Эксперты ожидают стабилизации рынка упаковки в ближайшие месяцы
Специалисты компании проанализировали отечественный рынок упаковки и выяснили, как изменились его структура и цены.
По данным «Юнисервис Капитал», объем рынка упаковочных изделий России в 2021 г. составил 1,2 трлн руб. Основные сегменты рынка: пластик (38%) — 456 млрд руб. и упаковка из бумаги или картона (36%) — 432 млрд руб. за год.
Как отметили аналитики, целлюлозно-бумажная промышленность в наибольшей степени пострадала от санкций, введенных с февраля 2022 г. В производственных цепочках возникли перебои в поставках сырья, а иностранные компании, владеющие крупными российскими предприятиями, объявили об уходе с рынка России. В связи с чем произошел рост цен на офисную бумагу, пищевую упаковку, которая не только подорожала, но и видоизменилась из-за ограничений, вызванных поставками красок. Рост цен затронул всех: производителей пищевых продуктов, общепит и конечных потребителей.
В среднем закупочные цены на упаковку к августу 2022 г. увеличились на 40% в сравнении с началом года. По данным экспертов, стоимость некоторых видов картонной упаковки и вовсе могла увеличиться на 50% и более. Например, стоимость упаковки для готовой еды, как утверждают представители ресторанного бизнеса, увеличилась на 50%.
Из-за ухода зарубежных компаний, как заметили аналитики, отечественные производители начали занимать освободившуюся нишу и предлагать дополнительные виды упаковки потребителям. Эксперты ожидают стабилизации рынка уже в ближайшие месяцы.
Уход иностранных производителей в большей степени отразился на производственной цепочке в сегменте непосредственного создания упаковки. Для нас сбои поставок зарубежного сырья стали благоприятным фактором. Еще до дефицита упаковки компания осуществляла свою деятельность на отечественных ресурсах, поэтому с завершением поставок зарубежного сырья она не только не испытала осложнений, но и ощутила повышенный спрос. В апреле 2022 г. мы заключили договор с одним из крупнейших в Сибири производителей молока. Поводом для начала сотрудничества стало то, что зарубежный поставщик, с которым ранее сотрудничал производитель, временно приостановил деятельность на отечественном рынке, — прокомментировал директор по развитию и продажам ЗАО «Ламбумиз» Сергей Новиков.
По прогнозу аналитиков, средняя стоимость сырья к концу 2022 г. зафиксируется на уровне показателей июня-июля 2022 г., порядка 51 000 руб. за тонну, в зависимости от вида упаковочного материала. Эксперты отмечают, что отечественные производители уже начали запускать инвестиционные проекты и активно развивать свою деятельность в условиях санкций и локализации производства.