Перевозчики скопились на границах в ожидании перецепки
В декабре на границе Таможенного союза с европейскими странами образовались заторы — перевозчики ожидают перецепки до десяти дней, сообщили представители транспортных компаний.
По информации перевозчиков, самые протяженные заторы — на выезде из Беларуси, где компании ожидают перегрузки и перецепки от семи до десяти дней.
Погранслужбы Польши фактически саботируют свои обязанности по пропуску транспорта на нейтральную территорию для перегрузки. Такое отношение приводит к незапланированным простоям на выезде из страны, — отметил генеральный директор «Рустранс-Спедишн» (ГК Jenty) Кондратий Гайкевич.
Самая напряженная ситуация — на МАПП «Каменный Лог — Мядининкай». По состоянию на 13 декабря, в очереди ожидают свыше тысячи грузовых ТС, согласно данным Госпогранкомитета Беларуси (1130). За сутки сопредельная сторона оформила 21% от нормы на пропуска — выехать смогли 104 грузовика.
Очереди на въезд из Европы в страны Таможенного союза менее протяженные. На погранпереходах между Беларусью и европейскими странами перевозчики проводят в ожидании перецепки от пяти до семи дней. Если доставлять грузы напрямую, самые большие заторы на пунктах пропуска между Латвией и Россией — ожидание может составлять до семи дней, — рассказал руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.
Заторы связаны с высоким сезоном — в декабре грузопоток традиционно увеличивается на 40-80%, пояснила директор ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова.
Многие поставщики стараются заполнить склады заранее, так как 8 января может быть введен новый перечень с запретом на вывоз товаров из Европы, добавил генеральный Кондратий Гайкевич.
Среди причин возникновения заторов — дополнительные досмотры, которые могут занимать от семи до десяти часов. Все это время перевозчик на сопредельной стороне ожидает, когда иностранный грузовик пропустят для перегрузки или перецепки, отметил директор департамента международной логистики «Аривист» Станислав Тобин.
В результате сроки доставки из Европы могут доходить до десяти дней, тогда как в декабре прошлого года перевозка занимала три-четыре дня, — привела сравнение Оксана Феоктистова.
Логистические компании отслеживают ситуацию на погранпереходах в режиме реального времени и выбирают менее загруженные МАПП. На границе таможенного союза с европейскими странами действует 17 погранпереходов, оборудованных для перецепки и перегрузки. По состоянию на 13 декабря погранпереходы между Россией, Эстонией и Финляндией были менее загружены, чем пункты пропуска на границе Беларуси со странами ЕС. Но доставка напрямую занимает больше времени и увеличивает логистическое плечо на 10-30%, рассказала Феоктистова.
При этом стоимость доставки из Европы снизилась, отметили перевозчики, — веденные в октябре ограничения на въезд европейского транспорта помогли стабилизировать ситуацию.
Ранее европейский транспортник доставлял груз до точки назначения в РФ и в обратном направлении ехал порожним, но выставлял заказчику импорта ставку за порожний пробег как за груженый. Поэтому тарифы на перевозку из Европы у этих компаний в июне-августе доходили до €15 тыс. Сейчас российское плечо — на отечественном перевозчике, и партнер из европейской компании, когда привозит импорт, не отказывается взять на терминале прицеп и с грузом экспортным. Это слегка увеличило время простоя на границе, но у российских экспортеров появилось больше возможностей доставить свои грузы до европейских потребителей, — добавил Кондратий Гайкевич.
Неравные конкурентные условия сохраняются до сих пор, добавил Евгений Дятлов. Ограничения на въезд европейских транспортных средств в Россию не распространяется на 92 товарные категории. На практике только 10% фур от ежедневного грузопотока заезжают на склады временного хранения для перегрузки, перецепки и таможенной очистки. Остальные товары европейские перевозчики доставляют напрямую по территории нашей страны.
Нам необходимы две вещи. Первое — время. Подобные процессы не организовываются за сутки, количество партнерских связей и логистических цепочек растет со временем, новым процедурам надо дать время «прижиться», частые изменения нормативных документов тут идут во вред. С другой стороны, важна гибкость и чуткость со стороны регулятора. Например, список товаров-исключений, которые иностранные перевозчики по-прежнему могут доставлять вглубь страны, сегодня неоправданно большой, и его сокращение напрямую влияет на эффективность принятого встречного запрета. Вот посередине между этими двумя противоречащими друг другу принципами и надо нащупать разумный баланс, — резюмировал Кондратий Гайкевич.