Режиссер Анна Ефимцева: «Если вы идете ко мне — доверяйте»

В июне в Новосибирске презентовали фильм о 10 российских женщинах. Среди героинь есть и новосибирские бизнес-леди. О чем он, для кого и для чего, рассказала режиссер Анна Ефимцева.

Cherchez la femme — гласит французская поговорка, наделяющая женщину особой ролью в жизни мужчин и большим на них влиянием. Но «искать женщину» следует не только там, где нужно объяснение мужских поступков, женщина вообще — причина жизни. Женщина дает жизнь, но не каждая знает, как пройти этот путь правильно, красиво и легко. А, может быть, не знает никто, ведь у каждого свой путь, и для каждого он неповторим. Об этом рассуждает в фильме «Твой лес» режиссер Анна Ефимцева, автор фотопроекта «Природа женщины».

«Деловой квартал» поговорил с Анной о том, почему она любит работать с женщинами, в чем суть ее проектов, помогающих женщинам приходить к своей природе — зачем ей это вообще? И почему в этом всем нет ничего феминистского.

Еще несколько лет назад вы были одним из учредителей event-агентства. Сегодня вы презентуете свой фильм на большом экране в самом известном кинотеатре Новосибирска и возите картину по другим городам. Вспомните: когда вы учились еще в университете (кстати, на кого?), вы хоть примерно представляли, куда заведет вас ваш «лес»?

— Весь мой жизненный опыт на самом деле вел меня в режиссуру. Первое высшее образование я получала в Новосибирском государственном педагогическом университете, где изучала географию и экономику. Моя дипломная работа была на тему организации международных выставок. После выпуска сразу пошла работать по специальности — организовывать выставки на «Сибирской ярмарке». Вскоре мне это надоело — захотелось творчества, и я устроилась работать в агентство праздников, где креативила больше трех лет.

После агентства праздников устроилась в журнал «Я Покупаю» редактором двух рубрик. Получается, навыки маркетинга, продаж, пиара были еще со времен университета, плюс были знания основ психологии, потому что параллельно я училась в международной академии коучинга и наставничества PCMA — все это, кстати, очень помогло и снять фильм, и продвигать его сейчас. В общем, я выучилась на коуча, а потом мы с коллегами решили организовать свое агентство событий La’Морковь. Мы быстро вышли на хороший уровень — делали разные мероприятия, от презентаций до частных дней рождения. Тогда я задумалась о том, что мне бы хотелось не просто организовывать праздники, но делать что-то со смыслом — передавать какой-то посыл, идею. Ивент-режиссура — это создание особых миров, в которые погружаешь гостей и участников, поэтому я отучилась на режиссера ивентов, а позже — на кинорежиссера (в Институте культуры и искусств). Параллельно с режиссурой событий я делала авторские проекты. Например, «Кутеж по-русски» — три разноформатных, ярких и громких события. Потом я сделала шоу «Чего хотят женщины», где объединила интересные истории разных женщин. Также у меня появился авторский проект «Природа женщины» — это некая фототерапия, где я раскрывала женскую природу через искусство фотографии. Я выступала там как режиссер эмоций и чувств и как режиссер всего события. Параллельно с работой я постоянно училась, бесконечно занималась саморазвитием и продолжаю до сих пор.

Проходя курс режиссуры в Институте культуры и искусств, я параллельно училась у авторов микродокументалистики в Москве. И потом на основе фотопроекта «Природа женщины» я решила сделать кинопроект, который назвала «Кино о тебе».

Это коммерческий проект? В чем его суть?

— Да, сам проект коммерческий. Итоговый фильм о героинях — творческий. «Кино о тебе» — это проект-исследование, в котором можно увидеть и услышать себя, посмотреть на себя с разных сторон — в социальном проявлении, в личном. Мне было важно, чтобы героини услышали свой внутренний мир — то, чем живет женщина, о чем она думает, какие эмоции и чувства проявляет, к чему она пришла в определенном возрасте. Во втором сезоне проекта я поняла, что это фильм-наследие — когда ты передаешь свой опыт, знания, осознания подрастаюшему поколению. Иногда в жизненной суете мы не успеваем провести время с детьми и поделиться своими осознаниями и смыслами, своими мыслями об этой жизни. А такой формат кино как раз позволяет это сделать — дети могут просто выделить время, сесть и посмотреть кино про свою маму или бабушку, увидеть задокументированную историю, которая совершенно по-новому раскроет этого важного в их жизни человека. Конечно, меня привлекает только документальный формат.

А как вы вообще дошли до идеи фильма?

— К формату кино я пришла благодаря фотопроекту «Природа женщины». Это ведь не просто фотосессия, а настоящая фототерапия. Через эти фото я даю женщине прикоснуться к себе настоящей. У меня есть уже выработанная за пять лет методика, когда я веду женщину из разных состояний, благодаря моим знаниям и пройденным курсам, — и женщина проявляется. Я подбираю для нее локацию в соответствии с ее встроенным природным элементом, который я вычисляю по определенной системе. Мы снимаем ее в этой локации, и она сбрасывает маски, проявляет свою истинную природу. Мы запечатлеваем эти моменты, и потом она видит себя такой, какой ее увидела я. Она видит себя только в момент выставки, я ничего не согласовываю. Это правило. Если вы идете ко мне — доверяйте. Я уже всех к этому приучила, даже фильмы, которые мы делаем индивидуально, я не согласовываю. Я так чувствую, и, если вы хотите быть увиденными именно моими глазами — доверяйте. Так в том числе женщины с помощью этого проекта выходят из зоны комфорта.

Это правильно. Потому что какой смысл в очередной раз строить из себя то, что ты всю жизнь строишь…

— Да, конечно! Этими фотосессиями мы как бы и говорим: «Хватит». На открытии выставки все работы сначала занавешены, и когда героиня подходит, чтобы встретиться с собой, — это магический момент. Она любуется, вспоминает эти эмоции от фотосессии…

Я всегда говорю: если вы эмоционально скатываетесь, уходите в минус, если вы себя начинаете критиковать — пожалуйста, быстро посмотрите на фото и вспомните, какое состояние у вас было в тот момент! Я им даю ресурсное состояние и прикасание к себе настоящей без маски — это самое ценное в проекте. Женщина начинает это вспоминать, смотреть на себя и якориться. Такая магия.

Получается, кино это рост для вас, более глубокое продолжение проекта? Там ведь намного больше возможностей показать героинь.

— Да, намного больше возможностей. Я поняла, что в фотопроекте дошла до предела, что я могу больше, но в рамках фото это физически невозможно. На третьем фотопроекте я подумала, что пора снимать кино, чтобы героини могли себя не только увидеть, но и услышать. Мне захотелось показать женщину с разных сторон — и в личном, и в социальном проявлении, и услышать внутренний мир.

И вот завершился второй сезон кинопроекта. По итогам каждого вышел общий фильм, где я объединила героинь в одну историю. В итоговый фильм я выбираю то, что хочу отразить в общем, опять же, не согласовывая с героинями, а лишь спрашивая разрешение, могу ли я это показать. В общий фильм я могу взять даже тот материал, который не вошел в их личное кино, потому что мы снимаем очень много — с каждой героиней практически проживаем четыре дня. Мы отражаем всю ее жизнь: взаимодействие с детьми, мужем, родителями, коллегами — показываем ее самый близкий круг, через который она тоже видит появления себя, это как бы такая обратная связь.

Первый фильм, который я назвала «Быть женщиной», сняли в Новосибирске, только с местными героинями. Второй, «Твой лес», уже собрал женщин и из других городов тоже.

Концепция этих фильмов различается?

— Нет, оба фильма — про женский путь к себе.

Сложно раскачивать женщин на это все?

— Я веду большую работу и как коуч, и как психолог, но больше, конечно, как режиссер. Самый сложный этап и для меня, и для героинь — это глубинное интервью, первое погружение и включение в работу над фильмом. Мы общаемся три-четыре часа, снимаем одним дублем, на чистовую, до начала остальных съемок, в потоковом состоянии. У меня ощущение, что в этот момент идет общение на уровне душ.

Как героини меняются к завершению работы над фильмом?

— Очень сильно меняются. Происходит много осознаний, и когда они смотрят итог — для них это порой новый человек. Мы же привыкаем к своей рутине, и в этой многозадачности теряем себя, забываем, какие мы, про что мы. Поэтому «Кино о тебе» — это не просто фильм, это фильмы-наследие. Это фильм, через который можно познакомиться с собой по-настоящему и по-другому преподнести себя семье. И все это получается благодаря тому, что мы работаем в потоке, мы сотрудничаем, мы обращаемся к себе настоящим и искренним. Очень многое для фильма мне подсказывают сами героини.

А цели, которые вы ставите вместе с героинями они какие? Они у вас совпадают, меняются ли в ходе работы?

— Я проговариваю свои условия в начале, когда мы идем в проект. Например, для меня важно, чтобы героини не делали ничего специального — как они привыкли быть дома, такими мы их и снимаем. Мы ничего не приукрашиваем — максимум светом и монтажом. Я сразу говорю героиням, что мы просто соглядатаи — мы наблюдаем за их процессом и фиксируем его, не снимая 250 дублей. Все героини, какими они предстают перед зрителем, такие и есть в жизни, я никого не прорисовываю, «инстаграмность» — это не про меня, ко мне можно за этим не ходить. Конечно, в фильме есть художественные съемки, закадровый текст, но суть не в этом. Суть — сама героиня. Первый фильм «Быть женщиной» показывал женщину в разных ее ролях, а «Твой лес» — это скорее путь и инструкция, как его пройти.

Как вы придумывали эту «инструкцию»?

— Если честно, изначально не было конкретной идеи. Идея — путь героини к себе. И все. А потом, когда я начала снимать каждую из них — пазл сложился сам. Сейчас, например, я не знаю, о чем будет третий фильм. Когда ко мне придут героини, я начну понимать, что хочу сказать, и как это оформить, какие выбрать визуальные средства и художественные образы. Все это формируется на этапе съемок. Для меня это тоже определенный рост и путь — с каждой героиней я тоже что-то проживаю. Мы зеркалим друг друга. Мы вообще все связаны между собой: если я сделаю больно одному человеку — мне прилетит от другого. Все связано со всем, это однозначно. Ко мне, наверное, тоже случайные люди не придут: если мне попадается героиня, во взаимодействии с которой меня что-то триггерит, значит, мне в своей жизни нужно обратить внимание на то, что она собой транслирует, и проработать это. Поэтому для меня эти фильмы — сотворчество, и идеи подачи рождаются по большей части в процессе.  

А ваша личная цель как режиссера в этом проекте — какая?

— Чтобы женщина, увидев и услышав себя со стороны, что-то переосмыслила, начала осознавать, в какой точке она находится, к чему хочет прийти. Может быть, где-то я хочу показать пример женщины, к сути которой можно стремиться. Мне хочется, чтобы каждая женщина, да и каждый мужчина, посмотрев этот фильм, задумались о смысле своей жизни, о смыслах существования вообще. Но я делаю это без ожидания, просто делаю и выдаю. Конечно, я волнуюсь, переживаю, но какие будут реакции, я не знаю, и ничего не жду. Я вижу, что многие воспринимают это как психотерапию. Мне радостно, что моя цель достигнута. Пусть я из ста человек достучусь до половины — это уже будет большой успех. Я считаю, фильм «Твой лес» получился настоящим и глубоким, как и первый. Это фильм-обнажение.

Мне кажется, в этом кино как будто бы в том числе транслируется идея о том, что любая история любой жизни, любой женщины она важна, глубока, интересна, особенна, даже если не происходило событий, достойных фильма. Обычная человеческая жизнь в любом случае имеет большую ценность, и этот опыт все равно можно транслировать…

— Да, конечно! Это абсолютно так. И еще это про то, что путь у всех разный, он для каждого неповторимый — у кого-то сложности в одном, у кого-то — в другом. Это про то, что наша жизнь — как лес: подкидывает разные испытания и страхи, но также дает и ресурс, и подарки, и опору.

Режиссер Анна Ефимцева: «Если вы идете ко мне — доверяйте»  1

Фото: Егор Тиммерман

Почему именно женщины?

— Женщин я очень люблю.

Что это значит?

— Работая над собой и изучая себя, я поняла, что не принимаю в себе женщину. Мне было обидно, когда меня называли женщиной: какая же я женщина?! Я девушка, не называйте меня женщиной! И в моем поколении это встречалось сплошь и рядом. После первого фильма я увидела похожих женщин, которые воспринимали многое так же, как и я раньше. Пока я изучала себя, я думала так: чтобы полюбить в себе женщину, нужно сначала принять и не осуждать окружающих женщин. А оказалось, наоборот, — осуждение идет изнутри: ты осуждаешь себя, значит, осуждаешь других. А когда ты принимаешь себя — ты восхищаешься каждой женщиной. Я до этого доросла — я восхищаюсь каждой женщиной. Конечно, мне есть еще над чем работать, я не максимально гармоничный человек. Но я научилась видеть красоту в каждом человеке, в каждой женщине, в любой. Я вижу их внутренний свет. Не знаю, как это объяснить словами.

По фильму это заметно. Несмотря на то, что героини вызывают очень разные эмоции, в итоге понятно, что они для вас одинаково хороши, и вы не выпячиваете отдельные качества каждой женщины — вы как будто через абсолютное их принятие транслируете зрителю, что и он может их принять. И круто, что это удается показать.

— Да, меня периодически спрашивают, какая героиня мне ближе, какая больше полюбилась. А я говорю, что нельзя так выделять — они все для меня уникальны и неповторимы. Это как цветы — одинаковых не бывает. Ромашка ведь никогда не стремится быть розой, потому что она уже по факту своего существования хороша и «знает» это. Так же и с женщинами — они уникальны просто по факту рождения.

Кстати, опираясь на тему принятия, я ввела такое новшество на премьерах: перед фильмом я предлагаю зрителям погрузиться в себя и задать себе вопрос, который их сейчас особенно волнует, и обещаю, что ответ придет, главное — смотреть и слушать внимательно. И реально — многие получали ответы. Я решила, что это хорошая идея.

Интересно, можно ли такого эффекта достичь просто режиссурой или все-таки знания психологии необходимы?

— Думаю, что базовые знания однозначно нужны. Возможно, мне здесь и коучинг немного помогает. Плюс у меня очень развита эмпатия, развито чувствование каждой женщины. Если обратиться к хьюман дизайну, то по нему я — проектор. То есть мое предназначение — подсвечивать каждую героиню, отражать ее лучшие и худшие качества — отражать ее такой, какая она есть.

А эмпатия не мешает?

— Мешает. Но я уже адаптировалась. Просто с опытом начинаешь ее контролировать. Не так все просто, конечно, особенно когда занимаешься таким сотворчеством — очень много отдаешь. Иногда героини сразу просят обратную связь — приходится много отдавать, а потом нужно себя наполнять, потому что вне ресурса невозможно творить.

Много ли мужчин смотрело фильм? Что они говорят?

— Где-то 15% из 100. Это в большей доле — мужья героинь. На премьере они все подарили мне цветы. Были те, кто уже пришел с цветами, а были те, кто потом сбегал и купил. Я думала — это женам, а они подарили мне! Они благодарили за то, что я проявила и показала глубину их женщин, за то, что они увидели своих женщин на большом экране. Может быть, увидели по-новому, что-то открыли для себя.

Да, такие вещи важны еще и с точки зрения того, чтобы показать героинь их родственникам. Потому что мы ведь не всегда можем демонстрировать родне всю свою суть: где-то мы их щадим, где-то, наоборот, думаем о них плохо дескать, не поймут а вот незнакомому человеку или залу проще что-то рассказать. А потом родственники смотрят и для них открытие.

— Да, именно так! И это круто. Поэтому мужья героинь были впечатлены. И вообще мужчины говорили, что фильм построен интересно и для них тоже — гендерности не заметно. Изначально мужчины думали, что это будет что-то феминистское, но в итоге убеждались, что это совсем не так. Да и у меня не было такой цели, я совсем не про эту историю.

В фильме мужчины присутствуют вполне зримо, они не отодвинуты на задний план, и даже выполняют очень важную роль: женщины раскрываются во взаимодействии со своими мужчинами, и становится понятно, как они повлияли на путь героинь.

— Да, конечно. В первом фильме были только женщины (некоторые — с детьми), и зрители возмущались, потому что хотели больше знать о героинях: замужем ли они, как они проявлены в этих отношениях. Во втором фильме я показала взаимодействие с семьей.

Над чем работаете сейчас?

— Я готовлю пятый фотопроект, запускаю третий сезон «Кино о тебе», сейчас открыт набор участниц из разных городов, и я постепенно думаю над тем, как это будет, развиваю идеи, нащупываю что-то новое, чтобы проекты получились такими же магическими, как предыдущие, но еще более интересными, вовлекающими, раскрывающими и участниц, и меня как режиссера.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.