Россияне все больше осваивают покупку ювелирных изделий онлайн — тренд растет и ширится
К трехлетию легализации электронной ювелирной коммерции в России Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и ювелирный бренд SOKOLOV провели совместное исследование.
Продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом была разрешена в России постановлением правительства в декабре 2019 г. По данным АКИТ, в 2020 г. онлайн-продажи в общем объеме ювелирного рынка в денежном выражении достигли 13%, в 2021-м — возросли до 17%, а по итогам 2022 г. — дошли до 19% от совокупного объема рынка ювелирной розницы (301 млрд руб.).
2022 год стал по-настоящему «прорывным» для ювелирного сегмента в интернет-торговле: рост объемов продаж по сравнению с прошлым годом составил 190% — на сегодня это самая быстрорастущая категория в интернете. Еще одно объективное подтверждение высокого потребительского спроса на эти товары — неизменность среднего чека покупок: в течение всего 2022 года он оставался на уровне 6-7 тысяч рублей. Частотность онлайн-покупок украшений существенно возросла, и думаем, что у этой категории в интернете впереди еще большой потенциал развития, — отметила вице-президент АКИТ Лия Левинбук.
В онлайн-опросе на платформе Яндекс.Взгляд приняли участие три тысячи мужчин и женщин старше 18 лет из крупных российских городов. Из них 20% хотя бы однажды купили в интернете украшение в 2022 г. В прошлом году этот показатель составлял всего 14%.
Заметное увеличение покупок украшений онлайн произошло в сегменте покупателей старше 45 лет: их доля увеличилась с 10 до 15%. На 3% увеличилась доля покупателей-мужчин — до 55%, посчитали аналитики.
Выросли объем и частота покупок украшений из серебра со вставками и без вставок, а также из золота без вставок. В структуре покупок увеличилось количество украшений до 10 тыс. руб. (78% против 73% годом ранее), т.е. выросла популярность более бюджетных украшений.
Женщины чаще всего покупали в интернете серьги (48%), которые в целом — лидер онлайн-продаж из-за универсальности размера. Мужчины рискуют и покупают онлайн кольца (28%) и цепочки (27%), при этом обручальные кольца купили онлайн всего 3% участников опроса, отметили эксперты.
Также за прошлый год до 52% возросла доля покупателей ювелирных украшений на маркетплейсах (от всех купивших в период с декабря 2021 по декабрь 2022 г.) — в прошлом году об этом говорили 42% опрошенных. Прежде всего, по мнению аналитиков, это обусловлено популярностью Ozon и WB (рост на 3% каждый).
Поскольку увеличилась доля продаж через маркетплейсы, пункты выдачи стали еще более предпочтительным вариантом для получения товара во всех городах, независимо от цены покупки (53%). В ответе на вопрос о способе доставки интернет-заказов участники также указывали доставку в ювелирный магазин (29%), а 16% выбирали курьерскую.
В общей структуре ювелирного e-com на маркетплейсы приходится 52%, на сайты и ювелирные компании – 40%, в социальных сетях и на площадках объявлений украшения купили 6% опрошенных.
Абсолютное большинство респондентов — как мужчин, так и женщин — остались довольны покупкой ювелирных украшений (96%), выяснили эксперты. В 2021 г. показатель удовлетворенности был на том же уровне.
По нашим прогнозам, доля онлайн-продаж в ювелирной рознице уже в этом году достигнет 22%, а к концу 2024 года будет составлять четверть объема рынка. Драйвером роста станет сформировавшийся за минувшие три года положительный клиентский опыт на фоне общего увеличения рынка интернет-торговли в России, существенную роль в котором играет развитие маркетплейсов, — заключила руководитель Аналитического центра SOKOLOV Алина Колпакова.