«Мы проигрываем Китаю уже на старте»

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: DK.RU

Производители и ритейл сферы одежды рассказали «Деловому кварталу» о проблемах, с которыми столкнулись в 2022-2023 гг. Главные темы — поставка оборудования, комплектующих, сырья, импортозамещение.

В обсуждении приняли участие президент ассоциации «Мода.Технологии.Ритейл» Алёна Русакова, директор компании «Саломея» Олег Якушев, владелец магазинов бренда Stefan Store Сергей Стефанский, директор бренда Sasha Bazhenova Александра Баженова, директор бренда Bazilik Анна Леолян, управляющая розничной сети Malina Bonita Юлия Камаева, директор бренда Look to us Дарья Иванова, основательница торговой марки «Страна кожи» Татьяна Самошкина, основательница бренда Estrogen Анна Бухрякова, основательница Портновского дома Savile house Ирина Шульгина, создательница бренда LILIUM Boutique Лилия Петрова, директор GRAND-MEDIA.RU, член совета Новосибирской городской торгово-промышленной палаты (НГТПП) Вячеслав Танаков, ведущий специалист отдела рекламы GRAND-MEDIA.RU Маргарита Ильина.

Доступность субсидий для МСП

Первым выступил генеральный директор GRAND-MEDIA.RU, член совета Новосибирской городской торгово-промышленной палаты (НГТПП) Вячеслав Танаков. Он рассказал о мерах поддержки бизнеса государством:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 1Сейчас все еще работают программы льготного кредитования бизнеса. Единственное, что нужно будет сделать — отчитаться, куда расходуются средства. Также в Новосибирской области существует программа субсидирования бизнеса на покупку производственных мощностей — станков, оборудования и т.д. Минимальная сумма субсидии — 10 миллионов рублей на пять лет. При этом компания должна ежегодно показывать выпуск продукции на 10% полученной суммы. Чтобы получить эти выплаты, нужно напрямую обратиться в Минпромторг — в «Мой бизнес». Также в городе проходит городской конкурс «Новосибирская марка» и региональный — «Развитие бизнеса в Сибири».

Президент ассоциации «Мода.Технологии.Ритейл» Алёна Русакова возразила:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 2Новосибирские компании, которые работают в легкой промышленности — это малый и средний бизнес, а также много самозанятых. У наших швейных компаний таких оборотов, которые требуются для выдачи субсидий (20-40 млн руб. в год), просто нет. Также есть госпрограммы (например, «Бережливое производство»), которые интересны нашим компаниям. Но там есть определенные требования, которые они не могут выполнить: например, обеспечить обороты в 200 млн руб. в год. Мы создали ассоциацию «Мода.Технологии.Ритейл» как раз для того, чтобы можно было сообща решать такие вопросы.

Мы как ассоциация ищем решения, которые обозначили бы отраслевую проблематику, и составили специальную программу. Например, в московском Минпромторге такую программу для легкой промышленности мне предоставили, а в новосибирском министерстве ее нет. Здесь нас не выделяют в отдельную отрасль — мы числимся в регионе как «легкая и лесная промышленность». Поэтому мы подписали соглашение с торгово-промышленной палатой Москвы, потому что у новосибирской для нас ничего нет.

Вячеслав Танаков предложил ассоциации подготовить данные и предложения по отрасли легкой промышленности, сообщив, что Новосибирская торгово-промышленная палата всегда открыта для конструктивного диалога.

Государство готово помогать, но многие компании просто не обладают необходимой информацией и, например, не знают, что есть понижающая ставка для той же легкой промышленности по НДС, и продолжают платить по-старому.

Дизайнеры, кадры и «карманы»

Ведущий специалист отдела рекламы GRAND-MEDIA.RU Маргарита Ильина рассказала о проблеме с «утечкой» дизайнеров:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 3Хочу отметить, что несмотря на все трудности, качество продукции не теряется. Но мы [индустрия одежды Новосибирска — ДК] немного консервативны, и одежда производится слегка неактуальных фасонов. А ведь Новосибирск — это столица Сибири. Здесь очень много модниц, которые следят за тенденциями и хотят им соответствовать. Я — постановщик дефиле, работаю с молодыми дизайнерами и вижу, что есть большое количество талантливых ребят, готовых выходить на рынок. Но крупные компании не занимаются их развитием, не пытаются удержать специалистов, их творчество «прижимается». И отсюда у нас следует такая тенденция: из Новосибирска уезжают молодые дизайнеры, которые были готовы поставлять качественный модный товар.

Алёна Русакова прокомментировала это заявление и рассказала про ассоциацию «Мода.Технологии.Ритейл»:

Почему молодые дизайнеры уезжают? Приведу яркий пример. У нас был конкурс: компания BIZZARRO пригласила на работу дизайнеров, но таких, которые будут работать в формате и границах бренда. При этом приветствовались свежие идеи. Компания так никого и не нашла. Все оказались с «коронами» — хотят свой собственный бренд, и чтобы кто-то в них инвестировал. Но есть такое понятие, как наработка опыта. И получать его лучше на чужом предприятии, чтобы понять, как оно работает, и увидеть все процессы изнутри. И уже потом можно искать инвестора и уходить делать свой собственный бизнес. А чтобы сделать бизнес с нуля, только выйдя из учебного заведения, нужно быть очень мощным и талантливым.

Любой бренд всегда базируется на личности. Но давайте не будем путать то, что показывают на подиуме, и промышленность, которая работает на прибыль и должна обеспечить запросы и потребности большого количества людей. А это — маркетинг, прогнозы, аналитика трендов, социология и психология, совпадение бренда и покупателя. А вот творческое самовыражение без финансовой подпитки достаточно быстро сойдет на нет.

Есть креативная, инновационная и социальная составляющие в отрасли — все они необходимы. В сентябре 2022 г. мы сделали ассоциацию, которая все эти элементы объединила. В ее состав входит уже 35 компаний и дизайнеров. В отрасли легкой промышленности есть большой запрос на организацию производства. Поточное производство победило ремесленное — в плане экономической эффективности. Это не значит, что оно лучше, просто это другой подход к созданию массового продукта. «Бережливое производство» помогает снизить уровень затрат и потерь, но, к сожалению, недоступно для мелких предприятий.

Также есть запрос на образование. У всех отраслей, не только у нас, есть большие проблемы с кадрами. У нас задача — производить конкурентный продукт, а для этого нужно выстроить образовательную систему. Потому что, когда на работу приходит устраиваться швея и говорит, что умеет шить все, то потом обязательно выясняется, что она может производить только наволочки, а более сложные карманы — нет. В итоге людей, которые умеют шить этот пресловутый карман, — все меньше и меньше.

Основательница бренда Estrogen Анна Бухрякова согласилась:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 4Этот кармашек нам очень дорого обходится. В Китае его шьет автомат или полуавтомат, и наши рубашки с кармашками оказываются неконкурентоспособными, потому что невозможно сделать их лучше машины. Пусть в Китае синтетика, которая «стреляет» статическим электричеством, зато кармашек у них ровный. А у нас такие дорогие машины может себе позволить только такой крупный производитель, как «Синар».

 

Алена Русакова поддержала:

Нам нужно перенастраиваемое оборудование, чтобы, например, можно было сменить насадку и сшить этот карман чуточку по-другому — для другой модели. Мы можем либо закупить это оборудование, либо создать его, что, в принципе, несложно. У нас даже есть стартапы, которые могут сделать эти станки, но нет прямого запроса от рынка. Его нужно формировать всем вместе.

Анна Бухрякова предложила:

Если есть ассоциация, куда входит много компаний, то можно коллективно купить одну необходимую машину, которая стоит от миллиона и больше, и сделать ее коллективного пользования — на весь город. Можно нанять человека, который будет ее обслуживать. Это улучшит качество продукции.

Вячеслав Танаков развил тему квалификации современных дизайнеров на примере своего производства:

У многих компаний есть штатные дизайнеры. И вот такая компания-заказчик присылает мне макет вывески, которую ей нужно изготовить, в 3D. Я смотрю на него и понимаю, что сделать то, что там нарисовано, физически невозможно. Проблема здесь в том, что у большинства штатных дизайнеров просто не хватает технических знаний. Дизайнерам нужно прививать техническую грамотность.

Алена Русакова:

Я соглашусь: когда дизайнер не понимает инженерную составляющую продукта, он рисует то, что сделать нельзя. Нужно показать интересность инженерии. Ведь это очень творческая сфера, почти искусство — что-то среднее между наукой и креативом. Да, здесь нужно идти к большей автоматизации производства и развивать больше мозг.

Непрестижный тренд

Директор компании «Саломея» Олег Якушев рассказал:

Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса со следующего года перестанет готовить наладчиков швейного оборудования в сфере легкой промышленности. Сразу это будет не так заметно, но через три-пять лет уже некому станет чинить оборудование.

Анна Бухрякова поддержала тему и добавила:

Через 10 лет и шить будет некому: например, у меня на производстве швей моложе 40 лет нет. У меня нет «текучки» — многие работают годами. Но найти новых специалистов с такими же руками сложно.

Олег Якушев поделился наблюдениями на основе работы своей компании:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 5На нашем предприятии мы проводим раннюю профориентацию у школьников 9 класса. Я заметил у них сложившийся стереотип, что в колледж легкой промышленности идут только неудачники или те, кто не может себе позволить получить высшее образование. Я считаю, нам нужно прилагать усилия, чтобы преломить этот тренд. Нужно водить школьников на предприятия, показывать реальное производство, ведь там стоят современные машины, это достаточно технологичное производство.

Что делает сейчас молодой специалист? Он быстро мониторит рынок, отрисовывает модель, ищет через интернет производство в Китае и запускает свой бизнес. И это происходит в 95% случаев.

Анна Бухрякова возразила, что этот «тренд» невозможно переломить:

Ничего не изменится, пока будет считаться зазорным и непрестижным ручной труд. А это сейчас мировой тренд. Поэтому я вижу единственный выход из этой ситуации — усовершенствование машин.

Проблемы отрасли 2022-2023 гг.

Олег Якушев рассказал о проблемах, возникших в отрасли в 2022 году:

Предприятия сферы легкой промышленности на70-80% получают машины, материалы и комплектующие из Китая и Турции. У нас мало итальянских, японских машин, мы сильно не пострадали от санкций: есть и материалы, и ткани, и запчасти для станков. Были проблемы с красками, с логистикой, и валютные скачки. Но это все решаемые проблемы. Сейчас главная проблема — сбыт продукции. Причина — падение покупательской способности. Нужно пересматривать каналы сбыта, потому что изменилась целевая аудитория. Заточенная под конкретного потребителя реклама больше не работает.

Директор бренда Look to us Дарья Иванова согласилась и поделилась своим опытом перенастройки работы в 2022 году:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 6В связи с последними событиями мы наблюдали шоковую реакцию потребителя и изменение целевой аудитории. Наши девушки реагируют на кризис по принципу «ничего не хочу решать, а хочу новое платье», поэтому даже в пандемию мы наблюдали всплеск потребительского спроса. Даже сидя дома женщины хотели одеваться, причем запрос был не на домашние пижамки, а на стразы, перья и меха. Это первое.

Во-вторых, очень сильно высвободился рынок, который покинул масс-маркет, уходя из РФ. Мы сейчас работаем с марками Calista, Villagi и др. — крупнейшими российскими производителями. На мой взгляд они ничем не уступают покинувшим нас брендам. Но все-таки действительно не хватает разнообразия на нашем рынке. На большую часть того, что сейчас есть в наличии, массовая аудитория от 20 до 40 лет вряд ли обратит внимание.

Если говорить об импортозамещении, то для нас оно произошло. Мы бываем на отраслевых выставках, где представлено очень много российских марок. Эти встречи дают возможность пробовать, экспериментировать и заключать новые договоры. Если не учитывать эти выставки, то самой большой проблемой становится отсутствие возможности найти потенциальных производителей самостоятельно, даже через интернет.

Алена Русакова ответила:

У ассоциации есть в планах создание базы российских производителей и брендов. Нужна некая платформа (агрегатор), которая объединит всех в единую систему. В ней будет ранжирование «по интересам» — кому что требуется.

Основательница торговой марки «Страна кожи» Татьяна Самошкина также поделилась своим взглядом на проблемы легкой промышленности в Новосибирске:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 7Почему мы, столица Сибири, не имеем своей сибирской моды? Почему не шьем то, что подходит именно нам, нашему региону? Ведь нас одевает Турция, а не Сибирь. Наша сибирская тема губится на корню. Мы не «рождаем» людей, которые будут одеваться по-сибирски и делать из меха волшебные вещи. Все здесь говорят о дизайнерах, но где же скорняки? Закрыли и в Томске, и в Новосибирске все заведения, где учили этой профессии. Если мы не воспитаем людей, которые будут увлечены легкой промышленностью, мы так и будем опираться на старшее поколение и другие страны.

Директор бренда Sasha Bazhenova Александра Баженова посетовала на недостаточную смелость покупательниц:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 8Я в основном продаю свою продукцию в другие города и регионы РФ. Проблема Новосибирской области в том, что девушки здесь не хотят одеваться ярко, своеобразно — они не желают выделяться и отличаться от остальных. Поэтому местные бренды, которые создают что-то необычное, не слишком востребованы. Им нравится одеваться во все серое и бежевое, как это сейчас модно.

Вячеслав Танаков отметил, что, по его мнению, наши бренды ставят слишком высокие цены на свою продукцию, поэтому покупатели смотрят на Турцию и Китай.

Директор бренда Bazilik Анна Леолян возразила:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 9Мы, небольшие производства, — люди, которые занимаются любимым делом. Для нас важно делать качественный, интересный продукт. У меня бренд вязаных вещей ручной работы, и свитер в моем магазине стоит 15 тысяч рублей. Но это вещь, сделанная из качественной дорогой пряжи, вручную— вы будете ее носить много-много лет. У меня нет задачи сделать это дешево, а есть задача — сделать хорошо. И логично, что у этой продукции большая себестоимость. Маленькие производства ставят высокие цены, потому что у них не только нет больших объемов, чтобы удешевить продукцию, у них даже нет задачи их иметь.  

Основательница бренда Estrogen Анна Бухрякова продолжила тему, отметив, что в России почти нет собственных производств тканей, что тоже осложняет работу небольших местных производителей:

Мы априори будем проигрывать производственникам из Китая. Потому что, например, самая дешевая костюмная ткань Китаю как ее прямому производителю обходится в 70 рублей, а нам — в 400. Этот эффект дает покупка, перевозка, перепродажа, накрутка. налоги и т.д. Получается, что мы проигрываем Китаю уже на старте. Почему бы не открыть больше производств тканей в России? Это первостепенный вопрос, которым должна заняться легкая промышленность.

Управляющая розничной сети Malina Bonita Юлия Камаева внесла долю позитива в обсуждение:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 10У нас, например, запланированные на прошлый год открытия новых бутиков не произошли. Но когда после спада спроса был его взлет, мы были готовы, потому что обладали большими запасами тканей. Благодаря этому мы не ощутили проблем с их поставками, которые были у других магазинов. Наше производство продолжало отшивать все запланированные коллекции. В прошлом году мы даже запустили новые линейки одежды, вырос и ассортимент. Получается, что все возникшие сложности трансформировали бренд и дали ему новые возможности.

Создательница бренда LILIUM Boutique Лилия Петрова поддержала позитивный настрой:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 11У нас те же проблемы, что и у остальных — это нехватка кадров (конструкторов, швей). Особо неразрешимых проблем не было, потому что мы сотрудничаем и с Китаем, и с Турцией, и закупаем ткани в России.

 

 

Основательница Портновского дома Savile house Ирина Шульгина завершила обсуждение, поделившись своим опытом:

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 12Я представляю пять европейских брендов, которые делают мужскую одежду по меркам. С Европой работа ни на секунду не прекращалась и до сих пор продолжается: она все так же принимает заказы. Мы вышли за рамки мужского костюма: шьем по меркам сорочки, трикотаж, джинсовую одежду, пальто и т.д. Проблема, с которой мы столкнулись, — рост цен, потому что зависимы от курса валют. Также усложнилась логистика, из-за чего увеличился срок ожидания. Немного упал спрос на костюмы. Если раньше мужчина, делая заказ минимум из пяти единиц, действовал по настроению, то сейчас он начал соизмерять свои покупки с необходимостью. Сейчас я стала больше делать костюмы сама, что достаточно дорого само по себе, и не все оказались к этому готовы. Большая проблема — найти людей, которые бы мне помогали. Среди своих клиентов я ищу тех, кто готов попробовать запустить производство здесь.

Участники круглого стола пришли к выводу, что проблемы отрасли легкой промышленности возникли даже не столько в 2022 году вследствие кризиса, а обнажились еще раньше — в период пандемии. А проблема с кадрами и отсутствием собственных производств тканей тянутся из еще более отдаленных времен. Однако отрасль настроена объединяться и решать эти проблемы сообща.

Фоторепортаж Егора Тиммермана

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 13

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 14

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 15

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 16

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 17

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 18

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 19

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 20

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 21

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 22

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 23

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 24

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 25

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 26

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 27

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 28

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 29

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 30

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 31

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 32

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 33

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 34

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 35

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 36

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 37

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 38

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 39

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 40

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 41

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 42

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 43

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 44

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 45

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 46

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 47

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 48

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 49

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 50

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 51

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 52

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 53

«Мы проигрываем Китаю уже на старте»
 54

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.