«Развитие транспортных коридоров невозможно без партнерства государства и бизнеса»
Такую позицию в рамках работы Сибирского транспортного форума озвучил первый заместитель генерального директора «ИнфраВЭБ» Дмитрий Твардовский.
По словам Твардовского, Сибирь всегда была ключевым регионом в экономике РФ, а теперь обрела приобрел приоритетную значимость в сфере обеспечения транспортно-логистических связей, но если существующая инфраструктура, как правило, модернизируется за счет бюджетных средств, то многие новые объекты необходимо реализовывать с участием внебюджетных инвестиций.
Как считает эксперт, своевременное использование открывшихся возможностей позволит приблизить сроки начала знаковых проектов, в числе которых — продление автодороги от Москвы, через Казань и Екатеринбург, до Новосибирска, с выходом к Монголии и Китаю, подключение железнодорожной сети к Северному морскому пути и интеграции с портовыми особыми экономическими зонами. Для перехода к этапу реализации, эти транспортно-логистические коридоры рассматриваются как набор инвестиционных проектов.
Дмитрий Твардовский отметил, что сегодня в России реализуется более 150 концессионных транспортных проектов общей стоимостью около триллиона рублей. Отдельным вызовом при их реализации становится обеспечение доступности стройматериалов и строительной техники.
Также существенное перераспределение логистических потоков выступает дополнительным фактором неопределенности и создает повышенный риск не соблюсти этапность и стоимость реализации проектов.
Мы видим большой потенциал в поддержке транспортных проектов через механизм ГЧП, так как его главная особенность — распределение рисков и финансовой нагрузки между сторонами проекта. ВЭБ.РФ в этой работе готов оказывать поддержку на всех основных этапах, связанных как с финансовым участием, так и с их подготовкой, структуризацией и сопровождением, — отметил Дмитрий Твардовский.
За последние три года «ИнфраВЭБ» подготовил пять концессионных автодорожных проектов общей стоимостью 300 млрд руб. В рамках «Фабрики проектного финансирования» на рассмотрении в ВЭБ.РФ находится более 30 проектов общей стоимостью 3,3 трлн руб. Из них финансируется 17 проектов на сумму более триллиона рублей. Кроме того, для наращивания возможностей фабрики из Фонда национального благосостояния России будет выделено 120 млрд руб., благодаря чему в том числе планируется снижение доли собственных средств инициаторов проектов.
«ИнфраВЭБ» — дочернее общество государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Отраслевой фокус — проекты развития инфраструктуры, городской экономики и промышленности. Цель деятельности — обеспечение запуска инвестпроектов, подготовка и организация их финансирования.