Вместо готового дома — стройка: на рынке загородной недвижимости идет смещение спроса

Однако, как отметили аналитики, бюджеты у россиян не так велики: большинство планируют построить за 3 млн руб. 150-метровый дом на 10 сотках.

Какие характеристики оказались важны, и как изменились планы клиентов на загородном рынке после 24 февраля, рассказали специалисты Циан.Аналитики.

По их данным, на протяжении 2020-2021 г. большинство потенциальных покупателей на рынке загородной недвижимости РФ выбирали для себя готовые дома или дачи — в среднем на такие запросы приходилось 70,4% спроса (от всех звонков). Еще 27,3% спроса поступало на покупку земельного участка и 2,3% — таунхауса.

С апреля 2022 г. ситуация значительно поменялась: доля звонков на покупку готовых домов в апреле-мае 2022 г. снизилась до 59,5% (-10,9%), при этом спрос на покупку участков впервые вырос до рекордных 39,4% (+12,1%), а доля таунхаусов снизилась до 1,1% в общем объеме спроса.

Таким образом, в целом по России 4 из 10 покупателей на рынке загородной недвижимости выбирают для себя земельные участки, сделали вывод аналитики.

Эксперты Циан выделяют три основные причины нового тренда:

Экономия. Покупка дома — это серьезное вложение, не у всех есть возможность сразу найти такую сумму. Покупка участка же позволяет разбить затраты, а начать строительство дома — позже, даже через несколько лет, снизив финансовую нагрузку.

Инвестиции. На фоне высокой инфляции недвижимость для многих россиян традиционно остается самым очевидным и простым вариантом для сбережения средств. Покупка участка — дешевле, чем дома или квартиры, то есть на изменения структуры спроса на «загородке» повлиял также инвестиционный интерес.

Дефицит ликвидных домов. Последние два года наблюдался рекордный рост спроса, что привело к вымыванию немалого объема предложения. Найти подходящий дом все сложнее, поэтому покупатели чаще задумываются о строительстве, а не покупке готового объекта.

В целом по России большую часть объектов в продаже (55,5%) составляют дома, 42,5% — земельные участки, 2% — таунхаусы. Как отметили аналитики, с 2020 г. произошли незначительные изменения: увеличение доли участков при снижении доли предложения на таунхаусы.

В абсолютном выражении выбор покупателей снижается по всем сегментам: с 2020 г. объем предложения в России сократился на 19% для домов и на 12% — для земельных участков. Стоимость земельных участков по РФ выросла в меньшей степени, чем по домам: с конца 2020 г. по конец 2022 г. — на 17%. в 2022 г. — еще на 10%. На дома стоимость за два года выросла на 36%, в 2022 г. — еще на 10%.

Отдельно по Московскому региону прирост в 2020-2022 гг. был выше для домов, однако по 2022 г. участки растут в цене быстрее, посчитали специалисты Циан.

По их данным, после 24 февраля 2022 г. планы россиян, рассматривающих приобретение загородной недвижимости, поменялись: только у 39% респондентов они оказались прежними, остальные выбрали другие стратегии. 16% отложили покупку, 5%, наоборот, —решили, что нужно ускорить сделку на фоне неопределенности и ослабления курса рубля. 9% потенциальных покупателей были вынуждены понизить изначальные требования к приобретаемой недвижимости (меньшая площадь, худший район), однако это коснулось в первую очередь покупателей домов, а не земельных участков. 6% клиентов отказались от «первички» в пользу загородных объектов на вторичном рынке. 5% вместо покупки дома стали рассматривать для себя земельные участки.

Снижение первоначальных требований особенно заметно для покупателей домов, отметили аналитики: критерии изменились как по средней площади, так и стоимости. Количество звонков на объекты в бюджете до 5 млн руб. составляло 56% в целом по стране в феврале 2022 г., в марте доля увеличилась до 65%. По площади доля тех, кто выбирает дома не более 100 «квадратов», увеличилась с 50% до 56%.

Для земельных участков смещение спроса менее выражено — в бюджете до миллиона рублей доля звонков выросла с 45% до 49%. Пожелания по площади остались прежними.

70% респондентов будут строить дом для постоянного проживания, еще 28% — для временного, 1% — под сдачу в аренду или перепродажу и 1% — пока не определились. Несмотря на дефицит ликвидных вариантов, инвестиционная активность на рынке пока минимальна — модель покупки земли под строительство дома для перепродажи в России пока не развита, отметили эксперты Циан.

Поскольку почти каждый третий респондент будет проживать основное время в другом месте (преимущественно в квартире), то при выборе участка больше значения имеет его удаленность от постоянного места проживания. 5% хотели бы добираться пешком (15-20 минут ходьбы). Однако больше половины — 58% — все же готовы рассматривать удаление дома, до 70 км, и 37% — свыше 70 км от квартиры.

Четверть (26%) хотели бы построить дом в черте города с развитой инфраструктурой, 21% — в коттеджном поселке. Однако не всем нужна развитая инфраструктура: в садовом товариществе выбирают участок 18% респондентов, еще 35% — в деревне.

Смещение спроса в пользу покупки участка и самостоятельного строительства во многом продиктовано дефицитом подходящих готовых вариантов и экономией бюджета, считают аналитики. Большинство респондентов отметило причину самостоятельного строительства как возможность создать дом точно под свои потребности, реализовать все задумки — экспертам это говорит о большом количестве неликвидных объектов на рынке, интересных больше ради земельного участка, а не самого строения.

Под «экономией» покупатели участков подразумевают как меньшие затраты непосредственно на строительные работы, так и оценку будущих затрат на проживание —за счет использования энергоэффективных технологий покупатели рассчитывают на сокращение расходов на содержание, да и новые коммуникации обслуживать дешевле. То есть затраты оцениваются не только в моменте — играет роль дальнейшая эксплуатация.

Половина респондентов, планирующих строительство дома, закладывают бюджет до 3 млн руб., год назад (в апреле 2021 г.) ситуация была аналогичная — половина россиян также планировала уложиться в 3 млн руб. Каждый четвертый собирается потратить 4-5 млн руб. Таким образом, 3 из 4 покупателей земельных участков не готовы вкладывать более 5 млн руб. на строительство дома. Снижается и доля тех, кто готов тратить более 20 млн руб. на строительство.

Циан также провел опрос в 2021 г. среди респондентов, которые уже построили дом. Менее трети из них уложились в сумму до 3 млн руб. (28%), а большинство потратили 6-20 млн руб. Планируя строить дом, россияне не всегда адекватно оценивают реальные предстоящие затраты, считают аналитики.

В абсолютном выражении 48% респондентов планируют стоимость квадратного метра дома «под ключ» с отделкой — до 50 тыс. руб. Еще 26% — от 50 до 75 тыс. И 24% — от 75 до 100 тыс. руб. Таким образом, 98% всех покупателей планируют, что стоимость дома не превысит 100 тыс. за «квадрат».

Основные источники финансирования покупки и строительства дома: собственные средства (57%), ипотека (46%). Продажу другой недвижимости рассматривают 28% опрошенных. Самый редкий вариант — это продажа автомобиля (3%). Также в списках — потребительский кредит (15%) и привлечение маткапитала (17%). Год назад для строительства дома реже продавали другую недвижимость (13%), то есть накопить на строительство дома без проведения «альтернативных» сделок все сложнее.

Покупатели земельных участков не торопятся со строительством домов из-за подорожания строительных и отделочных материалов, а также общей неопределенности с уровнем доходов и занятостью.

Только 53% покупателей собираются приступить к строительству в течение года после приобретения участка. В прошлом году таких было 62%. Увеличилось количество тех, кто отложит строительные работы, в течение трех лет с покупки строить дом будут 41% клиентов против 31% в прошлом году

Только каждый пятый респондент планирует строить дом самостоятельно. Остальные привлекут подрядные организации (строительные компании или же частные бригады). 39% собираются работать «смешанным» способом, привлекая на разные этапы работ нескольких подрядчиков.

По размерам площади участка предпочтения отдаются вариантам площадью 6-12 соток, что вполне подходит для строительства полноценного дома для круглогодичного проживания. Земельные участки больше 20 соток практически не пользуются спросом.

Планируемая площадь дома в основном — в пределах 100-150 кв. м (46%). В прошлом году также наибольшая доля респондентов (36%) выбрали дома такой же площади для строительства. Прирост сразу на 10% связан с отказом от строительства более компактных вариантов, менее пригодных для круглогодичного постоянного проживания.

Несмотря на рост запланированной площади дома, этажность не увеличивается. 39% будут строить двухэтажный дом. Одноэтажный дом с мансардой планируют возвести 20% покупателей, просто одноэтажные дома — 25%. Трехэтажные дома стали пользоваться меньшим спросом — их доля составляет 6%. Остальные 10% не определились. Половина покупателей хотели бы себе дом с тремя спальнями (46%), каждый четвертый — с двумя или четырьмя спальными комнатами.

Треть респондентов не определились, из какого материала они хотят построить дом. Приоритетными, как и в прошлом году, остаются каркасные дома (32%) и дома из газосиликатных блоков (34%), на третьем месте — дома из цельного дерева.

Для загородного рынка ярко выражена сезонность спроса, поэтому именно этот сегмент восстанавливался активнее в сравнении с городской недвижимостью — уже в середине марта спрос превысил февральские показатели, а спрос на участки практически приблизился к значениям конца 2020 г. Смещение интереса к самым бюджетным домам ведет к росту средних цен на готовое загородное жилье в целом, поэтому мы ожидаем дальнейшее смещение спроса в пользу земельных участков, подорожавших с 2020 г. в два раза меньше, чем готовое жилье. По нашим прогнозам, в конце года прирост составит еще порядка 5-7%, помимо роста в 10% с начала года. Загородная недвижимость оказывается и в более выигрышном положении по причине того, что доля объектов, приобретенных в ипотеку, ниже, чем в сегменте городской недвижимости, где именно резкий рост ключевой ставки привел к существенному снижению спроса. На загородном рынке это отразилось в меньшей степени, — прокомментировала руководитель направления Циан.Загородная недвижимость Анна Березина.

Самое читаемое
  • Беспилотные трамваи в Екатеринбурге появятся уже в этом десятилетииБеспилотные трамваи в Екатеринбурге появятся уже в этом десятилетии
  • Спрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемымСпрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемым
  • Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?
  • В Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. КосмонавтовВ Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. Космонавтов
  • МВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 летМВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 лет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.