Сибирь пишущая — Сибирь читающая. Как в Новосибирске появился аутентичный книжный

Интернет-магазин «Сибирь на страницах» родился из личного блога Анны Волокитиной, которая читала книги с дочкой и рассказывала о необычных новинках. Хобби переросло в культурный проект.

«Деловой квартал» поговорил с Анной Волокитиной о том, почему она решила сделать ставку на сибирских авторов, каково сегодня продавать книги, да еще и в таком узком сегменте, и что делать для популяризации чтения среди детей и взрослых.

Вы запустили сайт магазина в феврале-2022. Сейчас это звучит как безумие, но, как я понимаю, проект начался давно. Как вы пришли к этой идее, было ли это связано с вашим образованием, профессией или хобби?

— Нет, с образованием это не связано. Я окончила факультет управления персоналом в НГУЭУ. Начиная со второго курса работала в Новосибирском муниципальном банке, куда меня позвал Владимир Гаврилович Женов (основатель Новосибирского муниципального банка — прим. ред.) после того, как я написала с ним интервью. Он часто брал студентов на работу в разные отделы, меня отправил в маркетинг и оказался прав — потом я поняла, что там мне следовало бы развиваться дальше, но я хотела работать по специальности, поэтому ушла в группу компаний F1, где проработала пять лет менеджером по персоналу. Потом захотелось карьерного роста — и я ушла в МФЦ, где стала начальником отдела по управлению персоналом. Но работа требовала командировок, а мой муж не хотел меня отпускать, так мне пришлось выбрать семью и на время покинуть работу. У нас родилась дочь, я занималась ее воспитанием, на работу не выходила, и мне внезапно стало скучно. Так я поняла — что-то в жизни нужно менять. Стала думать, чем заняться, перебрала все, что мне нравится, и поняла, что люблю читать книги с дочерью — это меня очень вдохновляло. Я открыла группу во «ВКонтакте» и стала вести блог об этих книгах. Он был не слишком популярным — набралось человек 700 читателей. Потом ко мне присоединились еще две мамы, мы стали вместе писать о прочитанных книгах, проводить конкурсы — блог подрастал. Позже мои соратницы занялись своим проектом, ко мне присоединилась другая мама, Елена Денисенко, и мы стали вести этот блог вдвоем, и работаем вместе по сей день. Как-то у нас возникла мысль изучить своих, сибирских писателей. Стали вникать в тему, удивились, что их мало кто знает, даже в библиотеках. Нам самим тоже было трудно их найти. Я приходила в большие сетевые магазины, видела там книги, но не могла найти авторов, чтобы пообщаться. Мы поняли, что этот сектор литературы совсем не изучен или забыт. 

Как вы стали находить авторов?

— Первой мы узнали Таисию Ефимовну Пьянкову — это, наверное, самая аутентичная сибирская писательница, сказительница. Потом познакомились с Владимиром Викторовичем Шамовым, автором сказок и легенд о Новосибирске — его контакт мне, кстати, дал Владимир Гаврилович Женов. Потом нашли [жену известного сибирского писателя Юрия Михайловича Магалифа] Тамару Федоровну Магалиф. Я стала постепенно входить в писательскую среду и узнавать все больше имен. У нас образовался семейный книжный клуб «Почитаем», в рамках которого мы проводили встречи с писателями. Часто родители школьников просили привести писателя к ним в класс на творческую встречу. Мы организовывали такие встречи, и если у писателя были книги, то продавали, если не было - делали открытки, закладки с автографами и продавали их. Например, мы проводили встречи с краеведом Константином Голодяевым, книги которого заходили просто на ура — мы продали экземпляров 80 за несколько встреч!

Так мы постепенно вели нашу деятельность, в 2019 г. зарегистрировались на фестивале «Книжная Сибирь», чтобы показать там книги сибирских детских писателей, которые нам удалось собрать. И сами удивились, когда увидели, как их много! А главное — мы увидели, что их покупают. Так мы поняли, что в этом есть потенциал. Потом на два года я из этого проекта выпала, так как пошла работать в Новосибирский банковский клуб — думала, что смогу совмещать работу с книжной деятельностью, но не получилось. Когда я ушла из НБК, мы все начали заново. Снова зарегистрировались на «Книжной Сибири» — в этот раз мы уже знали чуть больше писателей. Мы оформили красивый стенд, многие к нам подходили и говорили, что сибирская литература — это интересная и важная тема, и ее нужно развивать. Сами писатели подтверждали, что это необходимо. Я пригласила новосибирского писателя, профессионального пиарщика и маркетолога Дениса Соболева (который какое-то время провел на нашем стенде, подписывая свои книги) примкнуть к нам и придумать для стенда фразу, которая отражала бы суть нашего проекта — что-то связанное с литературой, а главное — с Сибирью. Так была придумана «Сибирь на страницах». Каждый раз, когда я шла к нашему стенду и видела эту надпись, она меня очень вдохновляла — хотелось дать ей какое-то продолжение. Пока мы работали на фестивале, решили, что нужно открыть интернет-магазин, а лучше — запустить целый проект, который бы не только занимался продажей книг в Новосибирске, но и продвигал сибирскую литературу, чтобы сделать сибирского писателя доступным читателю, чтобы сибиряки знали, как много у нас качественной, колоритной местной литературы.

С чего начали запуск магазина, сколько книг у вас было на старте и где вы их брали?

— Первым делом решили создать сайт интернет-магазина, куда мы могли бы выложить все книги, которые у нас есть, привязать платежную систему и почтовый модуль, чтобы книги были доступны людям из любого города. Вторым пунктом занялись развитием соцсетей — нужно же знакомить людей с авторами. Мы рассказываем о каждой новинке в отдельных постах, делаем stories и сюжеты, Денис Соболев пишет про авторов статьи, делает с ними интервью.  Пока все это — своими силами, с помощью своих смартфонов, практически «на коленке», но все равно люди смотрят, реагируют. Наша задача — привлекать внимание к книгам, и через соцсети у нас это получается.

У нас набралось 130 наименований книг 64 авторов — это и современные писатели, и «классики» сибирской литературы (как, например, Астафьев или Шукшин).

Мы работаем и с издательствами, и с авторами напрямую. У нас представлены все направления литературы: и художественная, и краеведческая, и биографическая, и культурологическая, и детская. Хотим пополнить ассортимент еще научной литературой, потому что есть и такой запрос.

А какие сибирские города вы охватываете, откуда основная масса писателей? О чем они пишут?

— Новосибирская область (Новосибирск, Бердск, Академгородок, Колывань), Кемерово, Омск, Красноярск, Алтайский край, Иркутск. В Иркутске есть два очень необычных автора. Современная молодая детская писательница Елена Шолохова пишет удивительно хорошие книги для подростков и детей. У нее есть и фэнтези, и подростковая литература о взаимоотношениях. Доктор исторических наук, журналист, генеральный директор агентства «Комсомольская правда–Байкал» Станислав Иосифович Гольдфарб тоже пишет удивительные книги, наполненные историческими фактами — это некая научно-познавательная и художественная смесь. Мы назвали его иркутским Жюлем Верном, потому что его книги — это всегда путешествия и открытия нашего сибирского края. Он пишет и про современность, и заглядывает вглубь истории — это захватывает. Он для нас был большим открытием. Например, он написал книгу «Котел Чингисхана» — про поиски могилы Чингисхана. Есть книга о начале Иркутска и его истории — «Приключения в дебрях золотой тайги».

Надеюсь, что наша география будет расширяться: ведем переговоры с томичами, есть на примете тобольский автор, который пишет исторические романы.   

Вы проводили исследование среди новосибирцев, чтобы выяснить уровень популярности сибирских авторов и культуры книгопотребления вообще. Какие результаты у вас получились?

— Мы обнаружили, что люди в основной массе не знают сибирских авторов: только 20% ответили, что знакомы с ними, остальные не знакомы, а кому-то это даже и не интересно. Это мало, на мой взгляд. Мы опросили 230 человек, среди которых были как гуманитарии, так и технари. Однако мы выяснили, что бумажную книгу пока предпочитают больше электронной, несмотря на то, что сейчас цифровизация перевешивает во всех сферах жизни.

Также мы выяснили, что больше половины (55%) опрошенных читают ежедневно, 40% — когда есть свободное время. Интересно было узнать, что больше половины опрошенных (53%) узнают о новых писателях от друзей, и именно к их рекомендациям они прислушиваются, 40% целенаправленно ищут новинки. При этом к мнениям литературных блогеров, критиков, работников книжных магазинов прислушиваются только около 20% опрошенных. Большую роль в выборе книги играют отзывы читателей и аннотация.

Больше половины опрошенных (62%) покупают книги не регулярно, а по случаю, и считают допустимым тратить на них не более 1000 руб. Также 62% респондентов покупают книги в подарок, а 66% покупают другие книги понравившегося автора. Интересно было узнать, что большинство опрошенных не покупают собрания сочинений.

Как вообще вы оцениваете уровень культуры чтения в Новосибирске, насколько необходимо снова популяризировать чтение, как это было в советское время?

— Конечно, надо продвигать тему — люди стали намного меньше читать, потому что внимание расконцентрировано, даже у взрослых — а что уж говорить о детях. Многие взрослые перестают читать, потому что нет потребности — вокруг такой сильный информационный шум, что уже нет ни сил, ни желания читать что-то, кроме новостей и соцсетей. Если говорить о той аудитории, с которой мы общаемся, то это все-таки книголюбы — по ней судить нельзя. Все, кто приходит на книжные фестивали и покупает у нас книги — это люди высокой культуры чтения. Их можно назвать искушенными читателями — у них уже особый запрос, им нужно что-то новое, интересное, необычное. Пока у нас такая аудитория, и когда мы ее всю вокруг себя соберем и удовлетворим, то будем уже нести культуру в массы.

Вы придумали еще литературный конкурс для детей «Сибирь на страницах». Как планируете его проводить, кто будет финансировать?

— Мы подружились с фондом «Сибирский писатель» и решили, что нужно сделать совместный проект. Появилась идея занять пишущих подростков — научить их основам писательского искусства и провести среди них конкурс. Мы хотим привлечь известных писателей и журналистов, чтобы они рассказали о тонкостях своего дела, и затем дать задание ученикам написать о Сибири. За два месяца под руководством писателей и литературных редакторов дети должны будут написать рассказы, которые мы опубликуем в одном сборнике — это будет хорошая мотивация для участников. Победители получат призы. В этом будет активно участвовать региональное министерство образования. Также будем привлекать спонсоров. Сейчас мы подали на региональный грант в 1,5 млн руб. Если мы его не получим, то будем думать, как провести конкурс самостоятельно. Начнется конкурс в сентябре, в январе уже планируем выпустить сборник. Мы видим смысл этого конкурса в том, чтобы развить у подростков интерес к Сибири, к литературе. Цели конкурса заключаются не в том, чтобы выбрать лучших, а в том, чтобы найти по-настоящему одаренных ребят и помочь им научиться писать лучше, показать новые возможности и дать повод для гордости собственным творчеством. К тому же, писатель — это ведь лучший читатель, мы будем воспитывать в том числе читателя. 

Какие еще выводы вы сделали для себя по итогам исследования, как вам это помогло корректировать свои намерения при открытии интернет-магазина?

— Во-первых, мы убедились, что нужно продолжать знакомить сибиряков со своими писателями, что тема не раскрыта. Тем более, если смотреть с точки зрения проекта, то сибирская литература — это очень узкий сегмент, и можно не бояться конкуренции со стороны крупных сетевых магазинов. Во-вторых, мы поняли, что нужна качественная литература — тщательный подбор хороших книг, а для этого, конечно, нужно самим много читать, знакомиться с авторами, рассказывать о них.

То есть в сетевых магазинах сибирские авторы не представлены совсем?

— Их трудно найти, они не выделены в отдельный стенд. Конечно, классики сибирской литературы там есть. А современных или сложно отыскать, или они недоступны по цене. Например, издательство «Вече» дважды выпускало книги Таисии Ефимовны Пьянковой, и они были в продаже, но по не самой доступной цене. А других ее книг — таежных сказок, сборника стихов, книги мудростей — в сетевых магазинах нет, только у нас. Или, например, писатель, поэт и историк Игорь Маранин: он пользуется у читателей бешеной популярностью (книги, которые мы выкладывали на фестивале, разлетелись в первую очередь), но в сетевых магазинах его книги продаются по очень высокой цене.

А из чего складывается цена, и сколько должна стоить книга, чтобы и окупить затраты, и заработать?

— В первую очередь это цена издательств. А они сейчас жалуются, что типографские услуги сильно подорожали, поэтому цена растет. Если автор сам себя издает, то его цена складывается так же из себестоимости, плюс — из той части, которую он хочет заработать. Но, как правило, нам авторы отдают книги по себестоимости — понимают, что на своем творчестве не заработают, а книгу издают лишь для того, чтобы рассказать о себе, познакомиться с читателем.

Наша цена формируется еще из того, какой процент берет платежная система на сайте, плюс — мы вынуждены платить за рекламу, за продвижение и хоть что-то зарабатывать. То есть очень много составляющих — поэтому цена наслаивается и вырастает иногда до недоступных размеров. Не могу сказать, что сейчас мы что-то зарабатываем на своем магазине. Но мы надеемся. Мы посчитали, что должны продавать по триста книг в месяц, чтобы хоть как-то себя окупить. Плюс — нужно расширять ассортимент, все-таки 130 наименований для книжного магазина — это очень мало. Надо доводить до тысячи. И мы доведем, если возьмем весь Сибирский федеральный округ. До конца года будет понятно, куда мы движемся.

Можно ли вообще на этом зарабатывать?

— Сложно. Если нет базового дохода, то прожить на это нельзя. Для меня это сейчас, конечно, не бизнес. Но и не хобби. Это такое дело, в которое я вкладываю много времени и средств из семейного бюджета. Пока не знаю, как это назвать, но я надеюсь, что это перерастет в бизнес, если мы увеличим количество авторов и наименований. Нужно проводить больше мероприятий — там книги берут лучше. Опять же, когда раскрутится интернет-магазин, станет чуть проще. Но для этого нужно вкладываться в рекламу, в SEO продвижение.

Сайт работает с февраля, но полноценно он запущен только в начале мая. Недели две назад мы начали активнее его продвигать. Чтобы продвижение было успешным, нужно вложить определенный бюджет. Когда мы это все настроим — заказы активизируются.

А вы не думали работать за донаты?

— Я в это мало верю. Помню слова Владимира Гавриловича Женова, который всегда всем бизнесменам говорит: «Не верь, не бойся, не проси» — делай то, что ты сам можешь, на свои деньги, которые у тебя есть, и все будет нормально. Я рассчитываю на свои силы, на свои финансы. Если кто-то предложит помощь, то, наверное, отказываться не буду, но упор на это не делаю. Я вижу, конечно, такие примеры, знаю, что некоторые издают книги на донаты, но это не моя история. 

Сколько вы вложили сейчас в создание сайта и с какой цифры можно стартануть такой проект, чтобы он заработал сразу?

— Нужно учитывать, что иногда еще необходимо тратить деньги на покупку книг в издательствах. Наши местные издательства, например, спокойно дают книги на реализацию и ждут, а московские на это не идут, и их можно понять. Поэтому нужно планировать, сколько денег ты потратишь на закупку книг. Сейчас мы пока вложили примерно 150 тыс. руб. своих средств. Еще небольшая сумма требуется на настройку продвижения.

А как технически это все организовать сложно?

— Мне было сложно, потому что я не технарь, и мой гуманитарный склад ума не позволял мне даже толком сформулировать техническое задание для разработчиков. Первую версию сайта мы запустили на готовых шаблонах, потому что это гораздо дешевле. И, конечно, там еще многое нужно дорабатывать. Также нужно было заключить договор с финансовой организацией, чтобы подключить платежную систему. Плюс надо было привязать почтовый модуль, чтобы можно было легко и сразу оплатить и посылку, и заказ.

Я решила работать через Почту России, потому что это самый дешевый, а теперь еще и довольно быстрый способ доставки. Буквально за два дня посылка долетает до Томска или Барнаула. А сейчас они еще и запустили почтоматы. Это выгодно и удобно и самому покупателю, и мне.

Часто приходится отправлять заказы?

— Пока отправляю раз в неделю, надеюсь, что буду чаще. Мне в этом деле помогает еще и семья, мои родители очень включены — папа готов развозить заказы по городу, работать курьером. Мои родители вообще всегда поддерживали мои инициативы, с детства — наверное, из-за этого у меня столько разных творческих идей.

Это круто, когда есть такая поддержка. Особенно в таком деле, которое не просто про хобби или бизнес, но и про особый смысл. Вы видите в этом миссию?

— Наверное, да, можно сказать, что у нас миссия — развивать сибирскую культуру и формировать культуру чтения. На самом деле я не думала о конкретной миссии, но меня удивляет то, что я не могу остановиться: несмотря на то, что все идет не так здорово, быстро и хорошо, как могло бы, я почему-то не останавливаюсь — значит, есть для меня в этом особый смысл. Может быть, как раз сложности и подстегивают продолжать дальше. Может быть, если бы все получилось сразу, я бы решила, что это слишком легко, и потеряла интерес. А так — решение сложных задач рождает азарт, желание увидеть результат, проверить свои силы и возможности. Тем более, все, кто знакомится с проектом, говорят, что это прекрасная идея, поддерживают меня. 

Для меня смысл, наверное, еще в том, что мы этим проектом и поддерживаем читателя (для которого благодаря нам становятся доступными разные писатели), и продвигаем писателя. Конечно, это не финансовая поддержка, потому что зарабатывать на своем творчестве авторы редко могут. Но им, по крайней мере, понятно, куда идти со своей книгой. В будущем мы планируем развивать такие направления, как рецензирование, редактура и корректура, персональное продвижение, налаживание связей авторов с издательствами. Планов — громадье, но за все сразу хвататься нет смысла.  

Также для меня этот проект — про самореализацию: мне очень нравится ездить на книжные фестивали, работать с покупателем. Особенно нравится удовлетворять запросы: когда кто-то просит книгу на определенную тему, и я могу подобрать что-то подходящее — я очень радуюсь тому, что читатель нашел свою книгу. А запросы часто бывают совершенно неординарные. Нам недавно дали книгу «Новосибирский Некрополь» — про городские кладбища — и я не придала ей должного значения, но вдруг к нам пришел человек, который является членом общества некрополистов и водит экскурсии по новосибирским кладбищам — для нее эта книга оказалась настоящим сокровищем.

Поэтому мне хочется, чтобы наш проект был таким местом, где любой человек найдет свою книгу. 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.