Федор Нагорный: «Мы здесь точно остаемся и не планируем закрываться»
«В последние месяцы есть тенденция роста интереса к российскому производителю. А в связи с перестройкой логистики и уходом зарубежных компаний для предприимчивых людей открываются новые возможности».
Как известно, в конце июня 2022 г. IKEA сообщила о решении прекратить деятельность в России, так как «не видит возможности своего присутствия» в стране сейчас и в будущем. Также компания предупредила о сокращении персонала и продаже фабрик в РФ. А с 5 июля на сайте мебельной компании стартовала тотальная распродажа остатков — до последнего товара на складе.
Новосибирские власти, в свою очередь, заявили, что не исключают возможность использования активов расположенных в регионе (и уходящих из РФ) иностранных компаний. Помимо крупного магазина и складских помещений IKEA, в Новосибирской области базируется и завод напитков Coca-Cola. По словам вице-губернатора региона Сергея Нелюбова, правительству региона уже удалось наладить взаимодействие с кадровыми службами этих компаний.
Мы выстроили взаимодействие с руководством кадровой службы этих двух предприятий, соответственно, Coca-Cola и IKEA. Безусловно, головные учредители находятся за пределами региона, но у нас есть понимание по работникам с точки зрения их трудоустройства и предложения базы вакансий, и в том числе по обучению <…> Губернатор дал персональные поручения Минпромторгу региона проанализировать работу предприятия с точки зрения дальнейшей перспективы и возможности использования их базы, — сообщил тогда вице-губернатор.
Несмотря на массовый уход с российского рынка известных заграничных брендов и крупных производственных компаний, в Новосибирске остаются местные производители, которые либо полностью перешли на отечественно сырье, либо уже отладили новые логистические цепочки поставок. Как рассказал директор производства ортопедических матрасов и товаров для сна ООО «Матрас-комплект» Федор Нагорный, санкции повлияли на деятельность компании только в ценовом ключе.
— На бизнес санкции несомненно повлияли. Мы, например, занимаемся матрасами, производством кроватей, и у нас новое направление — это постельное белье. У нас с начала года цены выросли — повышение составило от 30 до 90% на отдельные виды сырья. Соответственно, и мы заменили наши прайс-листы, чтобы остаться на плаву. В итоге оказалось, что наша компания цены меньше подняла, чем аналогичные федеральные. Это сыграло в нашу пользу — у нас прибавилось клиентов. Кроме того, покупатели развернулись в сторону более быстрого регионального реагирования. Что касается логистики и поставок — никаких перебоев не было. Наличие на складе собственного сырья позволило (и позволяет) нам работать. В отличие от нас, у конкурентов в тот период были перебои с поставками, и мы этим шансом тоже воспользовались.
Если сравнивать с пандемией, то сейчас ситуация получше. Тогда полностью останавливалось производство, так как не работали магазины и торговые центры, и у покупателей просто не было возможности выбирать товар тактильно. А матрас через интернет покупать — не совсем верное решение. Клиенту ведь нужно пощупать матрас, постельное, полежать на кровати. Сейчас, в 2022 г. торговые центры работают, люди продолжают туда ходить и выбирать наш товар.
В ближайший год, думаю, будут постепенно «отваливаться» какие-то зарубежные компании, как, например, один из наших конкурентов — IKEA. Она закрылась, и у нас появилась возможность под себя рынок перестроить. Насчет конкуренции с московскими компаниями могу сказать, что здесь мы довольно уверенно и комфортно себя чувствуем за счет более коротких сроков выполнения заказов — мы оперативно работаем. А московские компании — это в любом случае большие сроки, плюс транспорт. Из преимуществ у них только интернет-маркетинг и информационная поддержка, которая может нашу передавливать.
Хочется верить, что у нас рынок строительства не просядет, что настроят нового жилья. Потому что в этой нише и мы находимся: люди начнут заезжать в новые квартиры, будут делать ремонт, обставлять жилища и, соответственно, будут в мебельных центрах подбирать себе спальные места. Наше производство базируется в Новосибирске. Это российское производство, мы здесь точно остаемся и не планируем закрываться.
По свежим подсчетам Новосибирскстата, в январе — мае текущего года индекс промышленного производства (ИПП) в Новосибирской области составил 103,6% к соответствующему периоду 2021 г. (+ 3,6% за год). Причем за апрель и май 2022 г. эти показатели составляли 97,8% (-2,2%) и 97% (-3%) соответственно. Причем относительно марта в апреле произошло снижение ИПП на 10,1%, а в мае (относительно апреля) еще на 2,7%.
Увеличение объемов производства ведомство отметило только в двух секторах экономики, учитываемых при расчете ИПП. Отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, выросли на 25%, обрабатывающие производства — на 1,3%. При этом существенное снижение объемов производства произошло в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха — на 2%, в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов и ликвидации загрязнений — на 16,9%. Несмотря на общий рост, среди обрабатывающих производств показатели упали в сфере производства пищевых продуктов (-2%), компьютеров, электронных и оптических изделий (-17,2%), металлургическом (-18,4%).
Генеральный директор компании по производству сушильного оборудования ООО «Системы Дион» Денис Прядунов:
— До февраля 2022 г. мы активно использовали в своем оборудовании американские электронные компоненты, и логично было ожидать, что они очень сильно подорожают, а после и вовсе станут для нас недоступными. Забегая вперед, могу сказать, что так все и произошло. Но еще до того, как это случилось, мы быстро приняли решение разрабатывать новые версии на основе доступных комплектующих в России (от российских производителей). Также какие-то позиции (не менее качественные) мы нашли в азиатских странах. В процессе перехода отгружались складскими запасами, а уже в мае успешно перешли на новые решения в области электронных компонентов. В марте ощутили «паузу» в поставках, но спустя месяц продолжили работать в обычном режиме.
Резюмируя, в масштабах нашей компании, нам удалось быстро перестроиться и ничего не почувствовать.
В последние месяцы наблюдаем тенденцию на увеличение интереса к российскому производителю. В связи с перестройкой логистики и уходом из России зарубежных компаний для предприимчивых людей открывается окно возможностей в разных сферах. При должной поддержке и развитии тяжелой промышленности рост будет во многих нишах — даже на фоне происходящего сейчас. Так, к примеру, возрождение гражданского авиастроения должно сформировать запрос на множество маленьких узконаправленных производителей для обслуживания больших задач.