, причем очень быстро. Здесь — выходцы из НГУ, НГТУ, других вузов, из СибНИА им. С.А.Чаплыгина. И сегодня уже можно сказать, что ребята справились, это сильная команда, — отметил Антон Рязанцев.
Руководитель лаборатории огневых испытаний ИК ЦТО Кирилл Токмань поделился своими впечатлениями от проекта:
Сказать честно — еще пару лет назад не думал, что буду причастен к созданию отечественного самолета. Учился в аграрном университете, на кафедре электрификации и техногенной безопасности. А первый опыт приобрел на Новосибирском приборостроительном заводе, там занимался испытанием деталей и приборов, а также аттестацией испытательных стендов. Затем я влился в коллектив ИК ЦТО, как раз в период постановки задачи по огневым испытаниям. И, если честно, — это был колоссальный стресс. Такое чувство, что не мы испытывали образцы в этом проекте, а проект испытывал нас. Но в итоге эта работа сплотила и закалила нашу команду, а для меня это стало возможностью выйти на новый профессиональный уровень.
Работы над созданием отечественного авиалайнера продолжаются. Уже намечен следующий этап — сертификация модификации самолета с отечественным двигателем. В ближайшие год-полтора команде ИК ЦТО предстоит провести множество расчетов и циклов испытательных работ — и огневых, и прочностных.