Санкции сказались на спросе на директоров по маркетингу в Новосибирской области
После введения санкций почти в три раза больше специалистов в сфере маркетинга вышли на рынок труда в регионе, выяснили аналитики. В марте-ноябре 2022 г. прирост резюме составил 193,2% год к году.
По данным совместного исследования образовательной онлайн-платформы Нетология и hh.ru, в Новосибирской области количество резюме в сфере маркетинга увеличилось относительно прошлого года почти в три раза. В марте-ноябре 2022 г. прирост резюме составил 193,2% год к году.
Это совпадает с общероссийской динамикой. В целом по стране с начала марта 2022 г. количество соискателей в сфере маркетинга выросло более чем в три раза по сравнению с прошлым годом. Так, в октябре 2022 г. количество профильных резюме увеличилось в 4,7 раз по сравнению с октябрем прошлого года. А наибольшее количество специалистов вышло на рынок в ноябре 2022 г. — 547 000 резюме, то есть в ноябре более полумиллиона человек искали работу в сфере маркетинга.
Количество открытых вакансий в регионе при этом демонстрирует незначительную динамику относительно прошлого года: небольшой прирост в 3,1% год к году.
Сильнее всего кризис сказался на спросе на директоров по маркетингу — с марта по октябрь 2022 г. падение год к году в среднем составило 48%. В ноябре 2022 г. ситуация несколько улучшилась — падение спроса составило 35,2% по сравнению с ноябрем 2021 г.
С лета 2022 г. значительно большее количество директоров по маркетингу стало выходить на рынок труда. В июне количество опубликованных резюме выросло на 113,7%, а в октябре — уже почти в шесть раз по сравнению с аналогичным месяцем 2021 г. За весь исследуемый период предложений от соискателей стало в 2,7 раза больше год к году.
Не лучше обстоят дела и у интернет-маркетологов. Пиковое снижение спроса на этих специалистов было отмечено в апреле — на 25,7% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 г. С мая по октябрь 2022 г. динамика количества вакансий оставалась отрицательной. В ноябре стал наблюдаться рост спроса на 22,4% относительно ноября-2021. Однако это не спасло общие показатели — спрос на интернет-маркетологов в 2022 г. упал на 7,8% по сравнению с 2021-м.
Спрос на SMM- и контент-менеджеров упал на 6% год к году, на PR-менеджеров — на 8,4%. На копирайтеров, редакторов и корректоров спрос снизился только на 1%, однако количество резюме этих специалистов увеличилось почти в четыре раза по сравнению с прошлым годом.
Единственными маркетинговыми специалистами, спрос на которых продолжал расти, несмотря на кризис, оказались маркетинговые аналитики. В среднем количество профильных вакансий увеличилось на 9,6% по сравнению с прошлым годом. Однако и здесь в 2022 г. на рынок труда вышло почти в шесть раз больше профессионалов, чем годом ранее.
Предсказуемо сложнее всего найти работу в маркетинге начинающим специалистам без опыта работы — количество вакансий для них снизилось на 9,3% по сравнению с прошлым годом. А вот самыми востребованными оказались специалисты-джуниоры с опытом от года до трех лет — +10,2% вакансий в 2022 г., они обогнали более опытных специалистов.
На фоне повышения конкуренции соискателей увеличивается мотивация к профессиональному росту, изучению новых инструментов и расширению компетенций. Прирост количества студентов Нетологии год от года в Новосибирске составил 343%, а прирост в общем по региону — 362% от прошлого года.
В целом по России самыми популярными курсами 2022 г. стали «Менеджер по маркетплейсам» и «Интернет-маркетолог».
Превалирующая доля студентов на курсах по маркетингу — люди в возрасте 25–35 лет: 51,8% и 50,7% от общего числа обучающихся в 2021 и 2022 годах соответственно. Эта аудитория год к году выросла в 3,7 раза.
Примечательно, что среди студентов стало больше учеников школьного возраста (до 18 лет включительно), в 2022 г. их количество увеличилось в 34 раза, чем в прошлом. Также в 4,4 раза выросла категория студентов 46-55 лет.
49,6% респондентов назвали целью своего обучения поиск работы по новой профессии, что на 19% больше, чем в прошлом году. Каждый третий пришел учиться в целях развития в текущей профессии — 28,6%. 14,7% студентов хотят начать новый проект или перейти на фриланс.
Нетология — образовательная платформа, которая уже 11 лет обучает профессиям по направлениям интернет-маркетинга, аналитики, дизайна, программирования, бизнеса и управления.