Четыре причины зарегистрировать товарный знак и одна причина сделать это в 2022 году
Как обезопасить себя от недобросовестных конкурентов, лишних затрат и вывести бизнес на новый уровень? Ответ есть — зарегистрировать товарный знак.
Эксперт по интеллектуальной собственности, защите брендов и изобретений, сооснователь юридической компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева
Причина №1: надежная защита бренда
Есть такое понятие «бренд-сквоттеры» — это компании, которые крадут чужие бренды и взыскивают в суде компенсации за нарушение прав на товарные знаки.
Представим ситуацию: вы владелец бизнеса, работаете под товарным знаком, но не регистрируете его в Роспатенте, и вот, в один прекрасный день вы получаете иск на несколько миллионов рублей за использование товарного знака. Как же так произошло? Ответ прост: пока вы работали под определенным брендом, но не регистрировали его, за вас это сделали другие.
На практике суды часто в таких ситуациях значительно снижают размеры компенсации, но в суде нужно будет обосновать завышенность размера компенсации. При хорошем раскладе вместо нескольких миллионов заплатить придется несколько сотен тысяч рублей, что, впрочем, тоже немалая сумма. Вместо того, чтобы спокойно заниматься бизнесом, вам придется понервничать, потратить ресурсы на юриста по интеллектуальной собственности, признавая регистрацию товарного знака незаконной в Роспатенте.
И если с «бренд-сквоттерами» в жизни можно не столкнуться, то более реальна ситуация, когда используемый вами товарный знак уже зарегистрирован другой компанией, осуществляющей деятельность под этим товарным знаком. Таким образом, вы оказываетесь в ситуации, когда в любой момент можно получить иск о взыскании компенсации до 5 000 000 руб. и выше. Лучше заранее избавить себя от подобных проблем.
Причина № 2: монополизация бренда
Зарегистрировав товарный знак, вы можете быть уверены, что никто во всей стране больше не сможет вести бизнес под таким же или похожим названием, ведь при регистрации вы получаете монополию на бренд. А если кто-то решит пренебречь вашим правом, то ему придется за это ответить. У вас будет возможность обратиться с заявлением в правоохранительные и антимонопольные органы, суд и даже возможность заблокировать все сайты и соцсети недобросовестного конкурента. Бизнес таких компаний будет полностью приостановлен, придется еще и заплатить крупную сумму за использование вашего товарного знака.
Причина № 3: возможность выхода на новые площадки для продаж
Представители бизнеса ценят маркетплейсы за удобство выхода на рынок при минимальных затратах. Однако у каждого маркетплейса есть свои правила, которыми нужно руководствоваться при сотрудничестве.
Если говорить о конкретных маркетплейсах, то на 2022 г. Вайлдберриз и Озон не предъявляют особых требований к продавцам по вопросу регистрации товарных знаков. Вы можете свободно зарегистрироваться на маркетплейсе и получить личный кабинет, свидетельство о регистрации товарного знака не потребуется.
Но нужно иметь в виду, что в договоре-оферте есть условия, которые касаются товарных знаков. Вайлдберриз устанавливает, что продавец обязан возместить убытки компании, связанные с предъявлением претензий правообладателями товарных знаков к маркетплейсу, в течение семи рабочих дней с даты получения требований от маркетплейса. А на Озон практически сразу после регистрации могут потребовать доказательства правомерного использования обозначения. Если в течение трех дней вы не представите документы, магазин заблокируют.
Ламода строже подходит к сотрудничеству с продавцами — на платформу запускают только тех, кто уже имеет товарный знак, либо заключил договор на использование с правообладателем.
Причина №4: возможность продавать другим компаниям право работать под вашим брендом (продажа франшиз)
Если ваш бизнес уже достаточно развит и дает плоды, то вы можете расширить его еще больше. Предоставив другим компаниям право работать под своим брендом, вы не только увеличите охват своего бизнеса, но и будете иметь возможность получать хороший доход за использование товарного знака.
По договору франчайзинга или по лицензионному договору вы предоставляете право использования бренда за определенный процент. Если вы не знаете, какой процент указывать в договоре, то можно сделать оценку этого процента. Независимый оценщик даст заключение о том, какой процент будет адекватным в вашей сфере деятельности, чтобы нейтрализовать возражение по цене и минимизировать вопросы со стороны налоговой службы.
Почему нужно зарегистрировать товарный знак именно в 2022 г.?
Минфин России предложил отказаться от скидки 30% за уплату пошлин по регистрации товарного знака за электронную подачу заявки. Сейчас все заявки на регистрацию товарного знака подаются в электронном виде, что позволяет мне экономить для клиентов 30% от размера пошлин.
До конца 2022 г. пошлину можно оплатить со скидкой 30%, но с 1 января 2023 г. скорее всего платить пошлину придется в полном объеме.
По моим прогнозам, за пару дней до конца года будет официальное объявление об отмене скидки 30% на пошлины, и предприниматели спешно начнут подавать заявки на регистрацию товарных знаков.
Подведем итоги:
- Регистрируя товарный знак, вы защищаете свой бренд от посягательства со стороны «бренд-сквоттеров» и недобросовестных конкурентов, а себя — от непредвиденных расходов в виде выплат компенсаций за использование чужого товарного знака;
- Вы получаете монополию на бренд, то есть право запрещать использование своего названия остальными компаниям и возможность получить компенсацию в суде, если кто-то все же будет использовать ваш бренд без разрешения;
- Вы можете выйти на некоторые маркетплейсы и без регистрации товарного знака, однако не нужно забывать, что в соответствии с условиями договора-оферты, именно на продавца ложится ответственность, если он нарушает права третьих лиц;
- Право на продажу франшиз (возможность работать под вашим брендом) юридически у вас будет только в том случае, если товарный знак зарегистрирован;
- Наличие товарного знака показывает вашим потенциальным клиентам серьезный подход к делу. Если компания регистрирует товарный знак, то это говорит о том, что она заботится о репутации своего имени, товара, поэтому для нее важно, чтобы больше никто не мог работать под таким же или сходным названием.
Рекомендую подать заявку на регистрацию товарного знака в 2022 г., так как есть риск, что затраты на регистрацию товарного знака в 2023 г. увеличатся на 30%.